Айрат Зарипов, проработавший год на посту руководителя госагенства «Татмедиа», вел заседание итоговой коллегии, которое и начал собственным докладом.
Айрат Зарипов, проработавший год на посту руководителя госагентства «Татмедиа», вел заседание итоговой коллегии, которое и начал собственным докладом.

«ЭТО ВСЕ ЗАВИСТЬ! НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ТАКИМИ ЗАВИСТНИКАМИ!»

«Девчонки, встречаем гостей, в зале кто работает?» — энергично напутствовало начальство симпатичных девушек, которые отвечали сегодня за рассадку на итоговом заседании коллегии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Надо сказать, что дело это оказалось непростым, за каждым гостем было закреплено свое место, но не все узнаваемые лица медиасреды желали прохаживаться по залу в поисках своей фамилии, норовя спрятаться на безымянной галерке. Тем временем сам сбор участников коллегии даже слегка напоминал встречу одноклассников много лет спустя: шутки, объятия, поцелуи. Было даже не похоже, что люди собирались обсуждать серьезные проблемы отрасли, которая в Татарстане в силу объективных и субъективных причин переживает непростые времена.

Особенное оживление внесло появление генерального директора ТНВ Ильшата Аминова. «Это все зависть! Нельзя быть такими завистниками!» — хохоча Аминов отреагировал на реплику кого-то из коллег. Новоиспеченный гендир АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин в конференц-зал до начала заседания так и не зашел, кажется, а вот руководитель госагентства «Татмедиа» Айрат Зарипов прошелся по нему, пожав руку каждому из знакомых, после чего появился уже в компании главы аппарата президента РТ Асгата Сафарова.

Зарипов, проработавший год на своем нынешнем посту, вел заседание, которое и начал собственным докладом. На момент коллегии «Татмедиа» по итогам 2014 года он занимал пост всего месяц, и тогда выступление его было кратким. Сегодня же Зарипов с чувством и расстановкой 30 минут рассуждал о состоянии отрасли и подводил итоги. Главная мысль выступления: 2015 год существенных изменений на рынок печатных СМИ не внес, а если еще проще, «нам непросто, но в целом мы справляемся с поставленными задачами».

По состоянию на январь 2016 года в республике зарегистрировано 1193 СМИ. «Работают корпункты четырех федеральных телеканалов, — волнуясь, сыпал цифрами Зарипов. — Работают представительства пяти информагентств». Не обошел руководитель агентства «новые экономические реалии», которые привели к закрытию ряда СМИ — «Ведомостей. Среднее Поволжье», «Делового квартала», «Выбирай», бумажной версии «Из рук в руки. Челны» и др., но в то же время появились и новые медиа — газета «Реальное время», телеканал «Эфир 24 Релакс» и др. Впрочем, баланс минусовой: за год было зарегистрировано 140 новых СМИ, а прекратили работу 230.

Что касается печатных СМИ, по словам Зарипова, в республике наблюдается та же картина, что и везде — сокращение тиражей, читательской аудитории. И все же, по данным Зарипова, последняя подписная кампания показала рост тиражей на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По Татарстану в первом полугодии 2016 года на 1 тыс. жителей приходится 344 экземпляра (в 2015 году — 339). Зарипов перечислил издания, у которых тиражи упали или выросли — наша газета уже писала этом подробно. «В сегодняшних условиях наша с вами задача — сохранить тираж подписных изданий», — сказал глава «Татмедиа». А одна из причин падения тиражей была названа довольно неожиданная — сокращение численности киосков. По словам оратора, в 2015 году один киоск приходился на 7559 жителей РТ, в то время как в 2014-м — на 5453. А по России цифра вообще 5241.

Одна из причин падения тиражей была названа довольно неожиданная — сокращение численности киосков
Одна из причин падения тиражей была названа довольно неожиданная — сокращение численности киосков

Упомянул спикер активную работу республиканских печатных СМИ в интернете. Он рассказал, что почти все региональные и городские СМИ «Татмедиа» перестроились на работу в формате мультимедийной редакции, что означает следующее: редакции присутствуют в соцсетях, обновили сайты, выкладывают видеоверсии новостей. Зарипов напомнил, что конкуренция со стороны интернет-изданий будет только расти.

