«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ДИКТОВАТЬ НИЗКУЮ ЦЕНУ ЗА ЦЕМЕНТ, ОН НАЧНЕТ УХОДИТЬ ЗА ГРАНИЦУ»

Животрепещущую тему — ценообразование в строительстве — в конце прошлой недели приехал обсудить в Казань на встрече с представителями отрасли замминистра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлияров. Напомним, у Татарстана есть в этой области революционные предложения, которые публично озвучил осенью прошлого года помощник президента РТ Фарит Ханифов, выступая на семинаре в ГТРК «Корстон». Вкратце, суть в том, что от порочной системы тендеров при распределении госзаказа надо уходить, изменив ее на нормативную. Подрядчиков же при этом предлагается выбирать на рейтинговой основе. Однако чтобы внедрить эту глобальную реформу, понятно, что нужна добрая воля федерального центра. По всей видимости, именно эти идеи и приехал обсуждать Мавлияров, который в начале встречи уточнил, что основное обсуждение запланировано на вторую половину февраля, причем оно тоже пройдет в Казани. Добавим, что актуальности этим обсуждениям придает то, что в апреле Владимир Путин собирается провести Госсовет РФ по реформе строительства, на котором могут быть приняты принципиальные решения.

Заместитель Михаила Меня обозначил круг проблемных вопросов, которые нуждаются в новых подходах, отдельно остановившись на вопросе мониторинга ресурсов. «Что нужно сделать, чтобы мониторинг был более объективным?» — обратился он к собравшимся и тут же предложил ввести ответственность за предоставление необъективной или нечестной информации. В качестве примера Мавлияров предложил следующую схему: заводы ежемесячно предоставляют минстрою информацию о своих продажах. А налоговая проводит встречные проверки, и в случае предоставления неправильной информации разница в цене умножается на 10 и падает на плечи их завода. «После этого вся информация будет правдивой», — спрогнозировал он.

«Тут ведь еще такой момент — что принять за базу? — забеспокоился министр строительства РТ Ирек Файзуллин. — Схема нужна, но нужна и базовая составляющая — допустим, сколько должен стоить цемент? Некоторые производители привязывают стоимость своего ресурса к доллару. А по большому счету к чему он должен привязываться? Если цена наша будет слишком низкой и мы будем диктовать низкую цену за цемент, он начнет уходить за границу и его не хватит. Это мы уже проходили в 2006 году».

«Вы хорошо подняли этот вопрос, — согласился с татарстанским министром Мавлияров. — Если мы смотрим на курс доллара и евро, нам надо понимать, сколько цемент стоит в Германии. Не в мешках, а на стройке. Поэтому мы эту работу на самом деле тоже предполагаем в какой-то форме вести».

Хамит Мавлияров

«НА САХАЛИНЕ КИРПИЧ — 100. КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ БЫЛ ПРАВДИВЫМ?»

Татарстанские специалисты сразу же предостерегли от упрощения проблемы. «Не столько реформы нужны, сколько определенные преобразования, — взял слово замначальника УГЭЦ РТ Ильяс Ахметзянов. — Первое — создание федеральных стандартов, которые увязывают всех участников строительного комплекса. Причем создание этой методологии нужно видеть через призму этапов инвестиционно-строительного процесса, то есть не только сметную цену, но и на этапах создания лицензионной, сметной, контрактной и фактической стоимости. Вот в этих этапах стандарты нужно прописывать, то есть на каждом этапе своя стоимость. И они не соответствуют друг другу в какой-то степени, они неоднозначны. Поэтому и нужно предусмотреть на всех этапах изменение и совершенствование формирования стоимостных параметров».

Тем не менее Мавлияров заострил внимание на начальном пункте — «планирование капитальных вложений»: «Вот я, скажем, хочу построить школу, — привел он пример. — Сделал концепцию и говорю: школа должна быть на 800 мест. Мы на этом этапе должны иметь возможность воспользоваться аналоговыми и нормативными методами. Но нормативные методы не развиты. Их надо развить и полный сборник выпускать. Не только на федеральном уровне, но и на территориальном уровне, потому что с федерального переходить с какими-то коэффициентами на территориальный — это опять-таки уход от точности».

Чтобы правильно рассчитать цену на те же стройматериалы, необходима единая информационная система, констатировал он. «Сметчики, специалисты чтобы заходили, мониторили, что им надо. То есть они открывают: на Сахалине — кирпич 100. Теперь вопрос: как сделать, чтобы показатель «на Сахалине кирпич — 100» был оптимальным или правдивым? — обратился Мавлияров к собравшимся. — С одной стороны, мы хотим, чтобы обоснование инвестиций было минимальное, но достаточное. Где минимальное-достаточное для Татарстана — три строчки, для Кубани — пятнадцати строчек было бы мало». В связи с этим представитель минстроя РФ поручил казанским специалистам выработать «хотя бы минимальные» требования к обоснованию инвестиций.

БИРЖА СТРОЙМАТЕРИАЛОВ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Дальнейшее обсуждение проходило за закрытыми дверями, но по его итогам эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» свое видение ситуации. «Это было обсуждение на понимание, — говорит Ахметзянов. — Мы получили несколько задач, которые нужно детально просматривать, и в будущем предложим уже мероприятия по федеральному ценообразованию. Были отработаны на понимание проблемные вопросы. Их много, самый острый — в части мониторинга стоимости строительства в регионах. Обсуждалась инвестиционная стоимость, ее обоснование на государственном уровне. Сейчас эти вопросы мы будем прорабатывать и готовить на предстоящее совещание».

Генеральный директор агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Яков Геллер рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в начале января компания презентовала в правительстве Москвы свою разработку — биржу строительных материалов (подробнее о ней он рассказал в своем блоге). «Около трех недель назад была презентация, которую мы показывали Козаку — вице-премьеру, и там был как раз и Мень, и Мавлияров. Мы рассказывали, что должна появиться биржа валидных, то есть годных материалов, — пояснил он. — Так что это здорово, что они к нам приехали. На коллегии комитета по закупкам Ирек Энварович сказал, что надо переходить на биржевую торговлю. Все это понимают — и Козак, и Мень».

«Товар должен быть идентифицирован, — обозначил он основное назначение такой биржи. — Когда мы говорим «кирпич» или «труба», вы должны понимать, какой это кирпич и какая труба. Потому что существует 25 видов кирпичей и, наверное, полсотни видов труб. Это называется «тикер». Как продукт, который мы держим, тикер должен, во-первых, быть идентифицирован, во-вторых, обладать валидностью, то есть каким-то способом подтверждения качества, либо декларацией, либо техусловиями. Фирмы, которые выставляют свое оборудование на продажу, должны предоставлять всю информацию о нем, а потребители должны указывать, что именно они хотят купить. Вот это задача тикера — тикерообразование. И когда сравнение цен идет на одинаковые кирпичи, на одинаковые трубы, получается фактическая стоимость. Мы предлагаем внедрить эту инициативу на федеральном уровне — как инструмент ценообразования. Сейчас биржа не действует: она провела 136 пилотных торгов, подтвердила работоспособность, прохождение денег, валидность и прочее и пока ждет».