Искандер Гиниятуллин на деловом понедельнике сообщил о том, что в списках неплательщиков 154,6 тыс. казанцев
Искандер Гиниятуллин на деловом понедельнике сообщил о том, что в списках неплательщиков 154,6 тыс. казанцев

«ВЗЯТЬ ИХ НА ИЖДИВЕНИЕ... ЭТО ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ»

Более 2 млрд. рублей задолжали казанцы за жилищно-коммунальные услуги — это на 15,5% больше, чем по итогам 2014 года. Основная часть долгов в 1,9 млрд. рублей приходится на тех, кто не платит больше полугода. Таких должников (как простых горожан, так и организаций) — 17,2 тысячи. Иными словами, это все равно что стоимость годовой программы капремонта домов (1,4 млрд. рублей), дворов и внутриквартальных проездов в прошлом году (500 млн. рублей). Причем 1,5 млрд. рублей было накоплено в течение 1 - 5 лет. Об этом вчера на деловом понедельнике в исполкоме Казани заявил председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин.

Должников можно классифицировать по основным видам неплатежей на несколько категорий. В первую очередь это забывчивые или просто недисциплинированные жильцы, которые «копят» пару-тройку месяцев, а потом начинают платить, заметил Гиниятуллин. На асоциальные категории приходится примерно 10% долга. На малообеспеченных граждан, многодетных, пенсионеров — 10 - 15%, они частично закрывают долги субсидиями. Доля тех, кто сознательно не платит за «коммуналку», доходит до 3 - 4%, сообщил он.

Большая часть должников имеют долги до 100 тыс. рублей. Задолженность в сумме более 600 тыс. рублей — по 140 лицевым счетам. В 2015 году была усилена работа по взысканию долгов, заявил Гиниятуллин. Управляющие компании в прошлом году подали 5 тыс. исков к неплательщикам на 409 млн. рублей. В 2014 году сумма взысканий была 253 млн. рублей. Наконец, есть прецеденты выселения.

«В прошлом году помимо уговоров и напоминаний в ход пошли репрессивные меры в отношении злостных неплательщиков, — добавил руководитель исполкома Денис Калинкин. — Есть и асоциальные люди, взять их на иждивение и обеспечить их проживание на большой площади мы тоже не можем. Это тупиковый путь».

В 2015 году собираемость жилищно-коммунальных платежей все же подросла с 97,8% до 98,2%. Много это или мало? Как пояснил Гиниятуллин корреспонденту «БИЗНЕС Online», в соседних городах-миллионниках порой приходится слышать, что собираемость на уровне 50 - 60%. В некоторых городах России она падает и до 30%.

«Наша собираемость для подавляющего числа территорий России недостижима, — говорит Гиниятуллин. — Коллеги, слыша наши показатели, качают головой и не верят, что такое на самом деле бывает! Нам нечему учиться у тех, кто собирает меньше нас. Мы не то что это пережили — в Казани такого люди не допускали никогда. Все-таки население республики более сознательное, чем где-то в другом месте».

ДВОИХ ВЫСЕЛИЛИ, НА ПОДХОДЕ — ЕЩЕ 9 ИСКОВ

Разумеется, среди должников хватает и таких, кто имеет не одну квартиру, а несколько.

«Почему-то они забывают оплачивать коммунальные платежи. Гораздо забывчивее бывают, чем пенсионеры с их доходами. Мы не можем себе позволить, чтобы долги неплательщиков покрывались за счет добросовестных граждан», — заявил он.

Как работают с должниками? Большая часть долгов все же за людьми, которые работают и зарабатывают, и нередко хватает напоминаний-увещеваний. Конечно, закон «О персональных данных» запрещает вывешивать на подъездах имена и фамилии должников. Но выход управляющие компании, конечно, нашли — пишут только номер квартиры и сумму долга, а дальше работают длинные языки соседей и сарафанное радио в виде бабушек у подъездов. Есть те, кто не платит принципиально: им показывается порядок формирования счетов, откуда берутся цифры. Большинство вопросов так и снимается. Сложнее с теми, кто ведет асоциальный образ жизни, нигде не работает, превращаясь в самый настоящий паразитирующий класс. Тогда в ход идет дамоклов меч выселения, если жилье, конечно, не приватизировано.

«Значительно ухудшились условия проживания у двух должников. Если у одного была квартира в 53 «квадрата», то теперь 17. У другого была квартира площадью 27 квадратных метров, а после суда стала 13 «квадратов». На подходе еще 9 исков к должникам, которые не заплатили 3 миллиона рублей», — заметил Гиниятуллин.

