НА ЗЕБРУ КАК В ОМУТ

Сегодня начальник отдела ГИБДД УМВД России по Казани Игорь Новиков анонсировал реализацию очередного пакета антипробочных мер, прописанных Казани разработчиками комплексной схемы организации дорожного движения. На ряде улиц в центре города появятся спокойные зоны, обвешанные знаками 40. Вдвое снизив разрешенную скорость, в ГИБДД рассчитывают усилить безопасность на дорогах: в последнее время растет число ДТП, где страдают пешеходы.

Обратившись к статистике, шеф казанских гаишников сообщил: по итогам 2015 года в Казани зарегистрировано около 2 тыс. ДТП с пострадавшими, 65 человек погибли и 2260 были травмированы. То есть в среднем по 6 человек в день получают раны, и каждую неделю в авариях умирают 1 - 2 человека. Каждая третья авария — наезд на пешехода: в 806 ДТП погиб 51 человек. При этом 85,2% аварий с пострадавшими произошли по вине водителей машин.

«Одна из основных причин — несоизмеримость скорости движения транспортных средств в городе с теми последствиями, с которыми мы сталкиваемся в результате ДТП», — заявил Новиков. Рост числа наездов он связал с резко поднятым порогом «нештрафумого» превышения скорости (20 км/ч) — в результате «наехать на штраф» можно только если поднять стрелочку выше 80 км/ч.

Усугубляет положение и приоритет движения пешеходов на нерегулируемых переходах. «Это привело к тому, что пешеход чувствует себя как в броне», — пояснил Новиков. Кроме того, люди сами ограничивают обзор и слух, надевая капюшоны, слушая музыку в наушниках и уставившись в гаджеты. «Человек считает себя правым и шагает на переход как в омут, — продолжил спикер. — И тут едет водитель, которому необходимо остановиться и пропустить. Но на скорости 80 км/ч сделать это невозможно».

КСОДД рекомендует «успокоить» весь исторический центр Казани, но пока «сороковник» будут ставить лишь на некоторых улицах столицы

СПОКОЙНЫЕ ЗОНЫ ПРОПИСАНЫ КСОДД

Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, введение спокойных зон прописано в комплексной системе организации дорожного движения. КСОДД, напомним, принята в Казани в конце ноября — ее разрабатывали в том числе при финансовой поддержке ООН. Средства выделялись по программе сокращения выбросов парниковых газов, проще говоря, автомобильных выхлопов. Первая такая зона успокоенного движения — исторический центр Казани, ограниченный улицами Батурина, Булак, Большая Красная и Пушкина.

«ГИБДД Казани эти рекомендации изучало и признало целесообразность их введения, став инициатором этого новшества, — пояснил Абдулхаков. — Вчера на городской комиссии безопасности дорожного движения затрагивался этот вопрос. И по решению комиссии этот вопрос будет прорабатываться: первоочередные меры, источник финансирования для установки дорожных знаков».

Казалось бы, парадокс: как снижение скорости потока будет способствовать уменьшению заторов? Логика такая: зона спокойного движения способствует низкоскоростному трафику, ненавязчиво рекомендуя водителю объезжать медленные участки дорог. То есть цель разработчиков КСОДД — заставить транзитные машины ехать не через центр, а через мост «Миллениум» или Третью транспортную дамбу. Если им, конечно, не нужен адрес в сердце города... КСОДД рекомендует «успокоить» таким образом весь исторический центр, но пока ГИБДД и городские власти будут ставить «сороковник» лишь на некоторых улицах. Изменения должны быть постепенными, тем более что знаки стоят денег, которых в бюджете нет. Еще один плюс: низкая скорость, до 50 км/ч, способствует пассивной безопасности пешеходов. Даже если наезд произойдет, последствия будут не столь тяжелыми.

«Если бы была возможность сделать спокойной зоной весь центр города сразу, мы бы, наверное, так и сделали, — добавил Абдулхаков. — Но это все-таки вопрос бюджета, и поэтому прорабатывается вопрос по некоторым улицам».

В историческом центре применяются все последние «антипробочные пилюли», будь то платное парковочное пространство, запрет на въезд грузовиков тяжелее 5 тонн или появление веломаршрута. В целом взят курс на облегчение жизни пешеходов и велосипедистов, улучшение экологии, автомобили же ушли на третий план. «Все мероприятия рассчитаны с точки зрения экологической составляющей, и они заметно влияют на ситуацию», — добавил Абдулхаков.

