Сегодня шеф казанского ГИБДД Игорь Новиков анонсировал введение в Казани 75 «спокойных зон», в основном в центральной части Казани. Во-первых, это поможет сберечь жизни: из 65 жертв ДТП в прошлом году 51 человек погиб при наезде. Но, как выяснил «БИЗНЕС Online», ограничения — часть «антипробочной пилюли, прописанной Казани в КСОДД. В перспективе под «сороковником» может оказаться весь центр — чтобы убрать из него транзитный трафик и сделать хорошо пешеходам и велосипедистам.
НА ЗЕБРУ КАК В ОМУТ
Сегодня начальник отдела ГИБДД УМВД России по Казани Игорь Новиков анонсировал реализацию очередного пакета антипробочных мер, прописанных Казани разработчиками комплексной схемы организации дорожного движения. На ряде улиц в центре города появятся спокойные зоны, обвешанные знаками 40. Вдвое снизив разрешенную скорость, в ГИБДД рассчитывают усилить безопасность на дорогах: в последнее время растет число ДТП, где страдают пешеходы.
Обратившись к статистике, шеф казанских гаишников сообщил: по итогам 2015 года в Казани зарегистрировано около 2 тыс. ДТП с пострадавшими, 65 человек погибли и 2260 были травмированы. То есть в среднем по 6 человек в день получают раны, и каждую неделю в авариях умирают 1 - 2 человека. Каждая третья авария — наезд на пешехода: в 806 ДТП погиб 51 человек. При этом 85,2% аварий с пострадавшими произошли по вине водителей машин.
«Одна из основных причин — несоизмеримость скорости движения транспортных средств в городе с теми последствиями, с которыми мы сталкиваемся в результате ДТП», — заявил Новиков. Рост числа наездов он связал с резко поднятым порогом «нештрафумого» превышения скорости (20 км/ч) — в результате «наехать на штраф» можно только если поднять стрелочку выше 80 км/ч.
Усугубляет положение и приоритет движения пешеходов на нерегулируемых переходах. «Это привело к тому, что пешеход чувствует себя как в броне», — пояснил Новиков. Кроме того, люди сами ограничивают обзор и слух, надевая капюшоны, слушая музыку в наушниках и уставившись в гаджеты. «Человек считает себя правым и шагает на переход как в омут, — продолжил спикер. — И тут едет водитель, которому необходимо остановиться и пропустить. Но на скорости 80 км/ч сделать это невозможно».
КСОДД рекомендует «успокоить» весь исторический центр Казани, но пока «сороковник» будут ставить лишь на некоторых улицах столицы |
СПОКОЙНЫЕ ЗОНЫ ПРОПИСАНЫ КСОДД
Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков, введение спокойных зон прописано в комплексной системе организации дорожного движения. КСОДД, напомним, принята в Казани в конце ноября — ее разрабатывали в том числе при финансовой поддержке ООН. Средства выделялись по программе сокращения выбросов парниковых газов, проще говоря, автомобильных выхлопов. Первая такая зона успокоенного движения — исторический центр Казани, ограниченный улицами Батурина, Булак, Большая Красная и Пушкина.
«ГИБДД Казани эти рекомендации изучало и признало целесообразность их введения, став инициатором этого новшества, — пояснил Абдулхаков. — Вчера на городской комиссии безопасности дорожного движения затрагивался этот вопрос. И по решению комиссии этот вопрос будет прорабатываться: первоочередные меры, источник финансирования для установки дорожных знаков».
Казалось бы, парадокс: как снижение скорости потока будет способствовать уменьшению заторов? Логика такая: зона спокойного движения способствует низкоскоростному трафику, ненавязчиво рекомендуя водителю объезжать медленные участки дорог. То есть цель разработчиков КСОДД — заставить транзитные машины ехать не через центр, а через мост «Миллениум» или Третью транспортную дамбу. Если им, конечно, не нужен адрес в сердце города... КСОДД рекомендует «успокоить» таким образом весь исторический центр, но пока ГИБДД и городские власти будут ставить «сороковник» лишь на некоторых улицах. Изменения должны быть постепенными, тем более что знаки стоят денег, которых в бюджете нет. Еще один плюс: низкая скорость, до 50 км/ч, способствует пассивной безопасности пешеходов. Даже если наезд произойдет, последствия будут не столь тяжелыми.
«Если бы была возможность сделать спокойной зоной весь центр города сразу, мы бы, наверное, так и сделали, — добавил Абдулхаков. — Но это все-таки вопрос бюджета, и поэтому прорабатывается вопрос по некоторым улицам».
