«ХОТИТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОНФ КАК ДУБИНУ, ЧТОБЫ СВЕСТИ СЧЕТЫ, — ЭТО НЕ К НАМ...»

Первая в истории Закамья встреча с активом «Общероссийского народного фронта» прошла накануне в Набережных Челнах. Организаторами выступили руководители регионального отделения ОНФ в Татарстане — сопредседатель штаба Игорь Бикеев и руководитель исполкома «Народного фронта» в РТ Равиль Хуснулин. Они рассказали, как растет движение ОНФ в Татарстане. По словам Хуснулина, региональный штаб в Казани насчитывает 30 человек, кроме того, есть 77 учредителей регионального отделения, а самих активистов по республике разбросано более 150 человек. Сколько таких активистов в Закамье, Хуснулин не уточнял, но выразил надежду, что после мероприятия их станет больше.

Собрание оказалось хоть и межмуниципальным, но немногочисленным — съехались около 30 человек из Челнов, Нижнекамска и Елабуги. Хуснулин похвалился тем, что благодаря проекту ОНФ «За честные закупки» бюджет сэкономил больше 120 млрд. рублей, сейчас ОНФ готовится к общественным слушаниям по проекту «Чистая вода». На реализацию программы до 2022 года выделяются огромные федеральные и региональные средства, и активисты взялись мониторить ее ход.

Главной же интригой встречи стала новая головная боль «Народного фронта». «Бывают ситуации, когда люди приходят, чтобы использовать бренд ОНФ для решения своих частных коммерческих вопросов, — выразил печаль Хуснулин. — Поэтому я всегда говорю, что если вы хотите использовать ОНФ как некую дубину, чтобы с кем-то свести счеты, — это не к нам». Бикеев и вовсе начал встречу с того, что обозвал лжефронтовиков фальшивыми клубами «Ласкового мая».

Поясним, что проблема, озвученная «Народным фронтом», стала активно проявляться лишь в последнее время. В частности, корни скандала со лжеактивистами уходят в Елабугу, которая в последнее время и так стала главным ньюсмейкером Татарстана благодаря своему мэру Геннадию Емельянову. В январе в соцсетях появилась группа под названием «Общероссийский народный фронт. Город Елабуга», предлагающая заметки об обходах Емельяновым школ, микрорайонов, городских объектов. Прогуливался мэр совместно с «активистами ОНФ», среди которых, к примеру, засветились главный редактор газеты «Вечер Елабуги» и депутат горсовета Анна Иванова, зампредседателя молодежного общественного совета Гульшат Гайсина, администратор паблика «Типичная Елабуга» Марат Сафиуллин, замначальника управления по делам молодежи, спорту и туризму Алсу Галяутдинова, начальник договорного отдела ООО «Экопром» Екатерина Биктемирова. Эти персоны известны своей лояльностью к городским властям, а ООО «Экопром» является подразделением ГК «Мехуборка» — инициатора проекта строительства межмуниципального завода по переработке отходов в Елабужском районе. Данный проект, напомним, стал первым камнем в огород Емельянова со стороны предпринимателя Леонида Барышева, с него и началась затяжная информационная война Барышев vs Емельянов, в ходе которой мэр оброс свитой «активистов ОНФ».

«ХОТЕЛИ ПРИМКНУТЬ БЕЗ ЗАДНЕЙ МЫСЛИ...»

Имея в виду этот казус, Хуснулин доложил, что с ситуацией в Елабуге региональное отделение разбиралось. «Мы считаем, что это неправильно. Это не только в Елабуге, это во многих регионах страны такая ситуация — от Сахалина до Калининграда. Недавно было заседание центрального штаба, где об этом говорили. У нас есть серьезные активисты в Елабуге, которые поднимали вопрос бесплатного питания для детей льготников. И поскольку было несколько достаточно острых выступлений, в администрации решили создать некую альтернативную группу активистов, которые в противовес будут показывать позитивные моменты. Мы с этим в какой-то степени разобрались и разговаривали с главой администрации достаточно долго. Думаю, он нас понял. Потому что ни в одном регионе мы не позволяем за счет бренда «Народного фронта» решать местечковые проблемы и проблемы взаимоотношений исполнительной власти с народом, с законодательной властью», — высказался главный «фронтовик» республики.

