В самой большой и современной школе Татарстана прошла накануне коллегия министерства образования и науки РТ
В самой большой и современной школе Татарстана прошла накануне коллегия министерства образования и науки РТ

НЕТ ДВУХСМЕНКЕ!

Отчетная коллегия министерства образования и науки РТ традиционно проводится в августе, на республиканской конференции, где подводят итоги ушедшего учебного года и ставятся задачи на год грядущий. Однако в ведомстве решили сверить часы в середине учебного года. Вопросы обсуждались всеобъемлющие — от собственно образования до технического оснащения учреждений и профориентационной работы. Коллегия проходила в школе №179, открывшейся только 1 сентября 2015 года. Это самая большая и современная школа Татарстана, рассчитана на 1350 учеников, в ее строительство вложено порядка 1 млрд. рублей.

Отметим, что министр Энгель Фаттахов в подробном и обширном докладе постарался избежать острых критических оценок работы своих подчиненных, хотя совсем недавно, в канун Нового года, был более откровенен, рассказав на пресс-конференции, что по результатам мониторинга деятельности его подчиненных пришлось расстаться с 15 начальниками управлений образования. По словам Фаттахова, в ушедшем году в целом удалось решить проблему очередей в детских садах, а за счет капремонта и строительства было создано 12 тыс. новых мест для дошкольников. В этом году планируется отремонтировать еще 147 школ и детских садов. Рассказал Фаттахов и о федеральном проекте по созданию новых мест в школах, призванном ликвидировать двухсменку: «Принята республиканская программа, к 2020 году планируется перевести всех учеников начальной и старшей школы, к 2030 году — и учащихся основной школы на обучение в одну смену. Всего будет создано порядка 47673 новых мест», — пообещал министр и добавил, что финансирование проекта будет вестись федеральным, республиканским и муниципальными бюджетами, а также из внебюджетных источников. Напомним, что о старте программы строительства новых школ в конце прошлого года заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Ранее Фаттахов заявлял, что первый транш из центра ожидается уже в январе 2016-го, однако, судя по тому, что никаких цифр о финансировании проекта в докладе Фаттахова не оказалось, объем федеральных вливаний до сих пор неизвестен.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС — ОБРАЗОВАНИЕ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Говорил министр и на популярную в последнее время тему профориентации и профобразования: «В 2016 году планируется в пилотном режиме совместно с профильными работодателями запустить сертификационные центры, которые будут проводить независимую оценку качества образования выпускников ссузов на предмет соответствия профессиональным стандартам и стандартам WorldSkills. Такие центры начнут работу в Набережных Челнах по машиностроению, в Нижнекамске — по нефтехимии». Фаттахов сообщил, что татарстанская заявка победила в федеральном конкурсе на создание одного из 6 центров подготовки национальной сборной WorldSkills (напомним, в 2019 году Казань станет центром международного чемпионата WorldSkills).

Высшему образованию РТ надо готовиться к оптимизации. Как сообщил министр, в 2015 году в республике действовало 27 самостоятельных вузов и 44 филиала. «За последние 4 года были реорганизованы 23 образовательные организации высшего образования, — напомнил Фаттахов. — В ближайшие годы по результатам федерального мониторинга эффективности запланирована оптимизация еще 10». Но кто эти «счастливчики», министр не уточнил.

Говоря о развитии национального образования, Фаттахов не умолчал о проблемах: «Сегодня самый больной вопрос — повышение качества образования учащихся на родном языке, совершенствование методики преподавания татарского языка для русскоязычных детей, подготовка кадров для национальных учебных заведений», — признал Фаттахов то, о чем давно уже говорит русскоязычная часть населения республики . Ведь чаще всего родители сетуют именно на качество преподавания татарского языка. Для решения этих проблем разработан проект концепции развития национального образования в РТ. Он подразумевает создание центра национального образования при Академии наук РТ, а также разработку новых учебников татарского языка. Причем к их созданию привлекут не только ученых, но и педагогов-практиков, чьи воспитанники показали лучшие результаты.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ — ПОД СОМНЕНИЕМ

Особое внимание министр уделил педагогическим кадрам. Фаттахов напомнил, что в прошедшем году минобрнауки впервые провело диагностическое тестирование (в формате ЕГЭ) на знание своих предметов 14,5 тыс. учителей базовых школ. Фаттахов рассказал, что «мы не анализировали результаты по каждому учителю — оставили это муниципальным методическим службам», но зато выявили странное несоответствие между результатами тестов учителей и знаниями их учеников, что ставит под сомнение объективность тестирования в некоторых районах: «Учителя-предметники Кукморского, Мамадышского, Арского, Балтасинского, Лениногорского районов продемонстрировали высочайшие результаты. При этом проводимые нами срезы не подтверждают сравнимый уровень знаний у их учащихся. В ближайшее время мы проведем закрытую коллегию по вопросам объективности проведения республиканских мониторинговых исследований и всероссийских проверочных работ в муниципальных образованиях республики». Тем не менее опыт Татарстана уже принят на вооружение Рособрнадзором, который в этом году принял решение о проведении всероссийского диагностического тестирования учителей русского языка и математики.

Тему подготовки кадров продолжил директор гимназии №19 Нияз Гафиятуллин (напомним, в 2015-м он занял второе место в общероссийском конкурсе «Директор года»). Более всего молодого директора беспокоит карьерная перспектива молодых педагогов: «Очень бы хотелось, чтобы начала работать система профессионального роста учителей. Почему бы не сформировать образовательный «золотой» запас кадров, чтобы лучшие выпускники приходили в школы, лучшие учителя становились завучами, а лучшие завучи становились директорами?»

ЦАРСКИЙ ПОДАРОК ОТ ИЛЬДАРА ХАЛИКОВА

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, завершая коллегию и благодаря педагогическое сообщество за работу, сделал ему поистине царский подарок: «Энгель Навапович, обращаюсь в первую очередь к вам: необходимо создавать системы, которые бы упрощали существующую отчетность для директоров и завучей. Нужно посмотреть, какие отчеты нужны, а какие — нет. Надо просто избавиться от них, понимая, что, скорее всего, большую часть из них никто и не прочитал. А там, где это возможно, максимально автоматизировать. Уверен, мы найдем и финансы, и технические возможности для того, чтобы облегчить работу наших директоров, завучей и просто учителей», — завершил премьер под шквал искренних аплодисментов.