В историческом центре применяются все последние «антипробочные пилюли»...

75 НЕТОРОПЛИВЫХ УЧАСТКОВ

Сейчас идет обследование всех участков на основе анализа аварийности, а также мест с нерегулируемыми пешеходными переходами. «В Казани более 1050 нерегулируемых пешеходных переходов, всего их около 2 тысяч», — привел данные начальник отдела ГИБДД Казани.

В качестве аргументов за» идею Новиков привел успех предыдущих мер борьбы с пробками. «Три года назад так же обсуждался вопрос отмены левого поворота в Казани. Но сейчас все признают, что стало лучше», — рассказал спикер на брифинге. Всевидящее око видеокамер, по его словам, тоже снизило людские потери на дорогах с 2008 года. «Ранее погибали 160 - 200 человек. Позже число опустилось до 70, 65, 44», — сообщил Новиков.

В городе появится как минимум 75 спокойных зон. Больше всего — в Вахитовском и Приволжском районах Казани (Новиков затруднился назвать их число), 8 — в Авиастроительном районе, 12 — в Ново-Савиновском. По его словам, именно в Приволжском зафиксирован рост количества пострадавших в 2015 году. «После введения посмотрим, как статистика будет меняться в ближайшие месяц-два», — сообщил Новиков. Действовать зоны начнут не позднее 20 марта. Горожане могут внести свою лепту и принять участие в их формировании: все возражения и предложения, как заявил Новиков, будут приниматься отделом пропаганды ГИБДД по Казани.

Еще одно нововведение — ограничение скорости на участке Оренбургского тракта от АЗС до поворота на аэропорт. Причина — утренние туманы и появление наледи в это время года. «Именно из-за погодных условий у нас есть происшествия, участниками которых становятся 15 - 20 и более автомобилей», — заявил Новиков. Так, в 2014 году на этом участке дороге погибли два человека.

КОГДА НАРУШАЮТ ПЕШЕХОДЫ...

Несмотря на заявление «практически все водители — нарушители на подсознательном уровне», глава ГИБДД Казани признал и вину пешеходов в ДТП. С начала года в Казани погибли 5 человек, из них 1 водитель и 4 пешехода. Двое пересекали дорогу на переходе, другие — в неположенном месте.

Под колесами гибнет и стар и млад. За полтора месяца в Казани зафиксировано 18 ДТП с участием детей, из них 10 наездов на пешеходов, и, опять же, 8 произошли на переходах. «Дети живы, но получили телесные повреждения», — доложил Новиков.

Примерно половина погибших в возрасте от 50 лет и старше. «Только в 2016 году у нас уже есть погибшие 1928 года рождения, 1936-го... Хочу напомнить обязанность бывших детей: задумывайтесь, где находится ваш близкий человек», — заявил Новиков. Он признал, что пропагандистская работа больше охватывает школы, детсады, в то время как пожилые люди остаются без внимания.

Отдельная и актуальная на сегодня тема — видимость самих пешеходов в темное время суток. С 1 июля 2015 года их начали штрафовать за передвижение вне населенных пунктов без светоотражающих элементов на одежде в темноте. Однако, по мнению главы ГИБДД Казани, для городов и поселков это также жизненно необходимо. Одежда со светоотражающими элементами уже появилась в сельской местности, но ее можно и приобрести в городе, если «проявить фантазию». По мнению Новикова, этот вопрос можно поручить решить предпринимателям и дизайнерам.

Многие нет-нет да ругают черненькие заборчики по обочинам казанских улиц, задача которых — оградить пешехода от соблазна прыгнуть под колеса. Их длина в Казани составляет целых 86 километров. Однако и эта мера не всегда действенна. В прошлом году девушка на улице Ямашева перелезла через ограждение у трамвайной остановки, чтобы перейти дорогу. В итоге ее насмерть сбил водитель. И настоящий один очаг аварийности — на той же улице Ямашева напротив «Парк Хауса», где люди не пользуются подземными пешеходными переходами. Здесь погибли три человека.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Недостатки в содержании улично-дорожной сети ГИБДД совместно с исполкомом стараются устранять. Но и здесь никто не застрахован от рисков, зачастую знаки пропадают или их портят вандалы. При этом с начала 2016 года активисты «Общероссийского народного фронта» в РТ обнаружили 10 перекрестков и участков дорог в Казани, где неправильно установлены или вовсе отсутствуют дорожные знаки.

