ПЛЮС 4,5%, МИНУС — ПРИБЫЛЬ

На 13 млрд. рублей ограничил в 2015 году аппетиты монополистов и других регулируемых компаний госкомитет РТ по тарифам — об этом накануне на итоговой коллегии сообщил его председатель Марат Зарипов. Отметим, что отчет проходил в новой для ведомства ипостаси: в прошлом году правительство РФ упразднило федеральную тарифную службу, в чьем подчинении находился татарстанский госкомитет, а его функции были переданы федеральной антимонопольной службе. Так что теперь Зарипов и руководитель татарстанского УФАС Александр Груничев работают в одной команде. Забегая вперед, отметим, что коллегия одного из ключевых ведомств (а тарифы — едва ли не самая болезненная тема, влияющая на социально-экономический фон в любом регионе) в этот раз проходила без участия первых лиц из правительства. В качестве VIP-персон в президиуме находились председатель Госсовета РТ Фарит Мухаметшин и секретарь Совета безопасности Айрат Шафигуллин. Последний, впрочем, за все мероприятие не произнес ни слова.

Зарипов напомнил, что ограничитель роста тарифов — предельный рост платы граждан. С 1 июля 2016 года он принят на уровне 4,5%, тогда как в 2015-м этот показатель был в два раза выше — 9%. Далее докладчик проинформировал о том, какое именно повышение нас всех ждет. Цена газа для населения во втором полугодии вырастет не более чем на 2%. Зарипов подчеркнул, что цена на газ для населения экономически необоснованна — все другие потребители будут платить больше. «Размер перекрестного субсидирования в газоснабжении в республике в 2016 году, по нашим прогнозам, составит порядка 1,7 миллиарда рублей, — сообщил Зарипов. Стоимость электроэнергии — 3 рубля 43 копеек за кВтч (рост — 7,2%). И этот тариф, по словам Зарипова, тоже экономически необоснован: если бы не «перекрестка» (а в 2016 году она может составить 5,8 млрд. рублей), население платило бы по 4 рубля 6 копеек за кВтч. Что касается платы за тепло, то максимальный рост тарифов не превысит 4%. Но самое удивительное, что в Набережных Челнах, Нижнекамске и Уруссу тариф принят даже со снижением... Рост тарифа на водоснабжение и водоотведение не превысит 3%.

Рассказал Зарипов и о том, на какую сумму были одобрены инвестиционные программы регулируемых компаний. Из 21 инвестпрограммы с объемом финансирования в 40,3 млрд. рублей, что реализуются в РТ, в рамках тарифообразования было одобрено 7 — на 18 миллиардов. Причем всем организациям было решено исключить такой источник, как «прибыль». Очевидно, что все эти цифры и факты приятны слуху любого потребителя. И только одно омрачило позитивный доклад Зарипова: «Необходимо отметить, что при регулировании тарифов на 2016 год мы столкнулись с проблемой резкого скачка цен на приобретаемые комплектующие и услуги, — заявил председатель госкомитета. — Во многих случаях рост цен обусловлен изменением курсовой разницы иностранной валюты. Однако мы наблюдаем повышение цен и на всю линейку товаров, даже там, где влияние импорта минимальное». Зарипов привел в пример изменение цены химреагентов, приобретаемых водоканалами Казани, Челнов и Нижнекамска. «Мы видим, что рост цен за последние два года достигает 132 - 238 процентов! — возмущенно сообщил докладчик. — Нами будет направлен в УФАС соответствующий запрос для исключения возможности спекуляции монополистов и контроля за осуществлением закупок, так как мы думаем, что подобные ситуации возникают не только в Татарстане, но и по всей России». Почему же акцент делается именно на этом вопросе? «Проблема в том, что в условиях жесткого ограничения платы граждан, а соответственно и роста тарифов, скачок цен зачастую вытесняет другие такие важные составляющие, как ремонты и индексация оплаты труда, которая в коммунальной сфере и так невелика», — объяснил Зарипов.

АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ УСЛОВИЯ ОТ СЕТЕВОЙ КОМПАНИИ

Груничев в соответствии с предназначением своей службы говорил о нарушениях. «Организации не всегда ведут себя добросовестно, злоупотребляя своим положением, — констатировал он и рассказал о типичных нарушениях. — Первое — когда комитет по тарифам устанавливает тариф, а предприятие к этому тарифу добавляет собственную наценку и уже вместе с ней продает свои услуги и товары. Второе — когда предприятие продает свои услуги вообще без тарифа». Груничев привел примеры таких злостных нарушителей: у Казанского научного центра при Российской Академии наук есть котельная, которая вырабатывает тепловую энергию, которую продают на сторону по самостоятельно установленному тарифу; Альметьевскому ООО «Чистая планета» установили на захоронение отходов тариф в 40 рублей 95 копеек, но предприятие продавало талоны за 200 рублей — в пять раз дороже!

Отметил Груничев и нарушения в сфере закупок по ФЗ-223: «Над конкурентными закупками часто преобладают закупки у единственного поставщика, что не позволяет достичь экономии, причем это происходит на рынке, где развита конкуренция». Сообщил главный антимонопольщик Татарстана и о том, кому и за что были выписаны предписания. Например, «Сетевой компании» и КВЗ, в положениях о закупках которых были прописаны антиконкурентные условия.

А ГДЕ ДЕНЬГИ?

Однако гвоздем программы стало выступление спикера парламента РТ Фарида Мухаметшина.

«Добрый вечер, — задушевно приветствовал он участников мероприятия и признался, что впервые участвует в коллегии комитета по тарифам. Впрочем, о том, как далек он от политики тарифообразования, председатель Госсовета продемонстрировал в своей получасовой речи. «На сидящих здесь людей возложена великая миссия, — заверил он. — Осознаете ли вы до конца эту миссию? По докладу, да. Фактически есть вопросы, которые надо с вами обсуждать». Далее он неожиданно заговорил о «Платоне» и платном отрезке кольцевой московской магистрали: «Я до сих пор не понимаю, почему и как получилось, что принимали решение в непростой год по этим тарифам для большегрузов по федеральным дорогам? Приняли такие тарифы, что выгнали всех владельцев машин, и они пикетируют дороги! Или, например, ситуация, которая сложилась с объездной дорогой вокруг Москвы, когда там так задрали тарифы, стоимость за проезд, что пришлось вмешаться Путину. Это его разве дело, Марат Ривгатович? А где контролирующие органы, где вы?» — воззвал он к Зарипову, который, похоже, силился понять, какое отношение татарстанский комитет имеет к платным федеральным трассам.

Вспомнил Мухаметшин и о повышении стоимости питания в детских садах: «Начинаем выяснять, нам объясняют, что доллар подскочил! Мы говорим: «Вы что, одними бананами кормите?» Картошка своя, моркошка своя — почему наполовину увеличивается плата?» И снова обратился к главе госкомитета: «Кто формирует такие цены? Кто отвечает за такие цены? Давайте вместе смотреть за этими вещами! Вы контролируете, вы формируете!» — пытался расширить полномочия Зарипова Мухаметшин.

И в заключение он нацелил госкомитетчиков на необходимость принятия взвешенных решений, призвав «не принимать и не предлагать скороспелых и непродуманных» (к слову, именно в этом и состоят прямые обязанности госкомитета по тарифам): «Взбудоражить народ очень легко, а погасить гораздо сложнее», — напомнил об электоральной зависимости власти спикер парламента. Поблагодарив всех за работу, Мухаметшин уже было направился на свое место в президиуме, но вернулся с полпути к микрофону: «Я так и не понял, что это за сумма в 13 миллиардов, которая здесь прозвучала?» Зарипов объяснил, что «это те деньги, что наши потребители не заплатили». «А где деньги-то?» — пытал его Мухаметшин. «Это экономия», — терпеливо ответил Зарипов, порушив надежды спикера парламента на пополнение бюджета.