Среди арсенала «коммунальных коллекторов» — и обращения к руководству должников. Но действует это далеко не всегда — если в бюджетных организациях еще работает, то в бизнес-структурах — практически нет.

«Раньше моральное воздействие играло большую роль. Сегодня такого авторитета, какой был раньше, у трудовых коллективов нет. Сегодня мы соседа по лестничной площадке не то что по имени и фамилии не знаем, а даже в лицо. Поэтому общественное воздействие сейчас не так эффективно», — заметил Гиниятуллин.

Все управляющие компании регулярно предлагают своим должникам отработать долг в качестве дворника, уборщика
Все управляющие компании регулярно предлагают своим должникам отработать долг в качестве дворника, уборщика

«ЧИНОВНИКИ — ЭТО ЖЕ НЕ КАКОЕ-ТО ИНОПЛАНЕТНОЕ ПЛЕМЯ»

Тем не менее УК не сидят сложа руки, они предлагают компаниям вычитать из зарплат задолженность за «коммуналку». Какие-то организации идут на это, какие-то — нет, ведь это лишняя работа для бухгалтерии. С «забывчивыми» чиновниками работать легче всего.

«Над каждым чиновником есть начальник, подключается административный ресурс, — объясняет Гиниятуллин. — Если чиновник сам не понимает, то звонок имеет действие. Чиновники — это же не какое-то инопланетное племя, которое прилетело и захватило землю, как часто представляет пресса».

В самом исполкоме к долгам подходят строго — должников просто не должно быть, без каких-либо пределов.

«Все равно что в магазине спросить, сколько я могу не заплатить за буханку хлеба, чтобы ее купить, — говорит Гиниятуллин. — Здесь подход должен быть аналогичным. А если услуги поставляются раньше, без предоплаты, то у некоторых граждан возникает соблазн где-то на чем-то сэкономить. Это неизбежно приводит к снижению качества обслуживания жилья. За счет кого может разница покрываться? За счет тех, кто ближе. Это дворник, плотник, слесарь. Проблемы с зарплатой, нехватка материалов — и качество работы падает. Мы сами себя наказываем».

ЗИМОЙ ДВОРНИК БЕЖИТ С РАБОТЫ, А ЛЕТОМ ВНОВЬ ПРИХОДИТ ЗА МЕТЛОЙ

Для тех, кто пеняет на низкую зарплату, не позволяющую рассчитаться за ЖКУ, предусмотрено соломоново решение. Не можешь — не плати, просто отработай, что называется, «натурой» — в качестве дворников или уборщиков. Но пока среди 17 тыс. гордых неплательщиков так удалось договориться только с 13 должниками. Им предстоит отработать долг в 1,6 млн. рублей.

Зимой идет отток дворников, а летом люди набираются, когда объем работы небольшой
Зимой идет отток дворников, а летом люди набираются, когда объем работы небольшой

«Если физическая форма позволяет, почему бы и нет?!» — поддержал начинание Калинкин.

Все управляющие компании регулярно предлагают своим должникам отработать долг в качестве дворника, уборщика. Среди 13 согласившихся — должники в возрасте от 55 до 65 лет: 2 человека в Кировском районе, 11 — в Ново-Савиновском.

«Это те люди, которые ссылаются на отсутствие работы, постоянного заработка, — объясняет ситуацию глава комитета ЖКХ. — Это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Но один из таких, с позволения сказать, работников за пьянство уже был уволен, не успев отработать свой долг».

По желанию должника можно и совместить выплату долга с основной работой, согласовав график. «Это не бюджетная отрасль, никаких ограничений тут нет», — говорит Гиниятуллин.

К слову, из-за дефицита кадров и большой выработки зарплата дворников в некоторых УК достигает 25 - 30 тыс. рублей. Но молодежи тут мало. Много приезжих из стран СНГ и соседних регионов — Марий Эл, Мордовии. Окрестные села направляют своих «делегатов» на работу в сфере ЖКХ. «Не скажу, что все получают такую зарплату, это далеко не так, но примеры такие есть, — оговорился председатель комитета ЖКХ. — Зимой идет отток дворников, а летом люди набираются, когда объем работы небольшой. Даже если снег не каждый день — когда он выпадает, то махать лопатой приходится едва ли не сутками».

Кстати, по итогам уборки дворов в январе глава комитета назвал самых лучших и худших подрядчиков. Последним Калинкин пообещал вручить символическую «черную лопату». Как поощрят лучших, пока неясно.

Чем-то это напоминает известное изречение пожарных, которые о своей работе говорят: «Она отличная! Но как пожар, так хоть увольняйся».