А в начале февраля девушка на LADA Kalina выехала на встречную полосу на улице Право-Булачной. Девушку нисколько не смущал поток машин, двигающийся в обратном направлении. Глава ФАР по РТ Рамиль Хайруллин встал тогда на сторону девушки, заявив, что юридически ничего она не нарушала. И как прикажете ему возражать: ни соответствующей разметки, ни знаков там просто не было — они появились после происшествия.

«ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ ПОТОК ТРАНСПОРТА ДВИГАЛСЯ, А НЕ КОНВУЛЬСИВНО ДЕРГАЛСЯ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты видят в этой инициативе мало приятного, но надеются, что решение будет взвешенным и просчитанным.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Здесь два аспекта. Первый заключается в том, что, когда трафик спокойный, на дороге создается какая-то дружелюбная атмосфера и человек себя чувствует в большей безопасности... Другое дело, что нужно рассмотреть — насколько изменится скорость прохождения транспорта через центральную часть Казани, насколько это не будет служить основанием для появления каких-то пробок? Здесь надо все просчитать, проанализировать.

В целом, я думаю, скорее нет, чем да. Потому что если даже сильно разогнаться, а потом упереться, то по времени получится то же самое. Есть же система светофоров «зеленая волна» — едешь спокойно под 40 и везде проезжаешь на зеленый. А если разгоняешься, потом тормозишь, жжешь бензин, загрязняешь выхлопными газами атмосферу и нервничаешь... Раз есть такое предложение — я думаю, все просчитано и предусмотрено. Трафик будет спокойный, и все будут двигаться, а не конвульсивно дергаться. Скорее так все будет.

«ЭТО БРЕДОВАЯ ИДЕЯ! ЦЕНТР У НАС И ТАК ПЕРЕГРУЖЕН»

Дмитрий Золотарев руководитель ФАР по Казани:

— Это бредовая идея! Она фактически возвращает нас в те времена, когда скорость была ограничена 40 километрами в час, плюс-минус 10 километров. После увеличения этого порога власти Казани сейчас уменьшают разрешенную скорость. И все возвращают к тому времени, когда мы ездили 40 километров в час... К чему это приведет? Центр у нас и так перегружен, через него очень тяжело проехать. У нас город устроен так, что на другую сторону города нельзя проехать, минуя центр. А замедленное движение — это потеря времени, увеличение объема выхлопных газов от автомобилей.

У нас весь центр оборудован пешеходными переходами со светофорами. Поэтому я не понимаю, как можно говорить о каких-то увечьях, ДТП и наездах на пешеходах. В этом предложении я не вижу никаких плюсов. Не ввели ничего нового, просто возвращают нас в то время, когда мы ездили по городу со скоростью 40 километров в час. Но с экономической стороны это выгодно. Выгодно для чиновников, потому что они будут больше собирать штрафов. Действуют по принципу «если нет нарушений, их нужно придумать».

«ЕСЛИ ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗОВАНО ПРАВИЛЬНО, ТО ОНО И ТАК БЕЗОПАСНО»

Сергей Стоянов — координатор движения «Синие ведерки», Москва:

— Такое предложение о снижении скорости — полнейший, абсолютный бред! Наши власти, будь то власти Казани, Москвы, да и всей России в принципе, очень часто любят прикрываться заботой о безопасности пешеходов или других групп, категорий граждан для того, чтобы воплотить в жизнь ту или иную инициативу. Сокращение разрешенной скорости, причем довольно радикальное — в два раза, не приведет к уменьшению пробок, оно вряд ли приведет и к совершенствованию ситуации в плане безопасности. К улучшению безопасности движения приводят меры по правильной организации движения. И там уже не так важно, каков допустимый разрешенный скоростной режим — 60 километров в час, 80, 40 или даже 110. Если движение на данном участке организовано правильно, то оно и так реально безопасно. Если же организация движения неправильная, если за исполнением этих правил дорожного движения не следят надлежащим и должным образом, то какой бы скоростной режим ни был установлен, безопасность будет в любом случае на самом низком уровне. И то же самое касается пробок. Скоростной режим никак не влияет на наличие и отсутствие пробок. Только правильная организация движения влияет на то, насколько будет загружен или незагружен тот или иной участок города или город в целом.