МОДЕЛЬ №0000001 БЫЛА ВЫКУПЛЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ, ОТРЕСТАВРИРОВАНА И ТЕПЕРЬ ЯВЛЯЕТСЯ МУЗЕЙНЫМ ЭКСПОНАТОМ

Суеверные люди настоятельно не рекомендуют отмечать сорокалетние юбилеи. Праздновать дни рождения заранее тоже считается плохой приметой. Автогигант «КамАЗ» проехался по обоим поверьям с той же легкостью, с какой его могучие машины преодолевают бездорожье. Да и как не сдвинуть сроки, если с поздравлениями приехал не абы кто, а сам российский президент с большой высокопоставленной компанией.

Для этого в плотном рабочем графике главы государства специально ближе к «красной дате» автомобилистов именно в Набережных Челнах решили провести заседание военно-промышленной комиссии. И не с пустыми руками прибыли столичные гости, а с гарантиями дальнейшей всемерной помощи и поддержки, которую государство постоянно оказывает предприятию.

«Будем все делать для того, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты, необходимые товары, грузы на таких замечательных машинах, которые вы производите», — эти слова Владимира Путина дорогого стоят. Особенно в нынешние кризисные времена.

Впрочем, за сорок лет существования трудностей у автогиганта было хоть отбавляй. С тех пор, как в 12 часов 5 минут 16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошел первый грузовик новой марки «КамАЗ», предприятию пришлось пережить пожар на заводе двигателей — он случился в апреле 1993 года и полностью уничтожил производство. В 1998 году из-за кризиса производство было остановлено на целых девять месяцев. Смена советского планового хозяйства на дикий стихийный рынок тоже оставила негативный след в истории автопредприятия. Тысячи фабрик и заводов, не выдержав «свободной конкуренции», рэкета и неумелых действий «эффективных» менеджеров, разорились. «КамАЗ» же устоял, окреп в борьбе и сделал рывок вперед, покорив не только свою страну, но и многие зарубежные.

Первые автомобили, рожденные в Набережных Челнах, имели колесную формулу 6×4, под капотом у них били копытом 210 «лошадей», способных увезти до 8 тонн груза. Скорость этого «железного коня» зависела от величины передаточного числа главной передачи и достигала 80-100 км/ч.

К слову, как выглядел первенец, желающие могут узнать, побывав в музее Научно-технического центра предприятия. Отработав несколько лет в одном из автохозяйств Башкортостана, модель 5320 за номером 0000001 была выкуплена производителем, отреставрирована и теперь является музейным экспонатом. Во время юбилейных торжеств «номер первый» превратился в популярную фотомодель — кто только не снялся на его фоне.

ВПЕРЕД, К БЕСПИЛОТНИКАМ!

Сегодня ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей. В него входят разработка, изготовление, сборка автотехники и автокомпонентов, сбыт готовой продукции и сервисное сопровождение. В составе производственного объединения 12 крупных заводов и более 150 организаций, расположенных как в России, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья, выпускающие более 40 моделей грузовых автомобилей, прицепы, автобусы, тракторы, двигатели. Трудовой коллектив составляют 40 тыс. человек.

Кризис, естественно, не мог не отразиться на АО «КАМАЗ». Но курс на импортозамещение, безусловно, поддержит автопроизводителей из Набережных Челнов. Да и курс рубля относительно евро и доллара им на руку: эксперты уверенно прогнозируют, что в текущем году доли российских производителей грузовиков будут расти, а зарубежных — падать.

Так, аналитик Алексей Муханов считает, что в 2015 году отечественные марки «КамАЗ» и «Урал» показали динамику продаж лучше, чем в целом по рынку, в первую очередь из-за меньшего роста цен на новую технику. Безусловно, сказались при этом и меры государственной поддержки автопрома. Они, к слову, продлены на 2016 год, что открывает новые горизонты для ПАО «КАМАЗ».

О дальнейших перспективах трудовой деятельности коллектив предприятий «КАМАЗа» узнал еще во время юбилейных торжеств. Так, глава Роснефти Игорь Сечин застолбил за своей организацией тысячу новых грузовиков.

Почти сенсационной стали для автостроителей и решения военно-промышленной комиссии. Новая задача, поставленная президентом, — к 2020 году довести уровень оснащения войск современной техникой с 30% до 70%, прибавляет производителям «КамАЗов» не только работы, но и уверенности в завтрашнем дне. Ведь именно эти автомобили составляют основу армейского автопарка.

Начинают поджимать и сроки реализации еще одной амбициозной программы. В октябре прошлого года президиум Совета по модернизации экономики и инновационному развитию одобрил четыре «дорожные карты» Национальной технологической инициативы, в том числе проект, посвященный беспилотному автотранспорту. Сколь бы фантастично это ни звучало, в рабочих планах стоит задача довести серийное производство беспилотных автомобилей к 2021 году до 100 экземпляров в год.

Вроде бы это капля в море, но ведь лиха беда начало. Да и материальный стимул для производителей беспилотников в этом случае чрезвычайно соблазнителен: министерство промышленности и торговли вызвалось компенсировать 97% расходов на реализацию соответствующих проектов. О том, что это не очередная сказка, свидетельствуют 2,2 млрд рублей, заложенных в бюджет 2016 года на поддержку производства «беспилотников». Компании, готовые вести эту работу, в том числе «КАМАЗ», «АвтоВАЗ» и ГАЗ, смогут потратить эти средства на зарплаты работников, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, на закупку оборудования, перепланировку цехов, на платежи по договорам лизинга, изготовление опытных образцов и мн. др.

А на платной трассе М11 Москва — Санкт-Петербург уже в этом году планируется начать создание высокоскоростного транспортного коридора для беспилотных грузовиков. Первые автомобили без водителя должны отправиться от одной столицы к другой до 2018 года.

Одним словом, подарки к юбилею «КАМАЗ» получил царские. Но отработать их нужно достойно.

Мария Лисицкая

«Политическая Россия», 19.02.206