Антон Силуанов: «При нынешних цен на нефть система налогообложения нефтянки — как раз в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета» (фото er.ru)
Антон Силуанов: «При нынешних ценах на нефть система налогообложения нефтянки как раз в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета» (фото: er.ru)

«ПРИ НЫНЕШНИХ ЦЕНАХ НА НЕФТЬ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЯНКИ НЕ В ПОЛЬЗУ БЮДЖЕТА»

О самом сенсационном предложении по спасению российского бюджета в кулуарах съезда «Единой России», завершившегося в минувшие выходные, рассказал министр финансов РФ Антон Силуанов. Бюджет, как известно, сверстан, исходя из цены нефти в 50 долларов за баррель. По факту же сегодня «бочка» североморской Brent стоит около 34,5 долларов, а российской Urals — чуть больше 31 доллара. Но Антон Германович выход нашел: дескать, надо резко поднять налог на добычу полезных ископаемых. «При нынешних ценах на нефть система налогообложения нефтянки как раз в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета», — заявил Силуанов.

Исправлять «несправедливость» предлагается следующим образом. Как пояснил министр, сейчас не облагается НДПИ стоимость барреля нефти в 15 долларов. По словам Силуанова, в эту сумму оценивались издержки по добыче и транспортировке нефти — иными словами, себестоимость. Однако оценивать ее нужно в рублях, а не в долларах. «Сейчас издержки значительно ниже — в два раза, то есть 7,5 доллара за баррель. Потому что рублевая цена не изменилась, а долларовая — сократилась. Поэтому по логике вещей сейчас нужно этот вычет корректировать. По нашим оценкам, примерно в два раза», — вынес свой приговор Силуанов.

А это именно приговор российской нефтянке. С одной стороны, как подсчитали эксперты газеты «Коммерсант», при цене нефти в 30 долларов за баррель дополнительные доходы бюджета составят аж 900 млрд. рублей. В то же время источники газеты в нефтяной отрасли говорят, что это однозначно приведет к падению добычи нефти и газового конденсата, которую Россия в последнее время только наращивала, доведя ее почти до 11 млн. баррелей в сутки.

«ТАТНЕФТЬ» МОЖЕТ НЕДОСЧИТАТЬСЯ 70 МЛРД. РУБЛЕЙ

Чем новация грозит «Татнефти» и Татарстану? Давайте посчитаем. Формула расчета НДПИ на нефть не так уж сложна. На этот год базовая ставка установлена в 857 рублей с тонны добытого сырья. Эта сумма увеличивается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть и уменьшается на размер льготы, действующей для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Повышающий коэффициент вычисляется так: средняя цена барреля нефти в долларах уменьшается на 15 долларов и умножается на среднее за налоговый период значение курса доллара к рублю.

(фото tatneft.ru)
«Татнефти», добыча которой в 2015 году составила примерно 27 млн. тонн нефти, пришлось бы по грубым прикидкам дополнительно заплатить в федеральный бюджет 70 млрд. рублей (правда, без учета всех льгот) (фото: tatneft.ru)

К примеру, в декабре прошлого года, рассчитанная по такой формуле сумма НДПИ, составляла 4343 рубля с тонны добытой нефти. В случае принятия российским правительством предложения Силуанова размер налогового платежа поднимется почти до 7 тыс. рублей с тонны. Например, «Татнефти», добыча которой в прошлом году составила примерно 27 млн. тонн нефти, пришлось бы по грубым прикидкам дополнительно заплатить в федеральный бюджет 70 млрд. рублей (правда, без учета всех льгот).

Для сравнения: в январе-сентябре прошлого года выручка компании составила 414 млрд. рублей против 372 млрд. за 9 месяцев 2014-го. Из этой суммы практически четверть «Татнефти» пришлось отдать на НДПИ, причем эти начисления за три квартала выросли на 17%, до 102,5 млрд. с 87,4 млрд. рублей. Расходы компании по налогу на прибыль — а именно он большей частью идет в бюджет Татарстана — увеличились с 20,6 до 25 млрд. рублей.

Впрочем, в налоговом законодательстве есть нюансы, которые в прошлом году позволили «Татнефти» сэкономить на фискальной части. С 1 января 2007 года для участков недр, выработанность которых превышает 80% доказанных запасов, ставка НДПИ корректируется на понижающий коэффициент (зависит от степени выработанности запасов). Самым большим месторождением «Татнефти» является Ромашкинское, а оно, как и некоторые другие, под эти параметры полностью подходит. В результате группа сэкономила на НДПИ за 9 месяцев 19,2 млрд. рублей. Но понятно, что данная льгота не так уж велика по сравнению с аппетитами федерального минфина.

По словам министра финансов республики Радика Гайзатуллина, 4 млрд. рублей составит в этом году недобор налога на прибыль и 2 млрд. — потери от сокращения сбора налога на доходы физлиц
По словам министра финансов республики Радика Гайзатуллина, 4 млрд. рублей составит в этом году недобор налога на прибыль и 2 млрд. — потери от сокращения сбора налога на доходы физлиц

БОЛЬШЕ НАЛОГОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Между тем даже прошлогодние более умеренные налоговые новации в сфере добычи нефти и газа обойдутся бюджету Татарстана в 6 млрд. рублей. «Татнефть» и малые нефтедобывающие компании дополнительно заплатят в федеральный бюджет 25 млрд. рублей, лишившись соответствующей части выручки. Следствием этого, по словам министра финансов республики Радика Гайзатуллина, станет недобор налога на прибыль на 4 млрд. рублей и потеря еще 2 млрд. от сокращения сбора НДФЛ.