ВЫХОД ЧЕРЕЗ КАБЕЛЬ

Отчитался руководитель «Татмедиа» и о состоянии рекламного рынка, на котором, по его словам, все было не так плохо, как прогнозировалось. Например, по данным АКАР, общий объем рекламных бюджетов в Казани за 2015 год — 844 млн. рублей, это на 21% меньше, чем в прошлом году. При этом, по словам Зарипова, прогнозировалось падение до 30%. Некоторые сегменты показали рост: +13,5% в интернете, +1,5% — на радио. Объем рекламы на ТV снизился на 18% и на 20% — в печатных СМИ.

«Несмотря на растущую конкуренцию, телевидение остается лидером по вниманию аудитории. По данным TNS, cреднее время просмотра не изменилось почти с 2014 года. 70 процентов респондентов смотрят ТV ежедневно», — сообщил Зарипов.

В республике завершено строительство сети цифрового телевизионного вещания. На сегодня более 98,6% абонентов охвачены цифровым вещанием первым мультиплексом и более 78% — вторым. Зарипов напомнил, что аналоговое вещание будет действовать до 2018 года, и отметил, что в условиях, когда неясно, попадут ли региональные телеканалы в третий мультиплекс, точкой роста для них является IP TV и кабельное ТV. Охват кабельным ТV на сегодня — 52,8% домохозяйств РТ, спутниковым ТV — 22%, IP TV — 10%. «Наша задача — сохранить городские телеканалы и редакции», — сказал Зарипов. Как тут не вспомнить, к примеру, многочисленные разговоры о возможных вариантах судьбы телеканала KZN после ухода многолетнего генерального директора Мадины Тимерзяновой.

Отчитался руководитель «Татмедиа» и о состоянии рекламного рынка, на котором, по его словам, все было не так плохо, как прогнозировалось
Отчитался руководитель «Татмедиа» и о состоянии рекламного рынка, на котором, по его словам, все было не так плохо, как прогнозировалось

Что касается радио, то одним из значимых событий 2015 года Зарипов назвал получение радиостанцией «Кунел» в Набережных Челнах права на вещание в FM-диапазоне.

Аудитория интернет-пользователей в Татарстане в прошлом году составила более 3,5 млн. человек. «По данным TNS, лидерами по производству контента являются сайты АО «Татмедиа» с посещаемостью более 100 тысяч человек в сутки (по всей видимости, берется сумма посетителей целой сети ресурсовприм. ред.). По данным компании «Медиалогия», в топе рейтинга медиаресурсов Татарстана — «Татар-информ», газета «БИЗНЕС Online», kazanfirst.ru, prokazan.ru и другие», — перечислил спикер, а гости коллегии при этом могли видеть, что на слайде газета «БИЗНЕС Online», на сайт которой в рабочие дни ежедневно приходят более 70 тыс. уникальных пользователей, почему-то вообще не указана. К слову, и по данным «Медиалогии», «Татар-информ» отстает от «БИЗНЕС Online» в 2,6 раза.

Зарипов отметил, что СМИ все больше увеличивают свое присутствие в соцсетях, и похвастался аудиторией — у всех изданий «Татмедиа» вместе взятых в соцсетях 326 тыс. подписчиков. Завершил выступление руководитель агентства, сказав, что этот год был сложным для него, но он чувствовал поддержку, имея в виду всех пришедших на коллегию.

На слайде почему-то не оказалось упомянутой Зариповым в числе топовых медиаресурсов Татарстана газеты «БИЗНЕС Online» (нажмите, чтобы увеличить)

ПОТРЕБНОСТИ МИЛЛЕНИАЛОВ

Ярким выступлением стал доклад гостя форума, президента медиакоммуникационного союза, заместителя генерального директора «СТС Медиа» по управлению вещанием Сергея Петрова. Он, можно сказать, выступил стратегом образа будущего в медиа, в частности, телевидения, особое внимание уделив особенностям поколения миллениалов (люди, родившиеся примерно с 1980 по 2000-е годы прим. ред.). Петров оказался выходцем из Казани и выразил надежду, что подготовленное упомянутым союзом (включает операторов, телекомпании, медиахолдинги) исследование будет полезным для стратегии медиаотрасли, которое уже долгое время готовит «Татмедиа».

