Центральное место зала было отдано стендам о курортах Краснодарского края и Крыме
Центральное место зала было отдано стендам о курортах Краснодарского края и Крыме

ЧЕРНОЕ МОРЕ И ВЕРХНЯЯ ПЫШМА

Накануне в Казани стартовал двухдневный региональный туристический форум «Туризм в России. Перспективы и возможности 2016». Организаторы форума — федеральное агентство по туризму и компания «Интурист», а в Казани ивент проходит при поддержке госкомитета РТ по туризму. Столица Татарстана стала одной из четырех «остановок» в маршруте форума: аналогичные мероприятия проводятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Самаре. С помощью таких ивентов, которые преподносятся как уникальные, Ростуризм готовится к весенне-летнему сезону, надеясь сделать российские курорты популярными для жителей страны. В прошлом году, по данным агентства, число поездок по России уже выросло на 18%, а поток туристов из-за рубежа увеличился на 8%.

На пресс-конференции заместитель гендиректора ООО «НТК Интурист» Сергей Толчин сообщил, что это первый региональный туристический форум. «В таком формате с такой концепцией мы такое мероприятие еще не проводили. Была идея сделать совершенно новый формат. Казань — четвертый город, и во всех городах ивент вызывает большой интерес, — сообщил он. — Мы собираем 70 - 80 процентов профессиональной аудитории. В условиях экономических изменений нам всем нужно думать, как теперь быть, как продавать». По словам Толчина, в тех городах, где уже проводился форум, чувствуется эффект — рост продаж туров в Крым и Сочи. Тем страннее смотрелись несколько стендов зарубежных стран.

Казанскую площадку организовали в ГТРК «Корстон»: в бальном зале на втором этаже расположили свои представительства туркомпании и отели, а на первом этаже днем прошла пресс-конференция — на этом, собственно, все и закончилось. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» показалось, что организаторы ожидали от представителей местных турагентств несколько большей активности, чем та, что была на выставке. Вместо того, чтобы внимательно изучать возможности отелей и регионов России, менеджеры бегали от одного стенда к другому, чтобы прилепить свои наклейки на лист. Видимо, за это по окончании форума организаторы пообещали некие плюшки, и для большинства такое времяпровождение стало главной целью пребывания на форуме. Подобная картина наблюдалась на протяжении нескольких первых часов с момента открытия. Затем представители компаний дружно бежали к фуршетному столу...

Тем не менее мы изучили представленные предложения — всего около 20 стендов. Оформлены они неярко, из общей массы выделялся стенд нашей республики Visit Tatarstan — красного цвета, компании-организатора «Интурист» — в сложной цветовой гамме и стенд с буклетами-путеводителями по городам чемпионата мира по футболу 2018 года. В Казани такой путеводитель советует посетить туристам Национальный музей РТ, Казанский кремль и Государственный музей изобразительных искусств РТ. Выбор, конечно, достойный, но слишком уж скромный и излишне традиционный.

Где предлагают этим летом отдыхать татарстанцам? На выставке можно было встретить, например, представителей сети отелей в Греции (около 30 отелей 4 - 5*) Grecotel Hotels and Restaurants — не совсем было понятно, какое отношение компания имеет к внутреннему туризму, или отелей «Имеретинский» (комплекс на 2 тыс. номеров) и Park Inn by Radisson в Сочи. Для отдыха в Анапе на выставке можно было присмотреть сеть пансионатов «Фея», а в Крыму — MRIYA RESORT&SPA (с включенными в проживание медицинскими программами наряду с завтраками или полупансионами). На стенде «лучшего семейного отеля Крыма Porto Mare» нашей газете ответили, что это все-таки не 5*, а твердая четверка — «не Алушта». И снова Крым — на одном из стендов был представлен туристический комплекс «Арго», про который нам рассказали, что это «курортный Крым, с горами, для любителей чистого экологического воздуха». Все представители агентств и отелей ответили нашей газете, что не могут предоставить цены для изучения.

Сергей Толчин (слева)
Сергей Толчин (слева)

Если центральное место зала было отдано стендам о курортах Краснодарского края и Крыме, то зарубежные направления (опять отметим эклектику мероприятия, задача которого — увеличить внутренний турпоток) заняли места вдоль стен. Греция, Болгария, Сингапур — на фоне разговоров вокруг о дешевом рубле и снижении потребительского спроса эти направления смотрелись на выставке как будто по-издевательски.