В историческом центре применяются все последние «антипробочные пилюли», будь то платное парковочное пространство, запрет на въезд грузовиков тяжелее 5 тонн или появление веломаршрута. В целом взят курс на облегчение жизни пешеходов и велосипедистов, улучшение экологии, автомобили же ушли на третий план. «Все мероприятия рассчитаны с точки зрения экологической составляющей, и они заметно влияют на ситуацию», — добавил Абдулхаков.
В историческом центре применяются все последние «антипробочные пилюли»... |
75 НЕТОРОПЛИВЫХ УЧАСТКОВ
Сейчас идет обследование всех участков на основе анализа аварийности, а также мест с нерегулируемыми пешеходными переходами. «В Казани более 1050 нерегулируемых пешеходных переходов, всего их около 2 тысяч», — привел данные начальник отдела ГИБДД Казани.
В качестве аргументов за» идею Новиков привел успех предыдущих мер борьбы с пробками. «Три года назад так же обсуждался вопрос отмены левого поворота в Казани. Но сейчас все признают, что стало лучше», — рассказал спикер на брифинге. Всевидящее око видеокамер, по его словам, тоже снизило людские потери на дорогах с 2008 года. «Ранее погибали 160 - 200 человек. Позже число опустилось до 70, 65, 44», — сообщил Новиков.
В городе появится как минимум 75 спокойных зон. Больше всего — в Вахитовском и Приволжском районах Казани (Новиков затруднился назвать их число), 8 — в Авиастроительном районе, 12 — в Ново-Савиновском. По его словам, именно в Приволжском зафиксирован рост количества пострадавших в 2015 году. «После введения посмотрим, как статистика будет меняться в ближайшие месяц-два», — сообщил Новиков. Действовать зоны начнут не позднее 20 марта. Горожане могут внести свою лепту и принять участие в их формировании: все возражения и предложения, как заявил Новиков, будут приниматься отделом пропаганды ГИБДД по Казани.
Еще одно нововведение — ограничение скорости на участке Оренбургского тракта от АЗС до поворота на аэропорт. Причина — утренние туманы и появление наледи в это время года. «Именно из-за погодных условий у нас есть происшествия, участниками которых становятся 15 - 20 и более автомобилей», — заявил Новиков. Так, в 2014 году на этом участке дороге погибли два человека.
КОГДА НАРУШАЮТ ПЕШЕХОДЫ...
Несмотря на заявление «практически все водители — нарушители на подсознательном уровне», глава ГИБДД Казани признал и вину пешеходов в ДТП. С начала года в Казани погибли 5 человек, из них 1 водитель и 4 пешехода. Двое пересекали дорогу на переходе, другие — в неположенном месте.
Под колесами гибнет и стар и млад. За полтора месяца в Казани зафиксировано 18 ДТП с участием детей, из них 10 наездов на пешеходов, и, опять же, 8 произошли на переходах. «Дети живы, но получили телесные повреждения», — доложил Новиков.
Примерно половина погибших в возрасте от 50 лет и старше. «Только в 2016 году у нас уже есть погибшие 1928 года рождения, 1936-го... Хочу напомнить обязанность бывших детей: задумывайтесь, где находится ваш близкий человек», — заявил Новиков. Он признал, что пропагандистская работа больше охватывает школы, детсады, в то время как пожилые люди остаются без внимания.
Отдельная и актуальная на сегодня тема — видимость самих пешеходов в темное время суток. С 1 июля 2015 года их начали штрафовать за передвижение вне населенных пунктов без светоотражающих элементов на одежде в темноте. Однако, по мнению главы ГИБДД Казани, для городов и поселков это также жизненно необходимо. Одежда со светоотражающими элементами уже появилась в сельской местности, но ее можно и приобрести в городе, если «проявить фантазию». По мнению Новикова, этот вопрос можно поручить решить предпринимателям и дизайнерам.
Многие нет-нет да ругают черненькие заборчики по обочинам казанских улиц, задача которых — оградить пешехода от соблазна прыгнуть под колеса. Их длина в Казани составляет целых 86 километров. Однако и эта мера не всегда действенна. В прошлом году девушка на улице Ямашева перелезла через ограждение у трамвайной остановки, чтобы перейти дорогу. В итоге ее насмерть сбил водитель. И настоящий один очаг аварийности — на той же улице Ямашева напротив «Парк Хауса», где люди не пользуются подземными пешеходными переходами. Здесь погибли три человека.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Недостатки в содержании улично-дорожной сети ГИБДД совместно с исполкомом стараются устранять. Но и здесь никто не застрахован от рисков, зачастую знаки пропадают или их портят вандалы. При этом с начала 2016 года активисты «Общероссийского народного фронта» в РТ обнаружили 10 перекрестков и участков дорог в Казани, где неправильно установлены или вовсе отсутствуют дорожные знаки.
