СУД РАЗДАСТ ВСЕМ ПО СЕРЬГАМ: И УК ЗА 70 МАШИН, И ВЕРОЯТНЫМ ПОДЖИГАТЕЛЯМ

Уголовное дело по факту поджога по неосторожности жилого дома на улице Пушкина, 5 возбуждено отделом управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по РТ. Пока подозреваемых двое. Об этом «БИЗНЕС Online» вчера сообщил начальник отдела по работе со СМИ ГУ МЧС РТ Андрей Родыгин.

Напомним, вечером 10 февраля в центре Казани на улице Пушкина, 5/43 загорелась квартира №61. Огонь перекинулся на соседние квартиры, а затем и на кровлю. Жильцы были немедленно эвакуированы. Пожар тушили 6 часов — вызов поступил в 18:50, огонь ликвидировали к 22:08, полностью завершили тушение в 1:49. Площадь составила 600 кв. метров. Предполагаемый виновник происшествия — владелец квартиры №61, который на пару с товарищем сваривал металлический каркас кровати. Раскаленный огарок упал между полами, началось скрытое горение, огонь быстро пошел по квартире. Своими силами собственник потушить пожар не смог, выбежал из квартиры и начал оповещать соседей о случившемся. Всего выгорело пять квартир, не говоря уже о разрушенном участке кровли и залитых водой соседях.

«Дело возбуждено по статье 168 УК РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем» прим. ред.), — уточнил Родыгин, — в отношении неустановленного лица, поскольку в квартире (№61, где произошло возгорание) были два человека, и пока непонятно, кто совершил поджог. Оба написали объяснительные, сейчас они на свободе. Обвинение им будет предъявлено после проведения экспертиз по делу, на это необходимо время. Возможно, они оба виновны (в произошедшем пожаре), возможно, один из них останется в качестве свидетеля, время покажет».

После пожара было назначено проведение трех экспертиз — по причине и месту возникновения пожара, по проверке огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения дома и по исследованию пожарной опасности утеплителя дома. Как только подозреваемым предъявят обвинения, МЧС намеревается через суд потребовать избрания меры пресечения. Статья 168 УК РФ предполагает наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. рублей, исправительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до одного года. Это не тяжкое преступление — нет, слава богу, гибели людей, нет травматизма. Так что, скорее всего, речь пойдет о подписке о невыезде, предположил собеседник «БИЗНЕС Online». «Была бы более тяжкая статья — занимались бы этим вопросом другие правоохранительные органы», — заметил Родыгин.

В рамках уголовного дела также будет рассматриваться роль управляющей компании в ЧП. Дело в том, что оперативно бороться с огнем пожарным мешали машины, размещенные во дворе дома. Всего во дворе было припарковано около 70 автомобилей. Еще в апреле 2015 года сотрудники отдела надзорной деятельности Вахитовского района Казани ГУ МЧС РТ проводили рейд на предмет загромождения проезда во внутридомовую территорию жилого дома №5 по улице Пушкина и пришли к выводу, что припаркованные автомобили делают невозможным проезд противопожарной техники. За неисполнение предписания пожарников замдиректора ООО «УК «Вахитовского района» был оштрафован.

«Сейчас заводить отдельно административное производство, когда есть уголовное дело смысла нет. Материалы все равно будет направлены в суд, и суд всем по серьгам раздаст», — заключил Родыгин.

Итак, главная беда помимо малопредсказуемого «человеского фактора» названа — машины во дворе. Двор же загоревшегося дома оккупировали не только машины жильцов, но посетителей заведений с первого этажа. Это кофейный дом «Капитал», ювелирный магазин «Карат», пекарня «Крутон», молодежный клуб «Атлант», представительство корпорации «Сибирское здоровье», ювелирный «Яхонт», пивной ресторан «Beerложа», фотокопировальный центр Holland. Машины ставят и сотрудники, и клиенты — а повсюду стоянка либо платная, либо запрещена. Шлагбаум, будка, охранник — все это не работало: директор управляющей компании Вахитовского района Шалва Тетруашвили пояснил «РБК-Татарстан», что шлагбаум устанавливают за свой счет собственники жилья, приняв решение на собрании. А документов в УК, мол, не поступало.

Интересно, что осенью 2015 года жильцы дома проголосовали за передачу управления домом ТСЖ «На Пушкина», которое вступить в права не успело, однако 28 января подало три иска к арендаторам помещений на первых этажах — ЗАО «Алмаз-Холдинг», ООО «Бир Лога» и Акибанку на общую сумму 675 тыс. рублей, требуя заплатить за использование общедомового имущества. Речь идет о рекламных конструкциях, воздуховодах и подсобках. Иски были оставлены без движения из-за неуплаты в полном объеме госпошлины. Однако теоритечески выигранную сумму жильцы как раз и планировали направить на установку шлагбаума, а лучше — ворот на въезде во двор.

КСОДД ПОЖАРНО-ПАРКОВОЧНУЮ ПРОБЛЕМУ НЕ ПРЕДУСМОТРЕЛ

Не секерет, что машинами «завалены» подавляющее большинство казанских и не только дворов. Что делать с ними, никто толком не знает. Известный транспортный гуру, профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» заметил, что очень не завидует градоначальникам, которые возьмутся ломать сложившуюся ситуацию. «Платная парковка во дворе — это экзотика», — говорил он, добавив, что машин во дворе по идее быть не должно.

Не предусматривает решение парковочно-пожарной проблемы и разработанная в Казани комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД). Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил Юрий Трофименко, завкафедры техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Он был одним из оппонентов разработчиков КСОДД в Казани.