Из российских регионов была представлена Свердловская область. Как рассказала «БИЗНЕС Online» начальник отдела продвижения туристического продукта министерства инвестиций и развития Свердловской области ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области» Анастасия Прокудина, в Казани она хочет рассказать, как можно отдохнуть в этом не самом популярном для отдыха регионе. «К нам приезжают деловые туристы, но, когда они остаются на два-три дня, что еще можно посмотреть? В пределах 80 километров от Екатеринбурга предпочитают ездить в Верхнюю Пышму, чтобы увидеть выставку военной техники. Приезжают познакомиться с Нижним Тагилом. Мы также предлагаем ознакомиться с нашими индустриальными площадками, колокольным производством. У нас отличные горнолыжные курорты. В мае откроется сезон сплавов, — рассказала она и пожаловалась на неактивность казанцев. — К нам приезжают из Казани в рамках «РЖД Тура». Из нашей области в Казань приезжает очень много, а казанцев мало приезжает. Более того, сейчас есть прямое авиасообщение — полтора часа, можно формировать интересные маршруты выходного дня». На вопрос о том, чувствовался ли за прошлый год рост внутреннего туризма в области, Прокудина привела данные аэропорта Кольцово. По ее словам, в прошлом году пассажиропоток составил около 5 млн., причем сейчас доминируют внутренние перевозки.

Екатерина Барабанова и Александр Сирченко
Екатерина Барабанова и Александр Осауленко

«КРЫМЧАНАМ ТОЖЕ НАДО ГДЕ-ТО ОТДЫХАТЬ»

Заранее известную цель мероприятия для представителей СМИ организаторы попытались еще раз сформулировать на пресс-конференции. Начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Александр Сирченко заявил, что формат форума оказался очень интересен. По его словам, та ситуация, которая сейчас сложилась на внутреннем рынке, требует новых подходов, нахождения новых туристических направлений. Он привел экспертную оценку: по итогам 2015 года внутри России отдохнули почти 70 млн. человек. «Надо понимать, что просто так поток не вырастет. Чтобы человек посетил регион, надо его презентовать, преподнести и обеспечить, чтобы качество соответствовало цене. Заменить потоки по пляжному туризму в Египет и Турцию Россия пока не в состоянии полностью. Но будет рост по Крыму и по Краснодарскому краю», — пообещал он.

Сирченко также сообщил, что считает удачным формат проведения, и назвал его примером государственно-частного партнерства. То есть весь форум во всех городах проведения за свои средства организовал «Интурист», а информационную поддержку оказал Ростуризм. Правда, неясно, с какой стати «Интурист» так расщедрился — хорошо известно, что это многопрофильный туроператор. На его сайте указано, что основные направления — Таиланд, Италия, Болгария, Тунис, Австрия, Черногория, Хорватия, Индия и др., правда, особое внимание «НТК Интурист» ныне «уделяет развитию внутреннего туризма». Таковы уж веяния времени: при заходе на сайт компании сразу же отображаются баннеры об отдыхе в России, но складывать все яйца в эту корзину оператор явно не намерен.

Тем временем зампредседателя госкомитета РТ по туризму Екатерина Барабанова радушно ответила, что Татарстан рад принимать у себя выставку, и напомнила, что республика сама активно продвигается, в том числе на международных рынках. Единственное же упоминание о заграничном отдыхе на пресс-конференции прозвучало из уст Толчина. По его мнению, первое место по популярности у россиян этим летом займет Болгария — за счет цены, удобства и прочего. Журналисты поинтересовались у представителя Ростуризма, есть ли вероятность возобновления в этом году авиаперелетов в Египет. «Ситуация может разрешиться только тогда, когда будет полностью обеспечена безопасность, — ответил Сирченко. — Для нас во главе угла стоит все-таки безопасность. Лучше не поехать в Египет и остаться живым. И поехать куда-то по России». Разговоры о зарубежном туризме закончились сами собой.

«Возвращаем себе славу всероссийской здравницы»
«Возвращаем себе славу всероссийской здравницы»

Самым же разговорчивым и активным на пресс-конференции оказался представитель Крыма. Председатель комитета Государственного Совета Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк сообщил присутствующим журналистам, что ценовой диапазон на средства размещения — от пары сотен рублей до полумиллиона рублей в сутки. Таким образом, каждый может выбрать отдых на свой вкус. «Возвращаем себе славу всероссийской здравницы, — радостно вещал он. — ФМС в прошлом году на территории одного из регионов зарегистрировал представителей 80 стран (Европа, Канада и др.) — они приезжают туда лечиться, а если речь о здоровье, никакие санкции неважны, — рассказал он и намекнул на интерес крымчан к Татарстану. — Хорошо, что выстраивается мостик внутреннего туризма в России. Крымчанам тоже надо где-то отдыхать!»