А вот кто истинный активист ОНФ, по словам Хуснуллина, так это Ильшат Шаймуратов, Оксана Ермакова (инициатор видеообращения елабужан к Емельянову) и директор Елабужского историко-архитектурного музея-заповедника Гульзада Руденко. Их региональный штаб признает. Принципиальное отличие настоящего «фронтовика» от ложного Хуснулин обозначил так: «Есть повестка «Народного фронта» — это «майские указы» и поручения президента, которые даны на основании указов. Если люди работают в этой повестке, это наш актив. Если они используют ее для решения местечковых вопросов, это другой разговор».

Разумеется, с клеймом «лжеактивист» елабужская группа ОНФ не согласна. Главный идеолог елабужского «Народного фронта» Анна Иванова сообщила «БИЗНЕС Online», что 25 января тот же Хуснулин официально признал их «своими» и даже передал значки. «Просто другой активист, Оксана Ермакова, увидев, что мы тоже стали активистами, преподнесла все это так, что мы пиарим главу, — заявила Иванова. — Она нас, молодежный общественный совет, давно не любит. Но у нас задача была другая. У нас город на ручном управлении находится, и чиновники не будут работать, если их снизу толкать. А если распоряжение дает глава, тогда все решается быстрее. Поэтому мы сделали этот проект «Главные прогулки», чтобы сверху шли распоряжения по проблемам». Отметим, сейчас проект закрыт из-за острой критики. Его реанимацию, по словам Ивановой, тоже должны были обсудить с Хуснулиным — он обещал заехать после Челнов и в Елабугу, познакомиться с новыми соратниками. Однако елабужане лидера не дождались.

Вопрос подлинности активистов прокомментировали «БИЗНЕС Online» и в пресс-службе администрации Елабуги. Пресс-секретарь Рустем Шайфутдинов доложил, что муниципалитет не имеет никакого отношения к деятельности ОНФ. В случае с «Главными прогулками» имела место заурядная путаница. «Наши девушки-активистки, которые многие вопросы здесь решают, без задней мысли хотели примкнуть к этому течению, написали заявления, но, видимо, недопоняли всех процедур этого общественного движения. Они и провели эту безобидную акцию. Со стороны администрации их никто к этому не принуждал, никто ее не инициировал. Случилось то, что случилось. Сами понимаете, к главе сейчас особенно пристальное внимание со стороны ангажированных СМИ, поэтому любой информационный повод оборачивается против него», — заключил Шайфутдинов.

Нажмите, чтобы увеличить

«ХУСНУЛИН — ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОНФ...»

В желании действовать под флагом ОНФ были замечены не только елабужские деятели. О жесткую позицию центрального штаба разбилась и инициатива челнинцев, взявшихся создать свой городской совет ОНФ. Зампредседателя новоиспеченной организации Рафис Айдагулов, руководитель комиссии по борьбе с коррупцией Закамского региона, утверждает, что устав ОНФ не запрещает учреждать свои ячейки на местах. Запретительные убеждения регионального отделения ОНФ в Татарстане Айдагулову непонятны, и объяснять, в чем причина такого нежелания, по словам активиста, никто не торопится.

Прошедшее недавно в ТПП Челнов учредительное собрание совета «Общероссийского народного фронта» вылилось в политический скандал. Мероприятие, как анонсировали организаторы, должен был почтить визитом глава города Наиль Магдеев, но на деле оно едва не было сорвано представителем мэра. Начальник отдела по связям с общественностью челнинского исполкома Рустам Галиуллин тогда зачитал 82-м собравшимся активистам письмо от татарстанского отделения ОНФ о том, что центральный штаб не предполагает местных отделений вне пределов административных центров. Собрание активистов было попросту признано незаконным. Несмотря на этот демарш, участники почти единогласно проголосовали за создание совета и избрали председателем 41-летнего гендиректора ООО «КОМ» Романа Маньковского. Айдагулов стал его заместителем.

Отметим, что раздраи среди татарстанских активистов-общественников совпали по времени с первым межрегиональным форумом ОНФ, который проходил в Ставрополе. Форум, который собрал более 600 гражданских активистов из южных регионов страны, посетил президент Владимир Путин. Для Путина форум стал первым из четырех в этом году, один из следующих пройдет в Поволжье.

