Менделеевский завод по производству минеральных удобрений «Аммоний» уже заждался официального церемонии открытия
Менделеевский завод по производству минеральных удобрений «Аммоний» уже заждался официальной церемонии открытия

ПРЕЗИДЕНТ НАЖМЕТ «ЗАВЕТНУЮ КНОПКУ»

Менделеевский завод по производству минеральных удобрений «Аммоний» уже заждался официальной церемонии открытия. Мегазавод с 8-летней историей начал запускать мощности еще летом 2015 года в тихой обстановке — без единой пресс-конференции и официальных заявлений. О том, что завод вышел в эксплуатацию и даже успел выйти на проектную мощность, стало известно из выступлений местных чиновников на Гайдаровском форуме и скупых сообщений минстроя. Как выяснилось, президент РТ ждал для нажатия кнопки не просто VIP-персону, а первое лицо страны. Сегодня в ходе своего визита в Закамье официальный старт «Аммонию» даст президент России Владимир Путин — именно он, кстати, в свое время подписал в Токио ключевой меморандум о строительстве комплекса.

Подробностей о ходе проекта из первых уст даже спустя полгода после старта чрезвычайно мало. В пресс-службе ОАО «Аммоний» отказываются давать информацию до вечера 12 февраля, а председатель совета директоров предприятия, глава ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков, до которого дозвонился «БИЗНЕС Online», оказался по понятным причинам чрезвычайно занят и не смог говорить. Вся информация станет известна сегодня в ходе первого пресс-тура на новое предприятие.

Председатель совета директоров предприятия – глава ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков (справа)
Председатель совета директоров предприятия — глава ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков (справа)

Что из себя представляет площадка «Аммония»? Как рассказал на последнем Гайдаровском форуме в январе гендиректор предприятия Сергей Шевченко, на 42 га под Менделеевском построены две установки — гранулированного карбамида мощностью до 717,5 тыс. т в год и интегрированного производства аммиака и метанола такой же общей мощностью. Вторая может выпускать 483,7 тыс. т аммиака и 233,8 тыс. т метанола в год. «Это уникальная схема, при которой на одном агрегате можно выпускать оба продукта — аммиак и метанол. В зависимости от обстановки на рынке можно приостанавливать выпуск того или другого», — объяснил Шевченко. Кроме самого производства рядом с химкомплексом силами Госжилфонда при президенте Татарстана построен жилой городок для специалистов, в том числе иностранных работников, а также возведена причальная стенка на реке Каме для выброса крупнотоннажного груза. «На сегодняшний день средний возраст сотрудников «Аммония» — 38 лет, 68 процентов имеют высшее образование, 30 процентов — среднетехническое», — рассказал гендиректор.

«ЗАВОД ПОСТРОЕН, ТЕХНОЛОГИИ ОТЛИЧНЫЕ...»

История «Аммония» очень давняя — первый камень в его основание еще в 2008 году заложили первый президент РТ Минтимер Шаймиев и предправления ВЭБа Владимир Дмитриев. В мае 2009 года в то время премьер-министр Путин договорился о его реализации с консорциумом японских компаний Mitsubishi Heavy Industries, Ltd и Sojitz Corporation. Спустя год они подписали договор о строительстве технологических линий под ключ с Внешэкономбанком. После этого были проработаны бюджет и схема финансирования: предполагалось, что ВЭБ вложит в проект $870 млн., из которых $650 млн. предоставит японский банк Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Остальное предполагалось привлечь из других источников. Но кризис все-таки скорректировал сроки начала строительства предприятия — первые работы на площадке начались только в 2011-м. Гендиректором нового предприятия стал Сергей Шевченко, в 1990-х годах строивший цеха по производству аммиачной селитры башкирского ОАО «Мелеузские минеральные удобрения».

