ИСКОВ О БАНКРОТСТВЕ МНОГО, А ВСКОРЕ СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Начало выступления председателя Арбитражного суда РТ Николая Новикова не предвещало каких-то неожиданностей. Он довольно бодро рассказал об основных итогах работы суда в прошлом году, отметив стабильно высокую загруженность судей — в среднем каждый из них за месяц рассматривает 72 дела. Причем условия для работы далеки от идеальных — Арбитражный суд РТ вынужден работать в трех неприспособленных зданиях, расположенных в разных частях города. Впрочем, вскоре это изменится — к маю планируется завершить строительство нового здания Арбитражного суда РТ.

По словам Новикова, из-за негативных тенденций в экономике России второй год подряд растет количество дел, вытекающих из гражданских правоотношений. По сравнению с 2013 годом рост составил 19,1%. Напротив, по данным Новикова, последние два года наблюдается тенденция по снижению количества поступающих заявлений по административным спорам — по сравнению с 2014 годом на 23,4% (всего в 2015 году поступило 5638 таких заявлений), а по сравнению с 2013 годом снижение составило 42,9%.

С октября 2015 года суды стали рассматривать новую категорию дел о несостоятельности — банкротства физических лиц. Как сообщил Новиков, до конца прошлого года в АС РТ поступило 265 таких заявлений, из которых в производство принято 156. В 2016 году прогнозируется значительный рост подобных заявлений, предупредил председатель АС РТ.

Значительно увеличилось в прошлом году количество поступивших и принятых в производство заявлений о признании должников несостоятельными. Рост составил 17,6% по поступившим заявлениям и 20,3% по принятым в производство. При этом на 5% увеличилось количество дел, по которым производство было завершено, — с 820 дел в 2014 году до 863 дел в 2015 году.


АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ БУДУТ ВОСПИТЫВАТЬ ДИСКВАЛИФИКАЦИЕЙ

Отдельно Новиков остановился на привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих. Эта тема явно заинтересовала присутствовавшего на совещании президента РТ Рустама Минниханова — было видно, с каким вниманием он вслушивался в каждую цифру и слово. Свой интерес к этому вопросу Минниханов позднее пояснил в своем выступлении.

«Не так давно Арбитражный суд РТ подвергся критике со стороны управления Росреестра по РТ из-за редкого применения судом такого вида ответственности, как дисквалификация арбитражных управляющих (по предложению кредиторов назначаются для проведения процедуры банкротства признанных несостоятельными предприятийприм. ред.) по части 3 статьи 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» КоАП РФ. По нашему мнению, такая критика по меньшей мере неконструктивна и некорректна», — неожиданно сыграл на обострение Новиков. Он рассказал, что в 2015 году АС РТ рассмотрел 111 дел по заявлению управления Росреестра по РТ о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП. В 99 случаях (89,2%) арбитражные управляющие были привлечены к административной ответственности, в том числе по трем делам к арбитражным управляющим была применена крайняя мера в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев. По всей видимости, Росреестр просил применять дисквалификацию более активно, но Новиков отметил, что сложившаяся на тот момент судебная практика рассматривала решение о дисквалификации арбитражного управляющего в качестве исключительной меры ответственности. «Применение данной меры лишь на основании повторности правонарушения являлось незаконным. В 2015 году в целом по Российской Федерации были дисквалифицированы лишь 43 арбитражных управляющих, из них 3 в Татарстане, что составляет 7 процентов от всей статистики», — пояснил Новиков позицию АС РТ. При этом он удивился, почему Росреестр не обращался напрямую в соответствующие СРО с требованием исключить арбитражного управляющего в связи с его неоднократными нарушениями законодательства. «Ничего не препятствовало этому, уважаемые коллеги!» — обратился он к присутствующему в зале представителю управления Росрееста по РТ.

Впрочем, в этом году ситуация кардинально изменилась. «Требования статьи 14.13 КоАП изменились, признак повторности нарушения стал квалифицирующим, поэтому с января 2016 года мы будем рассматривать данные нарушения в рамках установленного порядка», — пообещал он тяжелую жизнь для арбитражных управляющих.


«СУДЬЯ САБОТИРУЕТ РЕШЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩЕЙ ИНСТАНЦИИ. ЭТО НИ В КАКИЕ ВОРОТА НЕ ЛЕЗЕТ, ТОВАРИЩИ!»

Закончив с критикой, Новиков принялся за самокритику возглавляемой им судебной структуры. По его словам, тревогу вызывает порочная практика маскирования необоснованно больших сроков рассмотрения дел за бесконечными откладываниями заседаний, спорными переходами от упрощенного порядка рассмотрения иска к общему порядку, несвоевременным привлечением новых участников процесса. «Искусственное затягивание сроков рассмотрения без объективных причин, несмотря на красоту статистики, должно быть исключено», — потребовал он от своих подчиненных. Впрочем, за последний год АС РТ удалось сократить количество дел-старожилов (в основном это дела о банкротстве), которые ведутся более пяти лет. Сейчас их не более 1% от всей рассматриваемых в суде дел. 72% дел завершаются за 1 - 1,5 года.

