Несмотря на громкую риторику чиновников о том, что девальвация рубля способствует росту экспортных поставок отечественных автомобилей, у большинства российских автопроизводителей в 2015 году резко упали продажи за рубежом.

Как рассказал источник «Ъ» в правительстве, у АвтоВАЗа продажи в страны СНГ рухнули на 58% до 19,5 тыс. машин. При этом в страны дальнего зарубежья завод смог нарастить поставки почти вдвое — до 7,7 тыс. машин. Экспорт GM-АвтоВАЗ в 2015 году сократился на 40% до 2,4 тыс. машин. Продажи на внешние рынки УАЗа упали на 24% до 4,8 тыс. машин.

Объемы экспорта коммерческого транспорта снизились не так сильно. Так, у КАМАЗа поставки в СНГ сократились на 20% до 4,2 тыс. машин, экспорт в страны дальнего зарубежья вырос вдвое до 1,6 тыс. машин. В итоге общие продажи завода на внешние рынки снизились на 4% до 5,8 тыс. грузовиков. «Уралу» и вовсе удалось увеличить экспорт на 15% до 2,3 тыс. грузовиков. В группе «ГАЗ» объем экспорта за 2015 год не раскрыли.

В GM-АвтоВАЗ сокращение экспорта объясняли снижением покупательской активности на основных внешних рынках — в Казахстане и Азербайджане — из-за ослабления курсов национальных валют. В «Соллерсе» тоже согласились, что снижение экспортных поставок УАЗа связано с нестабильной экономической ситуацией на основных рынках — в странах СНГ и ближнего зарубежья. Так, по данным ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2015 году продажи в стране упали на 40% до 97,5 тыс. машин. Еще одним фактором снижения экспорта автозаводов как в Казахстан, так и в Беларусь стало большое количество частных перекупщиков, которые в течение всего года из-за слабого рубля скупали машины у дилеров в России и перегоняли в свои страны. Кроме того, почти прекратился экспорт автомобилей на Украину.

По данным ФТС, в целом экспортные поставки легковых машин за 2015 год упали на 23% до 97,4 тыс. машин. В дальнее зарубежье поставки выросли в 2,5 раза до 11,3 тыс. машин, а продажи в СНГ упали на 30% до 86 тыс. машин. Поставки грузовиков на экспорт снизились на 9% до 20 тыс. штук.