Закладка камня в строительство завода, 2011 г.
Закладка камня в строительство завода, 2011 год

Согласно данным на конец 2014 года 46,43% ОАО «Аммоний» принадлежало ООО «Татаммоний», 33,57% было у ИВФ РТ, 19,99% — у Внешэкономбанка. В свою очередь, ООО «Татаммоний» владели бывший гендиректор «Межрегионгаза» и член правления «Газпрома» Валентин Никишин (40% долей) — один из самых близких людей бывшего шефа «Газпрома» Рема Вяхирева, и его сыновья Денис и Дмитрий Никишины (первоначально по 30%, но после гибели отца в автокатастрофе в 2005 году унаследовали его акции). В 2010 году не стало и Дмитрия Никишина. Доверительным управляющим «Татаммония» является «Регионгазфинанс», а конечным бенефициаром, как писали «Ведомости» со ссылкой на бывших топ-менеджеров «Газпрома», — Денис Никишин.

Завод строился четыре года — сроки открытия намечались то на июнь, то на август 2015 года. Основную часть стройки взяли на себя китайцы, а также выходцы из Бангладеш, для которых был построен целый рабочий поселок — этакий «чайна-таун». Сообщалось, что количество рабочих из Поднебесной, работавших вахтовым методом, достигало 1,5 тыс. человек единовременно. Работали они в лучших социалистических традициях — со «стодневными битвами», ежедневными построениями и т. д. Единственный минус — теплолюбивые гастарбайтеры отказывались работать в морозы. В мае строители сообщали о завершении работ на 97,5%, а летом была получена первая проба аммиака. Мощности понемногу вводились в эксплуатацию, в октябре Минниханов в Токио получил от японских генподрядчиков акт о завершении гарантийных испытаний. Председатель совета директоров Mitsubishi Heavy Industries Хидеаки Омия рассказывал, что был готов лично приехать в Менделеевск и ознакомиться с ходом работ, но никаких проблем, требующих его присутствия, так и не возникло. Тогда же, в октябре, воодушевленный президент РТ и сообщил о планах построить в республике еще один химкомплекс, то есть удвоить мощности «Аммония».

Завод уже вышел на проектную мощность — как сообщил «БИЗНЕС Online» министр экономики РТ Артем Здунов, это случилось в январе 2016-го. Однако, судя по отдельным репликам чиновников, «на полную» комплекс мог заработать еще до Нового года и уже наладил каналы сбыта. По крайней мере, на Гайдаровском форуме Минниханов сообщил, что метанол «Аммония» полным ходом идет на «Нижнекамскнефтехим». А в декабре появилось сообщение о том, что татарстанское ГУП «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций» (Татарстан) закупило у нового предприятия первую поставку минеральных удобрений на 750 млн рублей. Это 55,8 тыс. т аммиачной селитры по цене 13,45 тыс. рублей за тонну.

Известно, что Минниханов остался весьма доволен ходом проекта. «Завод построен, полностью японское фондирование, технологии отличные. Продукция востребована, метанол сразу идет на «Нижнекамскнефтехим». Мы хотим построить следующий, в ближайшее время решение будет принято», — заявил он на Гайдаровском форуме.

«РЫНОК АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ И СЫРЬЯ ПОЧТИ НЕ ЗНАЕТ СПАДОВ»

Значимость проекта трудно переоценить — как утверждает Шевченко, это первая столь крупная стройка в данной отрасли с советских времен. «Хотел бы отметить, что такое производство, как наше, — по производству аммиака и карбамида — в принципе не строилось на территории Российской Федерации уже 30 лет. Последнее подобное предприятие — в 1985 году, «Тольяттиазот», — говорит он.

По некоторым оценкам, ежегодное мировое производство аммиака достигает 150 млн. тонн. Таким образом, доля «Аммония» составляет около 0,5% от мирового рынка, посчитал для «БИЗНЕС Online» аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. В России же в 2014 году было произведено 14 634,2 тыс. т безводного аммиака, следовательно, предприятие претендует на долю в районе 5%.