Хотя в 2015 году показатель обжалования вынесенных АС РТ судебных актов в вышестоящих инстанциях снизился на 3,28% и составил 21,47% от общего числа обвинительных судебных актов, Новиков нашел повод прилюдно отчитать некоторых своих подчиненных. По его словам, 11 судебных решений были отменены в связи с неправильным разграничением подведомственности административных споров, что свидетельствует об уровне квалификации судей. 32,8% отмен происходило по причине неправильного применения нормы материального права, еще 28,3% — в связи с несоответствиями выводов фактическим обстоятельствам дела. «Не могу не отметить и достаточно высокий процент отмен по процессуальным основаниям — 16,6 процента. Анализируя каждую из этих отмен, задаю себе вопрос: как могли мы допустить те или иные нарушения процесса?» — сокрушался председатель АС РТ. В качестве примера он привел случай рассмотрения судьей заявления о процессуальном правоприемствовании в день поступления без извещения сторон о назначении заседания. «Как это могло быть? Безобразие просто!» — прокомментировал он. Еще в одном деле обнаружилось отсутствие протокола судебного заседания. Грубейшим нарушением Новиков назвал игнорирование одним из судей при рассмотрении дела выводов вышестоящих судов — он вновь вынес решение, отмененное ранее. «Фактически судья саботирует указание вышестоящего суда и прямо нарушает нормы процесса. Это ни в какие ворота не лезет, товарищи!» — сокрушался Новиков.

По его словам, несмотря на то, что количество жалоб на судей и судейский секретариат в прошлом году упало с 141 до 112, количество обоснованных жалоб выросло — каждое третье обращение было удовлетворено полностью или частично. Он поименно назвал судей, у которых показатели качества работы ниже среднего по АС РТ, и дал им указание принять меры по повышению качества своей работы. Выпустив пар, Новиков закончил свое выступление на мажорной ноте, поблагодарив сотрудников за большую работу в сложных условиях.


«ПРОЩЕ ПОЛУЧИТЬ УТВЕРЖДЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ СИРОТЕ, У КОТОРОГО НЕТ РОДИТЕЛЕЙ, БРАТЬЕВ И СЕСТЕР»

Впрочем, на этом прессинг на судей арбитражного суда не закончился. Хотя выступивший следом главный федеральный инспектор по РТ Ренат Тимерзянов говорил тихо и вкрадчиво, на судей он произвел неизгладимое впечатление, заодно приоткрыв внутреннюю кухню технологии кадровой политики в госорганах.

По словам Тимерзянова, за последнее время через его аппарат прошло рассмотрение 209 кандидатов на должность федеральных судей, в том числе в Арбитражный суд РТ. И чем выше должность, на которую претендует кандидат, тем выше риск не пройти проверку. 17 кандидатур были отклонены, из них 6 кандидатов в Верховный суд РТ и 11 кандидатов в районные судебные инстанции. Хотя эти кандидаты ранее прошли многоступенчатую процедуру проверок, они были отклонены в администрации президента РФ. По словам Тимерзянова, основная причина отклонения — конфликт интересов.

«Проще получить утверждение на должность сироте, у которого нет родителей, братьев и сестер», — полушутя-полусерьезно заметил председатель Приволжского арбитражного суда Юрий Глазов.

По словам Тимерзянова, хотя коррупционная составляющая в меньшей степени является причиной отказа, достаточно даже предположения, что здесь может быть признак коррупционной составляющей. Причем решение об отклонении кандидатуры может означать постановку вопроса о пребывании этого человека на уже занимаемой должности.

«Исходя из этого, я обращаюсь к представителям судебной системы: каждый свой жизненный шаг вы должны просчитывать и оценивать, смотреть сами за собой. Особенно сейчас, в период составления деклараций о доходах государственных служащих. Любая ваша ошибка при составлении декларации будет оцениваться не как ошибка — сразу будет рассматриваться вопрос о соответствии занимаемой должности или как минимум о дисциплинарном наказании. А сейчас, вы знаете, есть уже предложение о применении и уголовных наказаний за подачу недостоверных декларации», — предупредил главный федеральный инспектор по РТ. В конце Тимерзянов пожелал судьям всегда быть прозрачными в своих судебных решениях, понятных всеми участниками процесса, чтобы не оставлять неприятного осадка, способного стать причиной для крушения карьеры в будущем.

