Министр лесного хозяйства Алмас Назиров провел гостей коллегии по выставке, посвященной выпускаемой в лесной отрасли продукции
Министр лесного хозяйства Алмас Назиров провел гостей коллегии по выставке, посвященной выпускаемой в лесной отрасли продукции

«ПРИ ВЫРУБКЕ 1 ГЕКТАРА НЕОБХОДИМО ЗАЛОЖИТЬ НА ЗЕМЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2 ГЕКТАРА НОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ»

Перед началом коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков посетил выставку, посвященную в основном выпускаемой в лесной отрасли продукции — от веников и мочалок до меда и разнообразных плетеных изделий. Однако удивить гостей все же не получилось — у корреспондента «БИЗНЕС Online» возникло чувство дежавю, как будто все увиденное выставлялось на подобных выставках не в первый, а то и не в десятый раз. Саму коллегию предварял видеофильм, живописующий успехи лесного хозяйства республики — с цитатами из Владимира Путина и демонстрацией запатентованного недавно изобретения татарстанских лесоводов — «меча сабинского» — инструмента, который используется при посадке леса.

В своем докладе министр лесного хозяйства РТ Алмас Назиров с гордостью сообщил, что все планы лесников на 2015 год были выполнены в Татарстане на 100%. Лесовосстановительные работы, в числе которых посадка леса, были проведены на площади 2 128 гектаров. Защитные лесные насаждения (полосы леса вдоль оврагов, дорог и т. п.) созданы на площади 2 220 га, причем министр предложил в будущем увеличить этот показатель вдвое. Также он заявил, что лесники готовы внести свою лепту в Год водоохранных зон в республике.

«Мы готовы при соответствующем финансировании проводить работы по укреплению береговой зоны рек и водохранилищ путем закладки защитных лесных насаждений», — сообщил министр и, обращаясь к премьеру, попросил на эти цели дополнительные средства. Вообще, министр Назиров сегодня демонстрировал чудеса лоббизма, предлагая то один, то другой затратный проект. Правда, на дворе кризисный 2016 год, а федеральное финансирование отрасли и без того сокращено на 10%...

Так вот министр предложил ввести систему компенсационных посадок. «Многие промышленные объекты частично или полностью проектируются на лесных землях. Естественно, при строительстве насаждения вырубаются. Мы предлагаем при вырубке 1 гектара заложить на землях промышленности 2 гектара новых насаждений — с последующим переводом их в земли лесного фонда», — заявил Назиров.

ВОЗРОДИТЬ ДУБРАВЫ, ЗАЩИТИТЬ ЛЕСА ОТ ПОЖАРОВ

Не остались лесники в стороне и от проводимого в прошлом году в РТ Года парков и скверов — они предоставили 50 тыс. штук посадочного материала. Министр еще и похвалил товар. Мол, свои рябины и липы приживаются лучше, так как выращены в нашем климате. Всего же в республике был выращен 31 млн. юных деревьев, что, по словам Назирова, полностью покрывает потребности республики. Единственное, что беспокоит министра, — это восстановление дубрав, которые пострадали из-за сильнейших морозов еще в конце 70-х годов прошлого века. Министерством даже разработан проект создания центра «Дубрава России» со сметной стоимостью 500 млн. рублей и определена площадка. Осталось найти средства — c этим вопросом Назиров и обратился к московскому гостю. Однако как позже сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя федерального агентства лесного хозяйства Михаил Клинов, в российском бюджете на 2016 год на этот и другие проекты татарстанского минлесхоза денег нет. Единственное, на что можно рассчитывать, — это на допдоходы, но при нынешней цене на нефть даже эти призрачные надежды улетучиваются.

Гордость лесников — это станции пожаротушения. Их в республике 23. Грамотная ли это профилактика или же просто удачное стечение обстоятельств, но за последние пять лет в республике не допущено ни одного лесного пожара. Несмотря на блестящие успехи лесных огнеборцев, министр заверил, что Татарстану необходима еще одна станция — в пределах Камской агломерации. Он объяснил это большим техногенным воздействием на леса крупных промышленных предприятий. Однако и эта инициатива, что называется, повисла в морозном февральском воздухе. Единственное, Клинов похвалил власти республики за то, что сохранили систему лесного пожаротушения, и припомнил бушевавшие в Прибайкалье пожары как пример того, чем может закончиться халатное отношение.

