КАК «ЖУКОВУ» НЕ ДАЛИ ПОБОЛЕТЬ

К микрофону артист подошел чуть замедленной, «шаркающей, кавалерийской походкой». Сначала все подумали, что Меньшов так вживается в образ, изображая не то ведущего кадрили из фильма «Любовь и голуби», не то простака Павла Голикова из фильма «Где находится нофелет?» Однако чуть позже выяснилось, что это далеко не так...

Меньшов, впрочем, начал свое выступление с юмором, заметив в ответ на аплодисменты: «Я право, тронут такой горячей встречей и хотел бы понять, зачем вы сюда пришли...»

Предложив зрителям пока писать записки с вопросами, он начал читать им стихи Давида Самойлова из цикла «Цыгановы». И сначала даже заворожил публику описанием праздничного застолья:

«В мгновенье ока юный огурец

Из миски глянул, словно лягушонок.

И помидор, покинувший бочонок,

Немедля выпить требовал, подлец.

И яблоко моченое лоснилось

И тоже стать закускою просилось.

Тугим пером вострился лук зеленый...»


Тут Меньшов сбился, замолчал, вспоминая: «пером» или «топором»? Наконец, нашел в памяти слова, но затем за одной паузой последовала другая. Зрители решили поддержать мэтра, но он остановил их взмахом руки: «Не смущайте меня этими аплодисментами». Зал послушно замолк, но и в новом стихотворении артист вынужден был прерваться, заглянуть в бумаги и извиниться перед зрителями: «Прошу прощения, Это случай нетипичный...»

Стихи, наконец, кончились, а ответы на вопросы из зала пошли бойчее. Меньшов охотно рассказал, что роль Жукова в «Ликвидации» он сыграл бы «по-новому»: заставил бы своего героя «поболеть», показал бы, как ему ставят банки, но ему не дали. Для этого можно было бы «потеснить» роль одного малозначащего героя, но на это режиссер этого фильма — Сергей Урсуляк — не пошел. Меньшов, пользуясь поводом, вспомнил историю о том, как не принял его к себе на режиссерские курсы. Он был уверен, что Урсуляк со своим талантом обязательно пробьется, а вот один мальчик с Урала, которому очень хотелось помочь, — нет. В итоге мальчик вскоре всех разочаровал, а Урсуляк поступил на курсы Владимира Мотыля. Когда начала сниматься «Ликвидация», он без раздумий предложил роль маршала Победы Меньшову, но на его предложение расширить его роль ответил отказом. Может быть, вспомнив историю про уральского мальчика?


«РЕЖИССЕР — ЭТО МИССИЯ»

На вопрос, верит ли он в бога, Меньшов отвечать отказался, заметив, что это вопрос в известной степени интимный. Однако сообщил, что он сам крещеный и два года назад они со своей женой Верой Алентовой обвенчались.

Горечь режиссера вызывает несерьезное, легкомысленное отношение к теме Великой Отечественной войны. По его мнению, снимать фильмы об этом нужно «осторожно».

«Как-то очень на нее навалились, — грустно заметил Меньшов, отметив, что эта тема касается каждой семьи и обнаруживает достоинство нации. И он же подчеркивает, что эта тема очень поддается спекуляции. — Если ее несерьезно поднимать, а решать в легком жанре, то будет плохо», — подчеркнул Меньшов, заметив, что чем дальше мы удаляемся от этого времени, тем больше ляпов появляется в картинах о войне.

Более подробно он рассказал о своем отношении к работе режиссера, которую он понимает прежде всего как миссию человека, которому есть что сказать обществу. В этом и отличие, по его мнению, актера от режиссера. Актер может сыграть кого угодно, даже не зная жизни, а у режиссера должно быть, что сказать обществу. А для этого необходим жизненный опыт: «Это миссия, это возможность что-то сказать людям», — считает артист. Поэтому своего внука Андрея Гордина он направил после школы учиться именно на актера, а режиссером тот станет, когда наберется опыта...

Кстати, у самого Меньшова перед тем, как он поступил в Школу-студию МХАТ, такого опыта было уже изрядно, ведь он поступил только в четвертый раз, а до этого кем только ни работал: токарем, шахтером, матросом. Но и этого, как выяснилось, оказалось недостаточно, когда Меньшов приступил к одному из самых значимых своих произведений — фильму «Любовь и голуби». Пьеса, которую написал житель Иркутска Владимир Гуркин, совершенно потрясла Меньшова: «Я смеялся, плакал над этой пьесой», — вспоминал режиссер.

«ВСЕРЬЕЗ РАЗДУМЫВАЛ — ГДЕ БЫ КУПИТЬ АВТОМАТ...»