А в начале февраля девушка на LADA Kalina выехала на встречную полосу на улице Право-Булачной. Девушку нисколько не смущал поток машин, двигающийся в обратном направлении. Глава ФАР по РТ Рамиль Хайруллин встал тогда на сторону девушки, заявив, что юридически ничего она не нарушала. И как прикажете ему возражать: ни соответствующей разметки, ни знаков там просто не было — они появились после происшествия.
«ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ ПОТОК ТРАНСПОРТА ДВИГАЛСЯ, А НЕ КОНВУЛЬСИВНО ДЕРГАЛСЯ»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты видят в этой инициативе мало приятного, но надеются, что решение будет взвешенным и просчитанным.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ:
— Здесь два аспекта. Первый заключается в том, что, когда трафик спокойный, на дороге создается какая-то дружелюбная атмосфера и человек себя чувствует в большей безопасности... Другое дело, что нужно рассмотреть — насколько изменится скорость прохождения транспорта через центральную часть Казани, насколько это не будет служить основанием для появления каких-то пробок? Здесь надо все просчитать, проанализировать.
В целом, я думаю, скорее нет, чем да. Потому что если даже сильно разогнаться, а потом упереться, то по времени получится то же самое. Есть же система светофоров «зеленая волна» — едешь спокойно под 40 и везде проезжаешь на зеленый. А если разгоняешься, потом тормозишь, жжешь бензин, загрязняешь выхлопными газами атмосферу и нервничаешь... Раз есть такое предложение — я думаю, все просчитано и предусмотрено. Трафик будет спокойный, и все будут двигаться, а не конвульсивно дергаться. Скорее так все будет.
«ЭТО БРЕДОВАЯ ИДЕЯ! ЦЕНТР У НАС И ТАК ПЕРЕГРУЖЕН»
Дмитрий Золотарев — руководитель ФАР по Казани:
— Это бредовая идея! Она фактически возвращает нас в те времена, когда скорость была ограничена 40 километрами в час, плюс-минус 10 километров. После увеличения этого порога власти Казани сейчас уменьшают разрешенную скорость. И все возвращают к тому времени, когда мы ездили 40 километров в час... К чему это приведет? Центр у нас и так перегружен, через него очень тяжело проехать. У нас город устроен так, что на другую сторону города нельзя проехать, минуя центр. А замедленное движение — это потеря времени, увеличение объема выхлопных газов от автомобилей.
У нас весь центр оборудован пешеходными переходами со светофорами. Поэтому я не понимаю, как можно говорить о каких-то увечьях, ДТП и наездах на пешеходах. В этом предложении я не вижу никаких плюсов. Не ввели ничего нового, просто возвращают нас в то время, когда мы ездили по городу со скоростью 40 километров в час. Но с экономической стороны это выгодно. Выгодно для чиновников, потому что они будут больше собирать штрафов. Действуют по принципу «если нет нарушений, их нужно придумать».
«ЕСЛИ ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗОВАНО ПРАВИЛЬНО, ТО ОНО И ТАК БЕЗОПАСНО»
Сергей Стоянов — координатор движения «Синие ведерки», Москва:
— Такое предложение о снижении скорости — полнейший, абсолютный бред! Наши власти, будь то власти Казани, Москвы, да и всей России в принципе, очень часто любят прикрываться заботой о безопасности пешеходов или других групп, категорий граждан для того, чтобы воплотить в жизнь ту или иную инициативу. Сокращение разрешенной скорости, причем довольно радикальное — в два раза, не приведет к уменьшению пробок, оно вряд ли приведет и к совершенствованию ситуации в плане безопасности. К улучшению безопасности движения приводят меры по правильной организации движения. И там уже не так важно, каков допустимый разрешенный скоростной режим — 60 километров в час, 80, 40 или даже 110. Если движение на данном участке организовано правильно, то оно и так реально безопасно. Если же организация движения неправильная, если за исполнением этих правил дорожного движения не следят надлежащим и должным образом, то какой бы скоростной режим ни был установлен, безопасность будет в любом случае на самом низком уровне. И то же самое касается пробок. Скоростной режим никак не влияет на наличие и отсутствие пробок. Только правильная организация движения влияет на то, насколько будет загружен или незагружен тот или иной участок города или город в целом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 282
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.