Напомним, что все это произошло в результате очередного поворота в так называемом налоговом маневре, случившегося прошлой осенью. Правительство РФ на этот год отказалось от планов снизить ставки экспортных пошлин на углеводороды, кроме того, был повышен НДПИ на газ. Последняя мера, по оценке Гайзатуллина, обошлась бюджету Татарстана еще в 300 млн. рублей.

Те меры Силуанов также объяснял сверхдоходами нефтяников и газовиков, образовавшихся по причине девальвации рубля. Ложкой меда в этой бочке дегтя, по словам министра, должны были стать около 54 млрд. рублей, которые в виде дотаций должны достаться нефтедобывающим регионам. «Мы предусматриваем дополнительные средства в сумме 53,6 миллиарда рублей на компенсацию этих выпадающих доходов регионов», — заявил Силуанов на слушаниях в Совете Федерации, состоявшихся в конце октября прошлого года. Однако с тех пор так и не прояснился вопрос о том, какие именно компенсации достанутся каждому конкретному нефтеносному региону страны.

МИНФИН БУДЕТ ГОД ДУМАТЬ, КАЗНИТЬ НЕФТЯНИКОВ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ

С другой стороны, опубликованные на днях, как по заказу, данные рейтингового агентства Fitch показывают, что дела у российской нефтяной отрасли идут не так уж и плохо. Аналитики агентства даже обнаружили те самые рублевые сверхдоходы, о которых говорит Силуанов. Девальвация рубля в значительно степени компенсировала нефтяным компаниям обвальное падение мировых цен на нефть. По расчетам Fitch, прибыль отечественных нефтяников в долларах на баррель добытой нефти за прошлый год снизилась только на 29%, в то время как цены нефти марки Brent упали на 48%.

Аналитики агентства указывают и на то, что на руку нефтяникам играет налоговый режим, который при нынешних ценах на нефть и девальвации рубля, по сути, снижает налоговые выплаты добывающих углеводороды компаний. Так что в этом плане эксперты согласны с Силуановым.

Однако, с другой стороны, столь резкое — на 900 млрд. рублей в год — увеличение налоговой нагрузки станет шоком для отрасли. «Дополнительное изъятие денег у нефтянки вынудит ее затягивать пояса. Понятно, с операционными расходами ничего не сделаешь — под нож пойдет капиталка, в первую очередь — разведка. Возможно, придется откладывать плановую замену отслужившего свой срок оборудования. Под консервацию могут пойти и многие разведанные участки, а это уже чревато увольнениями либо снижением зарплат», — считает известный экономист Александр Виноградов.

Одной из проблем при резком росте налоговой нагрузки станет проблема внешнего долга российских нефтяных компаний. Как напоминает аналитик Fitch Ratings Дмитрий Маринченко, большинство из них в предыдущие годы набрали кредитов в иностранной валюте, и сегодня эти долги в пересчете на рубли выросли вдвое. Поэтому справедливее было бы оценивать платежеспособность наших нефтяников в долларовом выражении. Правда, есть и исключения: та же «Татнефть» в основном занимала на внутреннем рынке и в рублях.

Однако в целом ситуация с долгами российских нефтекомпаний ухудшается. «До того, как цены [на нефть] рухнули, все оцениваемые нами компании следовали консервативной кредитной политике — это сейчас помогло им приспособиться к периоду низких цен на нефть. Тем не менее заемные средства они стали использовать чаще, в то время как свободных денег на покрытие долгов осталось немного: все денежные потоки законтрактованы, — говорится в отчете Fitch. — Покрытие процентов по кредитам ухудшилось и будет ухудшаться и далее по мере того, как компании будут заменять дешевые долларовые долги по евробондам более дорогими российскими кредитами». Агентство предупреждает, что в случае повышения ставок на российском рынке кредитный рейтинг многих отечественных нефтекомпаний может быть пересмотрен в сторону понижения.

Доклад вышел до обнародования новых налоговых инициатив минфина РФ. Понятно, что в случае их реализации по платежеспособности добывающих компаний страны будет нанесен тяжелый удар. Остается надеяться, что такая драконовская мера все же принята не будет. До сих пор нефтяникам удавалось отбиваться от радикальной стрижки рублевых сверхдоходов, на которой настаивает Силуанов.

Сам министр, кстати, тоже весьма осторожно высказался о перспективах нового налогового маневра. Определиться с системой налогообложения нефтяной отрасли минфин собирается в течение этого года: «У нас есть очень много режимов налогообложения, которые касаются предоставления льгот на начальной стадии, льгот на конечной стадии, когда уже выработано месторождение. Все это предусматривается отдельным механизмом предоставления льгот: либо его сохранять, либо делать единую систему налога на добавочный доход», — сказал Силуанов.

Какими будут окончательные параметры реформы, пока не известно. Но в любом случае налоговая нагрузка увеличена будет, и, скорее всего, пострадают в итоге бюджеты региональные. Силуанов теперь ставит задачу обеспечить не более чем 3-процентный дефицит федерального бюджета при 40 долларах за баррель. Это потребует жесткой экономии, в том числе за счет дотаций регионам. Не говоря уже о том, что и такая цена нефти отнюдь не гарантирована.