ИЛДУС НАФИКОВ — МАРАТУ САФИУЛЛИНУ: КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ

Новиков поблагодарил Тимерзянова за «страшилки» и предоставил слово прокурору РТ Илдусу Нафикову. Впрочем, тот сразу дал понять, что доволен взаимодействием с АС РТ. В 2015 году прокуратура РТ направила в Арбитражный суд РТ 265 исков, значительная часть которых была удовлетворена. В том числе оспаривались незаконные нормативные акты, решения, действия или бездействие государственных органов Татарстана, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также дела, связанные с применением налогового и бюджетного законодательства. По словам Нафикова, взаимодействие прокуратуры РТ и АС РТ позволило выявить системные нарушения, допускаемые отдельными госорганами в судебной практике. Затем прокурор РТ неожиданно начал критиковать налоговые органы. «Межрайонная инспекция налоговых органов №11 города Нижнекамска в ноябре 2015 года обратилась в АС РТ с иском к ООО «Зайпромдеталь» о принудительном взыскании образовавшейся в 2012 году недоимки в размере 500 тысяч рублей. Как выяснилось в суде при участии прокурора, инспекция нарушила сроки обращения, что привело к отказу от рассмотрения иска и не позволило взыскать недоимку. По заявлению этой же налоговой инспекции в апреле 2015 года судом отказано взыскание недоимки с «Заинскавтодор» почти в 1 миллион рублей, так как налоговый орган обратился в суд спустя четыре года после истечения срока давности. Всего судом было отказано в удовлетворении 60 исков налоговых инспекций по различным основаниям. Эти факты взяты нами под жесткий контроль, им дана должная оценка», — сообщил прокурор РТ.

МАРАТ САФИУЛЛИН ИЛДУСУ НАФИКОВУ: «КРИТИКУ ПРИНИМАЕМ, БУДЕМ ИСПРАВЛЯТЬСЯ»

Случайно так получилось или нет, но следующим по списку выступающим оказался руководитель налоговой службы РФ по РТ Марат Сафиуллин. Он попытался оправдаться, отметив, что из вынесенных в прошлом году 57918 решений налоговых органов в судах были обжалованы лишь 369 — это порядка 0,5% от всех решений. Причем из исков на 1,5 млрд. рублей иски на 1,3 млрд. рублей были рассмотрены в пользу налоговиков. «Все вопросы, не имеющие перспективы, мы рассматриваем самостоятельно. До суда мы стараемся доводить только те вопросы, которые имеют важные методологические споры и споры с недобросовестными налогоплательщиками», — подчеркнул он.

Комментируя обнародованные Нафиковым случаи превышения срока исковой давности при взыскании налоговой задолженности, Сафиуллин объяснил, что они произошли из-за слияния 4 года назад налоговых инспекций Нижнекамска и Заинска. «У нас был сбой в программном продукте, в результате чего мы поздно загрузили суды исками, — сказал Сафиуллин. — Мы принимаем критику, будем исправляться».

«МЫ ГОТОВЫ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ ПОУЧАСТВОВАТЬ, МОЖЕМ ДАЖЕ ГРУЗЧИКАМИ БЫТЬ»

Подвел итоги совещания президент РТ Минниханов. Он подчеркнул роль Арбитражного суда в создании хорошего инвестиционного климата в Татарстане и нормального функционирования предприятий. Возвращаясь к начатой Новиковым теме арбитражных управляющих, президент РТ отметил, что их задача — не разбазаривать имущество банкрота, а сохранить рабочие места. «Сейчас это особенно важно. Мы чувствуем, что многие предприятия республики находятся на грани банкротства. Но любое банкротство — это потеря рабочих мест, эту проблему приходится решать органам власти республиканского и федерального уровня», — сказал Минниханов, добавив, что антикризисная программа 2015 года смогла стабилизировать рынок труда в республике, особенно в автопроме.

Президент РТ попросил судей Арбитражного суда РТ уделить особое внимание делам о несостоятельности застройщиков. «Можно рассуждать об ответственности муниципальной власти, разрешившей им строить, тем не менее у нас довольно много граждан оказались в непростой ситуации, вложив свои деньги в замороженные стройки. Они нуждаются в защите», — отметил Минниханов, напомнив, что сейчас в Арбитражном суде РТ находятся шесть дел о банкротстве застройщиков: «Фон», «Фон-Ривьера», «Защита» «Универсальное строительство», «Бауер-Казань» и «Свей». «Правоохранительные органы должны найти все спрятанные активы застройщиков, чтобы они обеспечили достройку замороженных домов. Эта работа уже идет, и я бы просил АС РТ более внимательно рассматривать эти вопросы», — дал поручение глава республики. Говоря о банкротстве физических лиц, президент выразил надежду, что этот механизм не превратится в уход от ответственности для тех, кто набрал многомиллионные долги. По его мнению, долги надо реструктурировать, а не прощать.

Завершая свое выступление, Минниханов шутливо спросил у председателя Арбитражного суда РТ, неужели он дотерпит до мая, когда будет введено в строй новое здание суда. «До мая вы должны уже обустроиться в новом здании. Потихонечку надо переезжать, обживать ваш новый дом», — посоветовал президент РТ. «Мы готовы в любой форме в этом поучаствовать, можем даже грузчиками быть, чтобы быстрее поздравить вас», — под смех зала закончил он свою мысль. Затем уже серьезно Минниханов неожиданно обратился ко всем присутствующим в зале чиновникам и судьям: «Все мы находимся в одной лодке, и от четкой работы всех структур власти зависит конечный результат».