«» (фото: kremlin.ru)
«Самый высший пилотаж был, когда в 1999 году... мне позвонили вечером и сказали, что завтра выхожу в личную охрану к Владимиру Владимировичу...» (фото: kremlin.ru)

НИЧЕГО НЕОБЫЧНОГО: СТРЕЛЬБА НА ХОДУ, НА БЕГУ, ИЗ МАШИНЫ, В СОСТАВЕ ГРУППЫ...

Из интервью, которое новый и. о. губернатора Тульской области дал «Коммерсанту», выясняется много интересного. По словам Алексея Дюмина, первым о назначении ему сообщил премьер Дмитрий Медведев. Вызвал, внимательно посмотрел и сказал, что президент с ним встретится и предложит новую работу. Вот после этой встречи с главой правительства Дюмин и поехал в Огарево к Владимиру Путину. Там же был и экс-губернатор Тульской области Владимир Груздев. Так вдвоем и зашли к президенту. Здесь, как вспоминает Дюмин, сначала состоялся подробный разговор — без прессы. Это уже потом говорили на телекамеры...

О своей биографии новый губернатор рассказал коротко: отец — военный медик, родился в курской деревне. Но в Курске семья жила недолго, кочевала по военным гарнизонам. Мама из Курска, всю жизнь работала учительницей начальных классов. Сейчас родители на пенсии.

С четвертого класса Алексей (тогда он учился в Воронеже) увлекся хоккеем. Играл так, что после десятого класса предлагали карьеру вратаря в воронежской команде «Буран». Но по совету отца поступил в военное училище, закончил. Отца тогда перевели в Москву, и распределение молодой офицер получил в Московский военный округ, в небольшую войсковую часть, которая занималась противодействием техническим средствам разведки противника... А потом знакомый кадровик предложил перейти в главное управление охраны, в управление президентской связи — ответственным за обеспечение связи первых лиц в их поездках по всей стране и за рубежом. Работать Дюмин начал с Виктором Черномырдиным, и пару раз был в командировке с первым президентом России Борисом Ельциным...

К слову, работа в управлении охраны — не сахар. «Тяжелая», — вспоминает Дюмин. Офицеры сами погружали и разгружали объемные большие ящики закрытой и открытой связи — в самолет, из самолета, в поезд, из поезда, на корабль, с корабля... Это было в 1996 году, кто помнит — год выборов президента РФ, головокружительно стремительная предвыборная кампания... «Мы не успевали даже забежать домой, находились в командировках целыми месяцами, меняя точку... один город на другой город... С этими ящиками, с коробками и с большими спутниковыми антеннами», — рассказывает Дюмин.

Работники службы безопасности президента, говорит Алексей Геннадьевич, «для нас были боги». В эту службу он и попросился. Взяли в управление личной охраны: кадровый военный!

Впрочем, учиться пришлось многому: «Акцент ставился на психологической подготовке, на умении владеть приемами рукопашного боя, умении владения оружием как индивидуального, так и группового боя, пистолетов, автоматов различных... Ничего необычного: стрельба на ходу, на бегу, из машины, в составе группы»...

Интересная деталь: к работе на новом месте Алексей Дюмин приступил 9 августа 1999 года, когда обязанности председателя правительства стал исполнять Владимир Путин. Дюмин рассказывает: «Самый высший пилотаж был, когда в 1999 году... мне позвонили вечером и сказали, что завтра выхожу в личную охрану к Владимиру Владимировичу. И я оказался на посту... скажем, пехотинца Путина...».

ПУТИН ПРИШЕЛ НА ДВА-ТРИ МЕСЯЦА, ПОТОМ БУДЕТ ДРУГОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

И еще один примечательный факт со слов Дюмина: один, видимо, не маленький, начальник ему тогда сказал: пришел очередной председатель правительства, это проходящий вариант, его никто знать не знает, он пришел на два-три месяца, потом будет другой. Про свою работу в службе безопасности Дюмин говорит: «Я адъютантом никогда не был». Просто в составе группы офицеров обеспечивал безопасность и по России и за рубежом. Достиг поста замначальника управления по обеспечению безопасности и председателя правительства, и президента, потом снова председателя правительства...

Очень тепло отзывается о своем непосредственном руководителе Викторе Золотове, в 2000-2013 годах начальнике службы безопасности президента РФ: «Виктор Васильевич — человек, который много сделал в моей судьбе, научил и уму-разуму, и попадало мне от него, и было пару моментов, когда он вообще меня чуть не выгонял... Я иногда шашкой рубил»...

Как складывались отношения с Путиным? Есть фотография, где Дюмин обнимает президента сзади. Но это случилось на море, где «было сильное волнение, просто я подстраховывал его... Это не особые отношения. Это меры безопасности. Мы бы все могли оказаться в воде...». Алексей Геннадьевич уточняет: «Я был членом команды, которую возглавлял Золотов Виктор Васильевич. И не было [у Путина] специального отношения ко мне. Это было отношение к коллективу, который сделал Золотов. Достаточно эффективно мы работали и достаточно длительный срок, и я хочу сказать, у нас не было каких-то промахов или каких-то вещей, о которых можно было жалеть или за которые было бы стыдно, скажем так».