Исследование, выдержки из которого привел Петров, было презентовано в 2014 году на форуме РИФ. «С точки зрения технологий очевидно, что технология мобильного интернета 4G становится массовой. Стирается грань между линейным и нелинейным потреблением контента. Второе — это когда потребитель сам ищет контент, интересный ему в определенное время, — попутно делал разъяснения Петров и призывал аудиторию спрашивать о непонятных ей терминах. — Есть просто взрывной рост популярности онлайн-видео». Петров сообщил также о высоком уровне пиратства в стране — более 80%. Далее он перешел к особенностям новой аудитории — поколения миллениалов. «Этим молодым людям 15 - 35 лет, они максималисты, они ищут максимум информации за минимум денег. Они хотят потреблять контент когда и где угодно и рассматривают мобильные гаджеты как главное средство для развлечений, — перечислил характеристики спикер. — При этом устройства дешевеют. Для потребителя старше 25 лет среднее количество используемых экранов — 2,4 при том, что у поколения старше 45 — 1,6. Развиваются новые формы доставки контента, например, подключенный к интернету экран «Смарт ТВ».

По словам Петрова, растет роль второго экрана, когда потребители используют смартфоны для просмотра видео. А уже треть потребителей не смотрит телевизор через ТV-экран. В настоящее время, по мнению Петрова, стоит задача переводить аудиторию на потребление платного контента. «В России не принято получать платный контент. Мы опросили людей, сколько из них считает себя убежденными «пиратами» и не готовы платить никогда. Оказалось, всего 4 процента, а причиной они назвали большое количество бесплатных доступных развлечений, — рассказал он. — Человек даже часто не понимает, что потребляет пиратский контент. Многие просто не понимают суть и выгоду платных сервисов».

Замгендиректора «СТС-Медиа» разобрал и структуру потребления. Лидер смотрения — сериалы и художественные фильмы, причем доля их смотрения за последний год увеличилась на 16%. Лидер среди контента по смотрению на ТV — новости. Упомянул Петров и недавний выход на рынок России видеосервиса-гиганта Netflix, выразив обеспокоенность, ведь компания не платит налоги на территории России и не вкладывается в рынок.

Единственным, кто проявлял активность на коллегии, был все тот же гендиректор телекомпании «Татарстан — Новый Век» Аминов. Он поинтересовался у Петрова, почему же все-таки не получается применять модель платного контента. «Я считаю, что законодательной базы достаточно. А не получается, потому что нет объединения усилий не только медиаигроков, но и телеком-операторов, — ответил замгендиректора «СТС-Медиа». — Даже элементарное предупреждение о том, что потребитель собирается посмотреть нелегальный контент, работает на 30 процентов. Не знаю, почему это не делают. Это не сложно».

ОРГАН ЦЕНЗУРЫ ИЛИ АНАЛИЗ КОНТЕНТА

Энергичного Аминова взволновал также один из вопросов, который упомянул в выступлении начальник управления ФГУП «РЧЦ ЦФО» Леонид Царёв. Спикер объявил о новых функциях радиочастотной службы, которые состоят из трех блоков, и сообщил, что присутствующих, вероятно, заинтересует третий, под названием «Мониторинг СМИ, средств массовой коммуникации в части соблюдения законодательства РФ». Цель — создание некой универсальной системы с возможностью оперативной реакции на происходящие процессы. По словам Царева, под эти направления в настоящее время активно нанимается персонал. РЧЦ ЦФО будет собирать информацию по СМИ, а Роскомнадзор — принимать решения о вынесении предупреждений и т. п.

Леонид Царёв объявил о новых функциях радиочастотной службы, в том числе мониторинге СМИ
Леонид Царёв объявил о новых функциях радиочастотной службы, в том числе мониторинге СМИ (фото: rfs-rf.ru)

Аминова обеспокоило, будет ли оцениваться только техническая часть СМИ, или и контент тоже. Царёв ответил, что анализироваться будет в том числе контент. Для этого будет создан экспертный совет. При этом председатель союза журналистов Татарстана Римма Ратникова отметила, что контролирующая рабочая группа ни в коем случае не должна превратиться в орган цензуры (видимо, опасения есть).