«НУЖНО ВОЗВРАЩАТЬ СИСТЕМУ ЛЕСХОЗОВ, КОТОРЫЕ САМИ ЗАРАБАТЫВАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ДЕНЬГИ»

Еще одна идея, которую попытался вложить в уши федеральному чиновнику татарстанский министр, — это то, что нужно наконец-то дать возможность лесничествам самим зарабатывать себе на хлеб.

«Мы считаем, Михаил Юрьевич (Клинов прим. ред.), нужно возвращать систему лесхозов, которые сами зарабатывали для себя деньги. В советские времена собственные доходы лесхозов достигали в структуре финансирования 70 процентов и только 30 процентов давало государство. Сегодня нужно разрешить лесхозам вести хозяйство на своих территориях: чтобы они сами заготавливали и перерабатывали весь лесосечный фонд, деньги получали сами и эти деньги возвращались на ведение лесного хозяйства. Тогда система заработает сама, не нужно будет просить у государства денег», — заявил Назиров, чем вызвал бурные овации в зале.

Чуть позже Клинов ответил на пламенный призыв татарстанских лесников в том смысле, что возврата к лесхозам, конечно, уже не будет, но намекнул, что в условиях дефицита бюджета и ухудшения экономической ситуации дело может сдвинуться с мертвой точки.

«Обсуждаются различные варианты, как то рубка спелых перестойных насаждений — то, что сегодня эти учреждения (лесничестваприм. ред.) делать не могут. Возможна передача им в какие-то виды пользования лесных участков, чтобы расширить объем и виды работ, чтобы они могли зарабатывать средства», — рассказал журналистам после коллегии Клинов. Правда, пока эти поправки еще разрабатываются на уровне министерств и ведомств.

Справедливости ради нужно сказать, что кое-что лесничествам удалось заработать: продукции произведено на 519 млн. рублей, а прибыль составила 22 млн. рублей. К примеру, турецкому мебельному гиганту «Кастамону», едва не попавшему под санкции, в 2015 году было поставлено 376 тыс. куб. м древесины.

НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ, ЗАХВАТ ЗЕМЛИ

В общем и целом собравшимся была представлена полная цветочного меда и запаха луговых трав картинка состояния дел в отрасли. Однако, как выяснилось, не так хорошо обстоят дела. Развеял туман заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов. Кстати, его не было в официальном списке выступающих. Он привел целый ряд примеров того, как должностные лица лесничеств сами нарушают законы.

Так, в Ислейтарском лесничестве РТ рубка производилась не там, где должна была быть по бумагам. В итоге ущерб лесному фонду составил более 1,5 млн. рублей. В том же лесничестве прокурорами был обнаружен факт незаконной рубки на 0,5 млн. рублей. Таких случаев у прокурора было — полные рукава. Досталось и Нижнекамскому лесничеству, где местные умельцы срубили 660 лип на 2 млн. рублей. Все всем фактам были заведены уголовные дела.

Вторая проблема — это то, что на кадастровый учет поставлено лишь 13% земель гослесфонда, что дает поле для обширной деятельности по самовольному захвату земель. Например, силами прокуратуры в госсобственность были возвращены территории «золотой» приказанской земли — в районе поселка Нагорного, которые местные власти хотели прибрать под строительство АЗС и индивидуального жилья. «В результате принятых прокуратурой мер пресечен факт выбытия из федеральной собственности земельного участка кадастровой стоимостью более 35 миллионов рублей и площадью около 6 тысяч квадратных метров», — радовался Даминов.