Однако тут же выяснилось, что тема, которую ему предстояло раскрыть, для него совершено чужая. Ведь Меньшов был городским жителем — родился в Баку, жил в Архангельске, школу окончил в Астрахани, учился в Москве... И деревенского быта совсем не представлял. Фильм буквально перевернул его самого.

«Это было поворотным пунктом моей художественной биографии, — вспоминает Меньшов. Отталкиваясь от своих родственников, которых по линии матери у него было великое множество, режиссер снял, наверное, самый любимый свой фильм. — Это все — моя жизнь. Мои корни, мое поколение. Поэтому я с таким удовольствием снимал этот фильм и с таким удовольствием я его смотрю», — говорит он.

«Любовь и голуби» стали поводом поговорить о еще одной стороне жизни режиссера — о советской цензуре. Меньшов считает, что сейчас о ней говорят очень много лишнего. Хотя пострадать от нее пришлось и ему. Выпуск картины совпал с антиалкогольной компанией, и излишне деятельные чиновники Госкино СССР требовали вырезать всю сюжетную линию с пьющим «Дядей Митей» — Сергеем Юрским. Меньшов ответил отказом. «Я сейчас об этом рассказываю легкомысленно, а тогда всерьез раздумывал, где бы купить автомат, зайти в Госкино и всех положить, а потом и себя застрелить», — под хохот зала вспоминал Меньшов.

История эта в итоге закончилась для картины более-менее благополучно: линия Юрского была сохранена, было внесено несколько незначительных изменений, и «Любовь и голуби» выпустили в свет. Несмотря на то, что картина вышла «третьим экраном», то есть первыми ее посмотрели жители деревень, поселков, кишлаков и работники геологоразведочных экспедиций, она все-таки смогла завоевать любовь зрителей и даже получила первый приз на кинофестивале в Испании.

СПОНСОРЫ НЕ ДАЮТ ДЕНЕГ

Проблему же современного кинематографа Меньшов видит в том, что очень сложно найти деньги на незаурядный фильм. По Меньшову получалось, что на хорошие фильмы денег не дают, а на пустые сериалы находят. Режиссер даже снял часть фильма по пьесе «Олимпия», которую он показывал потенциальным спонсорам, однако и это не возымело эффекта — денег как не было, так и нет. Выступавший даже показал казанским зрителям этот кусок, однако лучше бы он этого не делал. Несмотря на занятых в этом фильме артистов, среди которых такие звезды как Вера Алентова, Юлия Меньшова, Александр Адабашьян и Мария Аронова, показанное виделось скорее актерским капустником, чем полноценным фильмом. В показанном отрывке героиня Алентовой вполне по-матерински учит жизни героиню Меньшовой. После патетического заявления «Мы до последнего будем защищать интересы императорской семьи!» Меньшова уходит танцевать с неким капитаном. Капитан, несмотря на воинское звание, разгуливает по балу в белых, «нештатных» брюках и даже без пиджака, больше напоминая бедного танцора фламенко, чем военнослужащего с неплохим жалованьем. То, как «капитан» до прихода своей дамы танцует и вовсе какой-то простецкий танец в пионерском стиле «два притопа, три прихлопа», подается как нечто вполне собой разумеющееся на балу у графини.

Посмотрев этот отрывок, невольно приходишь к двум выводам. Первый: возможно, что этот фильм Меньшов снял именно для таких моментов, чтобы иметь возможность минут 20 отдохнуть от зала. И второй: реакция потенциальных спонсоров на такой фильм вполне объяснима...

Тем временем на экране героиня Алентовой продолжает глубокомысленно пичкать дочку фразами, которые были бы уместны скорее одесскому кафешантану конца XIX века, чем современному фильму: «Мужчина — это благородное животное. С ним нужно обращаться благородно, то есть убивать наповал!» Дочка не уступает маме по обилию «красивошных» банальностей. Отказывая во время танца тому самому, танцующему без пиджака, капитану, Меньшова пафосно восклицает: «Ступайте, капитан, пейте крепкие напитки и любите красивых женщин!» Что интересно, капитан не лезет за словом в карман и бросает своей визави в ответ оригинальное: «Я ухожу! Буду пить крепкие напитки и любить красивых женщин!»


Зрители во время показа этих «красот жизни» сидели кто с открытым от удивления ртом, кто откровенно еле удерживаясь от смеха.

Сам же Меньшов закончил показ отрывка будничным замечанием; «Вот, это последний фильм, который я снял»... Впрочем, учитывая, что чуть позже, комментируя фильм «Москва слезам не верит», он говорит: «Когда пересматриваешь этот фильм или «Розыгрыш», понимаешь, что это снято совершенно незаурядным человеком», то удивляться, наверное, нечему. Так оно, наверное, и есть. Иначе любимый всеми россиянами Меньшов не ушел бы со сцены Татарской государственной филармонии с охапкой цветов и под благодарные аплодисменты зрителей. Они совершенно искренне не хотели его отпускать...