Айдагулов после собрания сообщил «БИЗНЕС Online», что казанских коллег тоже приглашали в Челны, а они взамен прислали письмо Магдееву за подписью Хуснулина. «Для нас это было полной неожиданностью. Они вроде раньше головой кивали, никто не возражал против создания совета, а сейчас губы надули. Мы пытаемся с ними связаться, они не отвечают на звонки. В Ставрополе президент Владимир Путин говорил, что надо шире создавать «Народный фронт», надо вовлекать в него больше людей. У нас это все воспринимается извращенно, — обиженно заметил Айдагулов. — Хуснулин — это еще не все ОНФ, и, наоборот, ОНФ — это не один Хуснулин. Мы тоже себя считаем активистами ОНФ, потому что, в соответствии с пунктом 5.3 устава, участие и выход из ОНФ абсолютно добровольные. Заявлений писать не надо. Они просто устав, видимо, не знают. А мы с Маньковским его очень хорошо изучили», — заявил активист.

«МАХНОВЩИНА И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Напомним, собрание в Челнах утвердило президиум новой организации, в который первоначально вошли 14 человек, а сегодня осталось 11. Среди них, например, директор агентства недвижимости «Кама» Рисхат Сабирзянов, экс-начальник военизированной пожарной части, а ныне активист культурно-просветительного общества кряшен Челнов Александр Филимонов, управляющий делами ОАО «Камгэсэнергострой» Камиль Латыфский, экс-депутат горсовета от «Справедливой России», замдиректора ООО «Торговая компания «Сапкар» Николай Шеин.

Сейчас идет активный прием анкет от участников скандального собрания, пожелавших быть полезными «Фронту». Среди рядовых активистов оказались председатель совета ветеранов города Рафик Имайкин, член правления ТПП Александр Бабаев, состоявшийся общественный активист Евгений Архипов. Будучи непризнанной, организация продолжает действовать — в планах открытие офиса и запуск сайта. Количество рабочих групп, по которым будет функционировать совет ОНФ, планируют расширить с 6 до 9. Каждая рабочая группа наберет экспертов в свои ряды — предварительные списки по 7 - 10 человек уже сформированы. Между тем в Челнах есть один избранный член регионального штаба ОНФ — учитель истории гимназии №77 Лилия Фаттахова, в 2012 году она была доверенным лицом Путина перед президентскими выборами.

«Мы свои документы отошлем в региональный и центральный штаб для информации, — сообщил Айдагулов. — Если у них есть возражения, пусть рассмотрят наш вопрос на заседании регионального штаба в нашем присутствии. Мы же от Казани ничего не просим. Это общественная работа, лишний хомут. В городе сильный актив, и никто с властью ссориться не собирается — мы хотим им подсказывать. Они моложе, так почему бы к нам не прислушаться».

Хусулин в ответ напоминает, что Айдагулов с Маньковским не приехали на итоговое заседание регионального отделения ОНФ в декабре, и хотя в Казани знали о зреющем в Челнах движении, никто из сопредседателей не давал добро на это. «Когда господин Айдагулов утверждал, что ему дали добро сопредседатель центрального штаба Тимофеева и Бречалов, это тоже не соответствует действительности. Я созванивался с Тимофеевой, она даже не знает, кто такой Айдагулов! — воскликнул Хуснулин, общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», — Они сказали, что им нужны удостоверения, но у нас нет удостоверений. Кого не устраивает формат нашей деятельности — не работайте. Работа должна идти в русле центрального и регионального штабов и исполкома, а не быть махновщиной и самодеятельностью. Когда люди говорят: «Дайте нам полномочия, а мы сейчас порядок наведем», — это наводит на размышления: какие полномочия им нужны? Если люди пытаются правой рукой чесать левое ухо, то за этим всегда что-то стоит».

Добавим, что позиция центрального штаба ОНФ в Москве полностью совпадает с мнением казанского отделения. На запрос «БИЗНЕС Online» от пресс-службы ОНФ пришел ответ: «В настоящее время нет потребности создавать дополнительную структуру, так как в каждом субъекте существуют региональные отделения, которые активно работают не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Наши активисты выезжают в небольшие города, поселки, проводят мониторинги, общаются с жителями, выявляют проблемы и помогают их решить. У нас нет задачи забюрократизировать свою работу, создав большое количество ячеек по стране. Если человек хочет решать проблемы своего города, поселка, принимать участие в мониторингах, находить сомнительные закупки, то он может стать активистом ОНФ. Для этого не нужно создавать какую-то ячейку, подразделение или проходить регистрацию».