Олег Даминов привел целый ряд примеров того, как должностные лица лесничеств сами нарушают законы
Олег Даминов привел целый ряд примеров того, как должностные лица лесничеств сами нарушают законы

«БУМАЖНЫЕ УСПЕХИ» ОБЕРНУЛИСЬ БОЛЬШИМИ ПРОБЛЕМАМИ

Досталось и работникам министерства, которые вместо стандартных 10 дней растягивали сроки подготовки договоров купли-продажи лесных насаждений гражданам до 60, а то и 80 дней. В планах министерства то и дело появлялись необоснованные, по мнению прокуратуры, проверки предпринимателей. И наоборот — все плановые проверки, проведенные ведомством в 2015 году, по чудесному стечению обстоятельств оказались... безрезультатными. То есть вообще нет нарушений. Или не захотели увидеть?

«В ходе проверки СХПК «Кушар» инспекторами изучались только учредительные документы юридического лица. При этом документы на занимаемые в пределах особо охраняемой природной территории земельные участки инспекторами не проверялись», — привел пример прокурор.

Были и другие яркие случаи. Так, в Зеленодольском районе сквозь пальцы смотрели на самовольный захват гражданами лесного участка Айшинского лесничества. Но, пожалуй, самой невероятной стала история, когда с целью повысить показатели мастера леса стали выписывать несуществующие штрафы на своих друзей и родственников по таким смешным поводам, как, например, разрушение муравейников. Причем сами же оплачивали эти штрафы, но в итоге за «хорошую» работу получали еще бóльшие премии.

«Это позволило минлесхозу республики создать видимость ударной работы. В дальнейшем же такие «бумажные успехи» обернулись большими проблемами. Следователями следственного комитета в отношении лесников возбуждено более 30 уголовных дел», — припомнил Даминов.

«Такая работа министерства подрывает авторитет не только отдельного государственного органа, но и приводит к потере авторитета государственной власти в целом», — заявил прокурор, заставляя неудобно поеживаться на местах сидящих в зале лесников. Однако министр защитил своих подчиненным замечанием, что в 2015 году в его ведомстве не выявлено коррупционных проявлений.

НА ВОЙНУ С НЕЗАКОННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ

Халикова эта информация крайне заинтересовала. Правда, он попросил Даминова выбрать из нее только свежие факты 2015 года (мол, многое уже слушали — знаем) и собраться на отдельное совещание. Видимо, уже без любопытных журналистов. В целом же премьер был весьма благосклонен к работникам леса. Он передал им горячий привет от президента РТ Рустама Минниханова (который, кстати, сам вырос в семье лесника) и добавил, что министерство лесного хозяйства — в числе любимчиков лидера республики.

Также он призвал «зеленых» в оперативном порядке заняться постановкой наиболее ценных участков лесного фонда на кадастровый учет с тем, чтобы не допускать незаконного захвата территорий, а также незаконных рубок. Наконец, самое главное — премьер-министр РТ заявил, что по поручению Минниханова объявляет в республике войну незаконному строительству в лесном фонде РТ. «В лесу в большинстве своем не может быть никаких ограждений, никаких препятствий для свободного передвижения людей. В лесу достаточно много появилось объектов, которые не соответствуют заявленным документам. Хочу сразу предупредить владельцев таких объектов: их рассказы о том, что их маленький трехэтажный домик с бассейном и трехметровым фундаментом — это временное строение, они никогда не будут таковыми признаны», — заявил Халиков.

Некоторая работа в этом ключе уже ведется. Как сообщил Назиров в своем докладе, в 2015 году было зафиксировано 423 факта лесонарушений на сумму в размере 7,4 млн. рублей. Составлено 636 протоколов об административных правонарушениях. В средственные органы направлено 22 материала. Он подчеркнул, что чаще всего причинами самовольного захвата земель являются неправомерные решения местных властей. «В течение последних трех лет удалось отменить более 150 правовых актов, вынесенных органами местного самоуправления. Есть факты сноса незаконных строений. Только по Пригородному лесничеству есть 73 решения суда на снос незаконных строений», — похвастался Назиров. Но понятно, что это лишь вершина айсберга. Халиков же заметил, что радоваться будем, когда эти строения будут реально снесены.