При этом, как отмечают эксперты, продукцию завода нельзя назвать уникальной для России. Крупнейшими производителями здесь являются «Акрон», «Газпром нефтехим Салават», «Череповецкий Азот», «Агро-Череповец», «КуйбышевАзот», ООО «Менделеевсказот», ОАО «СДС Азот», ОАО ОХК «Уралхим», корпорация «Тольяттиазот». «У нас в России есть очень много заводов и более мощных — и по карбамиду, и по аммиаку, и по метанолу. Другое дело, что на «Аммонии» используется японская технология, в то время как на других заводах — европейская. А это уже надо оценивать в рамках эффективности работы по ходу дела», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор департамента аналитики ЗАО «Альянс аналитика» Тамара Николаевна Хазова. (Эта компания помогала «Аммонию» составлять бизнес-план.) «Тем не менее это продукт конкурентоспособный и востребованный на мировом рынке. Кроме того, у нас не все заводы выпускают карбамид в виде гранулята, как «Аммоний». Это преимущество», — добавляет она.

Создатели «Аммония» изначально ставили задачу экспортировать в страны Ближнего Востока и Иран не менее 70% выпущенной продукции. Остальное должен потреблять Татарстан — в основном метанол и аммиачную селитру, причем, судя по мощностям завода, он может покрывать 100% потребностей республики.

«Во-первых, это будет карбамид для сельского хозяйства Татарстана — не надо будет завозить. Тем более что сейчас правительство делает ставку на поддержку сельского хозяйства, развитие собственного продовольствия, — объясняет Хазова. — Во-вторых, для того чтобы окупить инвестиции, конечно, экспорт — это очень хорошо. Карбамид, аммиак и метанол — это экспортоориентированные продукты, на российском рынке с ними проблем нет. Сейчас экспорт выгоден по соотношению рубля и доллара».

Рынок азотных удобрений и сырья для них почти не знает спадов, цены практически не снижаются, продукция производителей пользуется спросом, рассказывает о благоприятном рынке Калачев. За 2012 - 2015 годы средние цены производителей на аммиак в водном растворе выросли на 51,8%, с 2 690,6 до 4 084,8 рубля за тонну. А сильнее всего — в 2015 году, тогда темп прироста составил 28,18%. То есть за выгодный сбыт «Аммонию» можно не беспокоиться.

ВАЛЮТНЫЙ БАЛАНС «АММОНИЯ»

Сколько в итоге денег было освоено на площадке «Аммония», неизвестно — ожидается, что итоговые цифры озвучат на церемонии открытия. На старте проекта речь шла о $1,65 миллиарда. Однако в 2012 году сообщалось уже о двух кредитных соглашениях: с ВЭБом — на эти самые $1,65 млрд., с «АК БАРС» Банком — на 7,5 млрд. рублей. Однако в отчете за 2014 год сказано, что в 2013-м проект «потяжелел» на $185 млн. из-за удорожания материалов, но при этом общий бюджет на тот момент называется в объеме $1,4 млрд., так что, возможно, в валютном выражении проект даже подешевел после девальвации, чего не скажешь о его стоимости в рублях. Напомним, две трети денег — валютный кредит японского Sumitomo Mitsui Banking Corporation.

Сколько в итоге денег было освоено на площадке «Аммония», неизвестно
Сколько в итоге денег было освоено на площадке «Аммония», неизвестно

«Проведенный анализ в целом свидетельствует о реалистичности стратегии проекта даже в существенно изменившихся макроэкономических условиях 2014 - 2015 годов», — так оптимистично настроены в руководстве предприятия. Основная часть кредитных обязательств номинирована в долларах США, но поскольку более 50% готовой продукции «Аммония» планируется экспортировать, «риск возникновения курсовых разниц будет нивелирован обеспечением получения валютной выручки для погашения кредитов», сказано в отчете. Интересно, что предприятие рассчитывает на удешевление и без того недорогого сырья: «Ожидаемое снижение выручки в период 2015 - 2028 годах по сравнению с прогнозом финансовой модели за 2013 год будет компенсировано снижением прогнозируемых цен на газ в этот период (по сравнению с ранними оценками)».

Что ж, остается надеяться, что все подробности об обстановке на «Аммонии» и его перспективах станут известны уже сегодня.