СТАТУЭТКА «ЛУЧШЕМУ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ»

Сегодняшний отчет МЧС РТ по итогам 2015 года начался не совсем обычно: с открытия всероссийских соревнований на Кубок премьер-министра РТ по пожарно-прикладному спорту и заодно чемпионата Приволжского регионального центра МЧС по тому же виду спорта. В учебно-тренировочном манеже управления МЧС РТ до прихода VIP'ов в ряду расслабленно стояли сначала судьи, потом команда Татарстана, а затем команды из Пензенской области, Чувашии, Пермского края, Санкт-Петербурга, Башкортостана и т. д. Встречали министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ, начальника главного управления МЧС РФ по РТ Рафиса Хабибуллина и премьер-министра РТ Ильдара Халикова с оркестром. И все как полагается военизированному ведомству — по стойке смирно.

Халиков был краток (потом стало ясно почему): премьер-министр пожелал участникам хорошего настроя на соревнованиях и в работе, а потом получил из рук Хабибуллина символический подарок — статуэтку как лучшему премьер-министру. А ведь свою работу в должности министра Хабибуллин начинал еще в бытность премьерства Рустама Минниханова, ныне президента Татарстана — значит, главе МЧС есть с кем сравнивать? Впрочем, открыв соревнования на Кубок имени себя, Халиков удалился, а на коллегию оставил вице-премьера Алексея Песошина — под его председательством обычно проходят заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям РТ.

Закончив, «пользуясь случаем», с благодарностями властям, Хабибуллин перешел к сухим показателям статистики, которая местами огорчала: и вроде бы пожары в РТ 2015 году сократились на 1,5%, спасено более 7 тыс. человек, имущества на 1 млрд. рублей, пожарные не допустили лесных и ландшафтных пожаров, но Песошин в своем докладе, напротив, сообщил об увеличении погибших и пострадавших от ЧС, о росте погибших при пожарах детей и жителей РТ на водных объектах, а тут еще и сокращения, причем не только бюджетные, но и кадровые.


«НАС ЩЕМЯТ СО ВСЕХ СТОРОН»

Начальник Приволжского регионального центра МЧС РФ Игорь Паньшин начал за здравие: он отметил, что в целом основные показатели 2015 года у Татарстана носят положительную динамику, а вот предстоящий год будет тяжелым: по Приволжскому федеральному округу уже долгов на 316 млн. рублей — от коммунальных до эксплуатационных. Заводятся дела по взысканию: приходится делать все, чтобы не арестовывали счета, иначе будут невыплаты зарплат (к слову, о задержках в канун Нового года уже сообщали), а предполагается сокращение бюджета еще на 10%.

«Потому как бюджет 2016 года очень жесткий, мы все положение прекрасно понимаем, — объяснил Паньшин. — С учетом новых экономических условий, когда нас щемят со всех сторон, наши статьи будут существенно сокращены». И все это происходит в условиях ограниченного контингента, который «сокращается и сокращается»: в прошлом году по округу сократили 2,5 тыс. человек личного состава, а в 2016 году сокращения продолжатся, не стал он маскировать белилами мрачные перспективы.

Только в 2015 году в РТ сократили 240 штатных единиц федеральной противопожарной службы, при этом только 67 вакантных, то есть «пустых» должностей, остальные — живые люди, действующие сотрудники и работники. К сокращению в 2016 году готовятся 225 человек, а к увольнению — 456 работников, достигших предельного служебного возраста и работающих в основном на «земле»: водители автолестниц, подъемников, командиры отделений и помощники начальников караулов. Как оказалось, продлить их службу возможность еще есть.

«Что касается продления сроков, то однозначно мне дано право продления сроков младшему начсоставу, самым узким специальностям. Наконец-то мы сумели это доказать. Все ваши требования я обязательно удовлетворю. Но имейте в виду, что нас постепенно будут к этому подводить [к сокращению и приему новых служащих]. Не так много желающих, и никто не дышит в затылок, чтобы кого-то подвинуть», — комментировал Паньшин.

Хабибуллин в связи с этим предупредил всех начальников пожарно-спасательных частей, дав понять, что продление службы не повод для того, чтобы не искать замены.

«НАМ ГОВОРЯТ: НЕ ПРОВЕРЯТЬ. А МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С БОЛЬШИМИ ТРАГЕДИЯМИ»

Сильно подпортили статистику громкие происшествия 2015 года, одно из которых — пожар в ТЦ «Адмирал», а другое — зверское убийство казанского рыбака Сергея Елесина. Незадолго до гибели Елесин сообщал в службу 112 о том, что его преследуют, однако звонки оказались бесполезными. Крайнего, конечно, нашли: следственный комитет возбудил дело в отношении помощницы оперативного дежурного полиции Лаишевского района, но системных проблем это не решает. И конечно, потряс все общество пожар в доме многодетной семьи в деревне Старый Кувак, в результате которого погибли пятеро детей и их мать.

«Я не могу сказать, что в этой семье не проводилась профилактическая работа, что она вела асоциальный образ жизни. Но уже ясно, что важным звеном причинно-следственной связи этой трагедии стало отключение газа», — обратился к присутствующим Хабибуллин и попросил всех руководителей при выявлении фактов отключения многодетных семей от газа и электричества «немедленно письменно информировать глав и прокуроров городов и районов».