Быстро отчитался руководитель управления Роскомнадзора по РТ Борис Разинов. Он повторился за Зариповым, сообщив, что на январь 2016 года в республике работают 1193 СМИ. Всего выдано 1047 лицензий на вещание, зарегистрировано 150 радиоканалов, 96 электронных изданий. За прошлый год проведено 242 надзорных мероприятия. По словам Разинова, основные нарушения связаны со ст. 20 закона «О СМИ».

С краткими сообщениями выступили еще несколько спикеров, но при этом все заседание коллегии растянулось аж на 2,5 часа. Обратил внимание директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов, который сообщил о том, что скоро отделение журналистики в КФУ преобразуют в высшую школу журналистики и массовых коммуникаций в составе вуза. По его словам, это должно повысить привлекательность программ подготовки и профессии в целом. Школа расположится в отдельном здании, а упор в обучении будет сделан на национальное телевидение. С национальным обучением, по словам Щелкунова, связана и самая главная проблема в подведомственной ему образовательной структуре. Количество бюджетных мест на все программы бакалавров в области журналистики — 10, при этом студенческие группы могут существовать только в количестве 20 - 25 человек. Стоимость обучения на татароязычном отделении приблизилась к 100 тыс. рублей за год, и молодые люди не могут себе этого позволить. Таким образом, снова встает вопрос о целесообразности существования татарского отделения института. Как выход из ситуации Щелкунов предложил «Татмедиа» и Аминову сформировать грантовый целевой фонд на 10 студентов — на 1 млн. рублей в год. Условие получения гранта — работа в районах республики после завершения учебы.

Также спикер попросил игроков отрасли почаще приходить в институт с мастер-классами, помочь упорядочить прохождение практики в районных СМИ. Председатель союза журналистов Татарстана Ратникова в своем выступлении упомянула важность престижа профессии и доверия к СМИ и отметила, что нужно поднимать и общий уровень журналистики в РТ.

Асгат Сафаров пожелал представителям медиаотрасли «успевать за потребностями читателей»
Асгат Сафаров пожелал представителям медиаотрасли «успевать за потребностями читателей»

ЗАДЕРЖКА СТРАТЕГИИ НА ГОД

Руководитель аппарата президента РТ Сафаров подытожил коллегию коротким выступлением, особо отметив доклад Петрова. «Были не только содержательные выступления, но и познавательные — и для вас, и для меня. Все замечания будут приняты в работу. Особенно те, что касаются подготовки журналистов на татарском языке. Спасибо Петрову. Развитие отрасли важно не только для вас, но и для тех, кто отвечает за сотрудничество со СМИ, то есть для нас», — сказал Сафаров и обозначил задачи для отрасли на текущий год.

Спикер отметил, что победа России в Великой Отечественной войне не должна терять своей актуальности, и попросил представителей медиа и в будущем уделять этой теме самое пристальное внимание. «Мы уже начали подготовку к проведению парада 9 мая. Президент республики дал задачу проводить мероприятие на таком же высоком уровне, как и в юбилей, каждый год, — отметил он. — Снижение цен на нефть и санкции оказывают влияние в том числе на благосостояние людей, поэтому важно освещать ход социальных программ. Было много споров и обсуждений, но позиция президента Рустама Минниханова — сохранение всех 30 социальных программ в республике. Важно также доводить до населения информацию о программах для малого и среднего бизнеса».

Коротко коснулся Сафаров грядущих выборов в Госдуму, сказав, что важно донести до населения информацию о них, хотя, пожалуй, для «Татмедиа» это едва ли не главная задача на весь наступивший год.

Наконец, упомянул глава аппарата президента РТ о стратегии медиаотрасли. «Разработка стратегии медиаотрасли, к сожалению, затянулась», — сказал он, выразительно посмотрев на Зарипова. Напомним, и в прошлом году на коллегии Сафаров отмечал, что еще в 2014 году Минниханов поставил задачу разработать стратегию развития медиаотрасли РТ и концепцию развития телерадиовещания. И еще год назад руководитель аппарата президента РТ говорил, что документ находится на завершающей стадии, а на доработку стратегии запрошен у президента еще один месяц. Как видим, задержка выглядит внушительно. Последним пожеланием к СМИ у Сафарова было «успевать за потребностями читателей».