«Всегда начинают сравнивать с заграницей. Ну что там Египет? Ну пирамиды. А вы приезжаете в Крым — за всю жизнь не успеете его посмотреть! — все больше вдохновлялся представитель Крыма. — Мы не собираемся заменять Турцию и Египет. Мы даже рядом стоять не собираемся. Мы себя ценим гораздо выше!»

Вслед за разговорами об отдыхе внутри страны газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Толчина, как вырастут цены на российских курортах — в Крыме и Сочи — в летний период. Напомним, в СМИ в начале года появлялась информация, что удорожание турпакетов по сравнению с прошлым годом составит 30% из-за отсутствия альтернатив в виде Египта и Турции.

Толчин ответил, что максимальная планка повышения цен по средствам размещения — 10 - 15%. В Сочи индексация составит не более 7 - 8%, а в Анапе некоторые объекты, по словам спикера, даже снизили цены. При этом, обобщая, Толчин заверил, что цены на отдых на российских курортах по сравнению с прошлым годом выросли не более чем на 10 - 15%.

Все представители агентств и отелей ответили, что не могут предоставить цены для изучения
Все представители агентств и отелей ответили, что не могут предоставить цены для изучения

«ГЛУБИНА БРОНИРОВАНИЯ ОТДЫХА НА РОССИЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДОСТИГАЕТ СЕНТЯБРЯ»

Перспективы внутреннего туризма «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль»:

— Конечно, отсутствие отдыха в Египет и Турцию сыграло свою роль. Это одна из основных причин, почему наши краснодарские курорты стали востребованными и получили такую загрузку. Спрос на черноморское побережье, включая Крым, достаточно велик. На сегодняшний день есть бронирования по сентябрю, не только по лету. Насчет роста цен на 15 процентов не уверена — по-моему, он больше.

Если говорить о Крыме, то там отдыхают два типа людей. Первый — те, кто ни разу не был в Крыму. Они читают отзывы и комментарии по курортам, знакомятся с информацией, в том числе по недостаткам. Второй тип — туристы, которые отдыхают в Крыму из года в год. Наша компания также предлагает туристам программы по отдыху на курортах Краснодарского края.

Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата», ассоциация туристических агентств Татарстана:

— Да, уже сейчас можно говорить о росте спроса на черноморское побережье на фоне отсутствия Египта и Турции. Боязни у людей ехать в Крым нет, и спрос на этом направлении есть. В частности, Краснодарский край, Крым — билеты бронируются уже сейчас на лето. Если мы говорим о черноморском побережье и Крыме, то крупнейшие туроператоры уже сформировали турпакеты и занимаются реализацией этих пакетов по всей России. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других, региональных городах, особенно где есть прямые перелеты в Сочи и в Крым — в Симферополь.

Камиль Тарзиманов — коммерческий директор компании «Салават тур»:

— В данный момент спроса на черноморское побережье, Крым среди туристов нет, потому что не сезон. Но на лето кое-какие бронирования есть. Благодаря отсутствию отдыха в Египте и Турции турнаправления на юг России стали активнее, чем в прошлые годы, но без ажиотажа — все-таки цены не такие уж и низкие. Люди за полгода не думают о возможных неудобствах в Крыму, потому что завтра все может стать по-другому. Бронируют те, кто за рубеж не может поехать. Они и отправляются в Крым, Краснодарский край, Сочи.

Кроме того, есть альтернативы Египту и Турции — Болгария, Греция, Черногория, Испания. Средиземноморье — не только Турция, Красное море — не только Египет. В Эмиратах летом иногда отдыхают, в Иордании.

«В КРЫМ НУЖНО МНОГО ВКЛАДЫВАТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ТУДА ПОЕХАЛИ»

Виктор Степанцов — гендиректор «Казань-интур»:

— Не скажу, что есть особый спрос на черноморское побережье. Сейчас там холодно. К тому же много вопросов возникает и по ценовой политике, и по обслуживанию. Персонал не очень квалифицированный, и отношение к туристам тоже вызывает вопросы. Цены почему-то растут, а уровень сервиса на одном и том же уровне. Для того чтобы люди поехали, несколько составляющих должно быть. Если недорого и адекватная цена при приеме, то люди поедут, даже несмотря на климатические условия. К примеру, раньше можно было при цене билета до Москвы слетать в Турцию. То есть в первую очередь вопрос — в ценовой политике.

Из недавней поездки в Крым могу сказать, что в Крым нужно много вкладывать, чтобы люди туда поехали. Дороги разбитые, здравницы неприглядные, нужно восстанавливать. Также многое зависит от политической обстановки. Пока все не устаканится, желаемый поток туристов вряд ли удастся сформировать.