Что касается «Адмирала», то тут пожарные сокрушались по поводу своих связанных рук. «Будет однозначно тяжело, и сейчас нам надо провести [к принятию] ряд документов по надзору, — начал Паньшин и с сожалением покачал головой, отметив, что нельзя малый бизнес проверять чаще чем раз в три года. — Там [в правительстве] все, что связано малым бизнесом, завязано на финансах. Нам говорят: не проверять, не кошмарить. А мы сталкиваемся с большими трагедиями». Паньшин вспомнил, что в результате «адмиральской» трагедии погиб и замначальника службы пожаротушения Сергей Костин, который на коллегии, к слову, был посмертно награжден орденом Мужества.

Кстати, о «кошмарить»: Хабибуллин констатировал снижение внеплановых проверок на 14%, а количества административных санкций — на 10%. К слову, в 2015 году плановые мероприятия по надзору бизнеса вообще не проводились. Служащие МЧС РТ в прошлом году провели 2,5 тыс. плановых проверок госучреждений, крупных предприятий и 8,4 тыс. проверок вне плана. Общая сумма штрафов составила 37,5 млн. рублей.

«Придется нам, коллеги, перестраивать наш надзор под тот, который был в Советском Союзе, когда мы беспрепятственно заходили в гаражные кооперативы, в жилые дома. Это уже прошлый век...» — с грустью в голосе ностальгировал Паньшин. Иными словами, ведомство не отказалось от планов протащить-таки через Госдуму поправки, ужесточающие «проверочное» законодательство. Хотя думцы уже успели отклонить «пакет Песошина», который так лоббировали депутаты от РТ.


112 И ЗАМЕРЗШИЕ В ОРЕНБУРГЕ: «НИКТО В ЭТОЙ СИТУАЦИИ НИКОМУ НЕ ДОЛЖЕН»

Перечислив технические возможности системы 112, Хабибуллин отметил, что она не является реагирующим подразделением, а лишь обеспечивает прием, обработку и передачу информации об экстренных событиях в оперативные службы. Об этом необходимо постоянно говорить, рассуждал начальник главного управления МЧС РФ по РТ, подводя к другому трагичному случаю в Лаишевском районе. «Историю эту вы все прекрасно знаете, я повторяться не буду, она получила широкую огласку, — отметил он. — Потерпевший обращался за помощью по телефону 112. К сожалению, помощь не пришла».

Против МЧС даже были выдвинуты обвинения, которые впоследствии были сняты.

«Но проблемы, которые были выявлены в ходе разбирательств, остались и требуют решения: это определение местонахождения абонента, то есть его позиционирование на местности, определение приоритетности звонков, взаимодействие оперативных служб и многое другое», — перечислял болевые точки Хабибуллин и рассказал о подготовке ряда предложений на этот счет в правительство республики.

Паньшин же уделил также внимание трагедии в Оренбурге, где в отношении МЧС тоже возбудили уголовное дело. «Нас обвиняют в том, что мы выполняли работы, не имея на это соответствующей лицензии! — говорил он. — На расчистку снега мы еще должны были попросить лицензию? Мы дорожники, что ли? Вот эти моменты. Работать сейчас становится напряженно», — говорил начальник Приволжского регионального центра МЧС РФ, призвав глав районов в чрезвычайных ситуациях мобилизоваться, на задумываясь о финансах, расходах.

Напомним, с трассы Оренбург — Орск спасатели эвакуировали 84 человек, 12 из них госпитализированы, 1 человек замерз насмерть. «Никто не хочет признавать себя виноватым в этой ситуации, — говорил Паньшин о тех, кто выезжал на дорогу с прилегающих дорог. — Они знали об аномальной погоде, никаких теплых вещей в машине не было. Они не считают это нужным. По мнению людей, все должно делать МЧС. За 25 лет мы в некоторых людях воспитали чувство иждивенчества, потому что они нас на свои налоги содержат! Мы с этим сталкиваемся... Никто в этой ситуации никому не должен. Каждый должен обеспечить безопасность в том числе и сам. К каждому жителю страны не приставишь спасателя», — эмоционально говорил глава Приволжского центра МЧС РФ.

«ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА»: КТО НАКАЛИТ СТРАСТИ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ?

Не обошли стороной на коллегии и предстоящий 18 сентября единый день голосования. Хабибуллин в этом разделе был краток, обозначив только задачу обеспечения пожарной безопасности. Паньшин был куда более разговорчив.

«Какой накал страстей! Я смотрел программу о том, как у нас все плохо, какие мы [в МЧС] все плохие, — говорил он. — Коллеги, в нашей ситуации мы должны обеспечить выборы с точки зрения противопожарной безопасности. В год выборов желающих раскачать ситуацию в целом по стране очень, очень много. По любому вопросу. Чтобы поднять протест, достаточно говорить о том, что власть не способна обеспечить, ликвидировать, оказать первую помощь. Есть такие крикуны. Чем ближе мы к сентябрю, тем больше нас будут раскачивать. Не давайте ни малейшего повода для разговоров о вашей недееспособности! Это будет целый алгоритм действий против России».

Начальник Приволжского центра МЧС призвал коллег вплотную работать с республикой, чтобы не получилось так, что у нас не закрыт какой-то населенный пункт. «Я понимаю, что республика живет в таких же жестких условиях», — говорил он, добавив после паузы, что Оренбург — это только первая ласточка.

Песошин коротко отчитался об экономическом положении республики, добавив, что минувший год был тяжелым, может быть, самым тяжелым, экономике страны давно не приходилось сталкиваться с такими мощными явлениями. Обозначив целью преломить кризисные явления и добиться устойчивого роста экономики, вице-премьер обратил внимание на то, что в таких условиях безопасность объектов экономики приобретает «более важное значение».

На этом открытая часть коллегии завершилась. И руководство ведомства уже за закрытыми дверями устроило, по всей видимости, более конкретный разбор полетов, не стесняясь журналистов.