МОЛОДЕЦ, ЧТО НЕ СТАЛ СТРЕЛЯТЬ В МИШКУ

На службе у Дюмина были удивительные истории. Однажды он ночью дежурил в горах, на «очень дальнем объекте», в доме, где отдыхал президент. И тут по связи сообщают: медведь к вам на вход! Что подумаешь в этот момент? Розыгрыш! Но подошел к двери и: «Вижу: передо мной стоит мишка... очень крупных размеров. А двери были по периметру все стеклянные. Я, естественно, вооружен, наверху президент... Значит, мы с мишкой посмотрели друг другу в глаза, он немножко отступил, я открыл дверь и разрядил всю обойму пистолета ему под ноги... Мишка оказался очень разумным. Он понял, что мы ему сохранили жизнь, развернулся и неторопливо ушел. Утром, значит, я доложил президенту, он сказал: молодец, что не стал стрелять в мишку».

Алексей Геннадьевич рассказывает еще про один случай, который характеризует Путина: «Это было завершение срока председателя правительства, поездка, и был выход в народ, и мне показалось, что, ну, один из, скажем так, граждан, некорректно себя повел по отношению к Владимиру Владимировичу, взял его за рукав, начал одергивать, и я ударил его по руке. Ну так, обозначил просто... Это было днем. Вечером Владимир Владимирович меня вызвал к себе, где-то часов в десять, и сказал: «Если я еще раз это увижу, то ты никогда больше со мной работать не будешь». Он говорит: «Я видел эту ситуацию, тебе не надо было этого делать. Это простой человек. Мы уедем, ты такой весь нарядный, вместе с президентом... а у него на всю жизнь останется осадок по отношению не к тебе, а ко мне...».

К ШОЙГУ Я ОТНОСИЛСЯ И ОТНОШУСЬ С ОГРОМНЫМ УВАЖЕНИЕМ, ОН НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Находясь на специальной службе, Дюмин не представлял, что еще вернется в минобороны. Когда ему сообщили о том, что надо продолжить службу там, он спросил: «У меня есть возможность отказаться?». Ему ответили: «Нет, возможности отказаться нет».

Новая жизнь началась с того, что Дюмин попал в замес по подготовке и обеспечению Олимпиады: «Горный кластер мы перекрывали своим подразделением. Это самые высокие точки были... Там, где мы были, было очень красиво, очень безлюдно и не очень просто». На каком высоком уровне прошла Олимпиада, известно...

По инету ходят упорные слухи, что именно Дюмин провел в сложнейших условиях операцию по скрытой переброске президента Украины Виктора Януковича в нашу страну. «Я вообще не понимаю, откуда это все берется. Откуда такие легенды? Кто эти мифы создает? — возмущается Дюмин — Этого господина после начала известных событий на Украине я вообще ни разу не видел... И вообще про деятельность подразделения, в котором служил, рассказывать ничего не буду. Потому что не могу».

Примерно так же он отвечает и на вопросы об операции «вежливых людей» в Крыму, за что получил звание Героя России: «Без комментариев».

Затем решением замминистра обороны Дюмин был назначен на должность заместителя главнокомандующего сухопутными войсками, начальника Главного штаба: «В декабре прошлого года меня вызвал министр обороны и сказал, что это его решение и что он согласовал свое решение с верховным главнокомандующим. И что он мне предлагает занять пост заместителя министра обороны».

Сергея Шойгу Дюмин оценивает чрезвычайно высоко: «Я Сергея Кужугетовича знаю очень продолжительное время, потому что он же возглавлял министерство по чрезвычайным ситуациям, естественно, президент всегда принимал непосредственное участие в этих мероприятиях, с министром по чрезвычайным ситуациям мы очень тесно общались по служебной деятельности, и, естественно, министерство по чрезвычайным ситуациям нам оказывало содействие в выделении транспорта... Обеспечение мероприятий наших... Это было одно из самых эффективных министерств... и по оснащенности, и по быстроте принятия решений... Хочу сразу сказать, что к Шойгу я относился и отношусь с огромным уважением. Он настоящий человек, рад, что судьба с ним свела».

ЕГО ОТ РАБОЧЕГО, ОТ БАБУШКИ ДО ГЛАВ РАЙОНОВ УВАЖАЮТ, ОН СЕРЬЕЗНЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ

В минобороны на плечи Дюмина рухнули сложнейший департамент строительства, обеспечение жильем военнослужащих, военная медицина, департамент имущественных отношений... Но тут в стране возникла ситуация с губернатором Тульской области. «Удивительное стечение обстоятельств» — дает этому характеристику назначенный 2 февраля новый губернатор Тульской области. О своем предшественнике он говорит: «Груздев сделал очень много для области, и его там на руках носят. Он заслуженный там человек. Его от рабочего, от бабушки до глав районов уважают, он серьезный управленец».

На церемонии официального представления жителям региона Дюмин пообещал опираться в кадровой политике на местную команду и уделять «особое внимание» в своей работе предприятиям оборонного комплекса. Он уточняет: «Для меня очень важно душевное состояние населения... и защищенность тех людей, за которых я буду в ответе. И это задача очень непростая. Я знаю не понаслышке, у меня есть знакомые туляки, что это такой, достаточно очень духовитый народ, и со своим стержнем, со своим характером. И заслужить доверие, чтобы в тебя поверили, очень непросто»...

Ну а на вежливые намеки, что у нового губернатора весьма неплохой федеральный ресурс, Дюмин отвечает коротко: «Злоупотреблять не буду».

Интервью взял Андрей Колесников

«Коммерсант»

09.02.2016