«Пожарной части в проекте КСОДД нет, — сообщил он. — Предлагаю учесть опыт Москвы, где специально для этого во дворах создаются пятачки, к которым есть подъезд пожарных, медиков и других служб и на которых запрещено парковаться обычным автомобилям. Нарушителей — на штрафстоянку!»

Но прежде чем сделать это, нужен хотя бы республиканский документ. Речь — о поправках к региональному Кодексу административных правонарушений, который бы позволял наказывать тех, кто паркуется на этих пятачках и подъездах к ним. «В Казани таких случаев ранее не было, а в Москве таких прецедентов было сколько хочешь, — продолжает эксперт. — И лет пять назад в Москве эту проблему решили. Попутно приняв документы, которые разрешают эвакуировать из дворов бесхозные автомобили для утилизации. Много времени на это не нужно. Потребовался один год, каждый сезон пятачки эти обновляют краской. Больших средств это не требует».

Трофименко не согласился с идеей продавать парковочные места во дворах, заметив, что это общие территории. «Внутридворовые территории не попадают под платные парковочные пространства, к которым относится только улично-дорожная сеть. Простой вариант — ставить на въездах во дворы в шлагбаумы, чтобы парковались только те, кто проживает в доме. Но и это не везде получится — замкнутых дворов не так много, тем более это должно быть узаконено», — подчеркивает он.

При новом строительстве в Казани подходят просто. Ни один дом сейчас не принимается в эксплуатацию госкомиссией, если у него нет парковок и подъездных путей для экстренных служб, заметил «БИЗНЕС Online» председатель союза архитекторов РТ Виталий Логинов. Проблема в том, что в 1936 году было три лошади и одна карета скорой помощи, поэтому необходимости в строительстве широких подъездных путей, большого количества парковочных мест не было. «И что нам теперь делать? Ломать дом и строить парковку?» — задается вопросом эксперт. Нужны четкие правила, и нужно следить за их выполнением. Толк же от сдачи парковочных мест невелик — автовладельцы уйдут, будут искать другое место, создадут проблемы и там.

Решение — все-таки шлагбаум, полагает региональный представитель федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин. На Пушкина, 5 парковались клиенты и сотрудники офисов. «Еще один выход — создание муниципальных парковок в центре города, которые бы днем использовали работники офисов, а ночью — жители ближайших домов по сниженным тарифам», — предлагает он. Но как приучить казанцев прогуливаться до своей машины, если все привыкли выскочить из-за руля сразу в подъезд...


ПОГОРЕЛЬЦЫ ФИКСИРУЮТ УЩЕРБ И ДЕЛЯТ ВИНОВАТЫХ: ПОЖАРНЫЕ, УК И СВАРЩИК

Тем временем лишившиеся квартир жильцы дома переехали из гостиницы «Татарстан» в «Стрелу». Видеокорреспондент «БИЗНЕС Online» побывал вчера на месте пожара. На кадрах можно увидеть квартиру, с которой начался пожар. Там царит полная разруха: обгоревшие стены, практически уничтоженная огнем и сыростью мебель, разрушенный потолок, через дыры в крыше течет вода.

Как рассказал житель дома по улице Пушкина, 5 Раиф Ачубаков, вчера жильцы с представителями управляющей компании собрались и начали составлять акты причиненного ущерба. «Как оказалось, пока мы тут составляли эти акты, кто-то — видимо, из вышестоящих — позвонил в управляющие компании и сказал сворачиваться», — сообщил Ачубаков. Добавив, впрочем, то это не информация из первых рук, а слова представителей управляющей компании. «Якобы им был звонок, мол, уходите. Якобы акты, что мы составляем, им не подходят, и они предоставят собственные акты», — недоумевает житель дома. Тем не менее он отметил, что жильцы все равно соберутся. «Будем ходить по квартирам, фиксировать ущерб, нанесенный как пожаром, так и заливом квартир водой, чтобы в дальнейшем это предоставить виновникам», — возмущенно говорит Ачубаков. По его словам вариантов того, кто виновник, несколько. Либо это сварщик, либо сотрудники МЧС, которые не могли 40 минут начать тушить пожар. «А если не могли заехать во двор, значит, виновник — управляющая компания. То есть каждый пинает каждого», — иронично говорит погорелец.

Дело, видимо, будет тягомотным, подозревает он. Напомним, что сгорели 5 квартир (одна непригодна для проживания, 4 пострадали частично), залиты водой и требуют капремонта еще 12. Власти платить за это не будут. Восстанавливать прежде всего необходимо несущие конструкции дома. Работы, по словам начальника управления гражданской защиты исполкома Фердинанда Тимурханова, будут круглосуточными и оплатит их бюджет.

О своей ситуации рассказывает также другая жительница дома Наиля Ганиева. Она показала, что стало с ее квартирой: висящие обои, лужи на полу, разрушенная гипсокартонная перегородка. «Все рухнуло, как тут жить — не знаю. Опасность обрушения тоже есть», — расстроенно отметила женщина, указывая на трещины в потолке.

Первоначально 73 погорельца разместились в гостинице «Татарстан», но позже большинство переехало в «Стрелу». В тот самый пункт временного размещения, где жили раньше беженцы с Украины. Всего во временном жилье нуждается 21 человек, сообщил председатель комитета ЖКХ исполкома Искандер Гиниятуллин.

«Нормально, мне вот отдельную комнату дали — там двухкомнатная квартира. Сухо, самое главное, не капает на голову, чистая постель, тепло, тихо, спокойно», — с улыбкой говорит Ганиева. На содействие со стороны властей она не рассчитывает. «Какая тут помощь! Все равно прожить надо ситуацию, пережить. Три дня пройдет, начнем жить, приберемся. Это не самое страшное. Страшно у тех, у кого на потолке дыра. А у нас еще ничего», — с поразительным оптимизмом говорит жительница злополучного дома.