С августа прошлого года челнинские пассажироперевозчики пытаются получить более 14 млн. рублей, которые им должен бюджет за перевозку льготников

ЗА ЧТО БЬЮТСЯ ПЕРЕВОЗЧИКИ?

С августа прошлого года пассажироперевозчики автограда судятся с минфином РТ, ОАО «Социальная карта» и минтрансом РТ, пытаясь получить более 14 млн. рублей, которые, по их мнению, им должен бюджет за перевозку льготников. Транспортники считают, что государство серьезно сэкономило на них, не выплатив им всей причитающейся за транспортное обслуживание населения суммы.

В Арбитражный суд РТ были поданы два иска к минфину РТ — от НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» и ИП Николай Тятюшкин — на 6,6 млн. и на 7,5 млн. рублей. Ассоциация перевозчиков Закамья подала иск от имени 16 перевозчиков автограда, входящих в ее состав, а ИП Тятюшкин — еще от 10 предпринимателей, занятых в транспортном бизнесе. Перевозчики требуют от минфина РТ возместить им средства за перевозку льготников за период, когда бумажные проездные в автограде и еще трех городах республики — Нижнекамске, Зеленодольске и Альметьевске — были уже отменены, а их автобусы из-за принципиальных трений и разногласий с оператором проекта — ОАО «Социальная карта», еще не были оснащены так называемыми валидаторами, которые в то время оно повсеместно внедряло. В то самое время, с сентября 2012-го по июнь 2013 года, перевозчики Челнов активно бунтовали против внедрения безналичной оплаты за проезд. Их не устраивал не столько переход на безналичную форму оплаты, сколько так называемые «кувалды», которые применяла для считывания электронных проездных «Социальная карта». Они активно искали этому альтернативу. После некоторых поисков они ее нашли в лице ООО «Квантор» — резидента челнинского IT-парка, которое и разработало для них систему, позволявшую не только передавать информацию о проведенных транзакциях на сервер «Социальной карты» в режиме реального времени, но и обходиться вообще без кондукторов, что существенно сказывалось на рентабельности бизнеса.

Николай Тятюшкин
Николай Тятюшкин отметил, что происходящее с выплатой положенных перевозчикам денег напоминает ему историю, когда рабочему на заводе сначала не выплатили аванс, а потом, когда начисляли зарплату, этот аванс снова вычли

Предприниматель и председатель союза камских перевозчиков Николай Тятюшкин объяснил «БИЗНЕС Online» причину появления исков к минфину РТ: «Пока продолжались наши трения с «Социальной картой», льготников мы ведь продолжали возить! Никто с нас этой ответственности не снимал! Все это время, 10 месяцев, пока мы решали вопросы с интеграцией оборудования, которое разработал и в конце концов интегрировал «Квантор» в систему «Социальной карты», мы перевозили льготников. Но с сентября 2012 по июнь 2013 года, когда и на наших автобусах стала функционировать система валидации, никаких компенсаций от государства за перевозку льготников мы не получили. Тогда мы написали жалобу уполномоченному при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимуру Нагуманову. Он нашу проблему изучил и наши требования поддержал. И в итоге минтранс после серии судебных тяжб был вынужден выплатить причитающуюся нам дотационную сумму и за 2012, и за 2013 годы. Тем самым минтранс РТ признал, что работа нами по перевозке льготников была выполнена. А за основу при расчетах были взяты справки-расчеты исполкома Набережных Челнов». Тятюшкин отметил, что происходящее с выплатой положенных перевозчикам денег напоминает ему историю, когда рабочему на заводе сначала не выплатили аванс, а потом, когда начисляли зарплату, этот аванс снова вычли.

Тем временем, судя по решению Арбитражного суда, челнинским перевозчикам вряд ли стоит рассчитывать на эти деньги. В удовлетворении исков было отказано. Суд, очевидно, принял во внимание тот факт, что ответчики по искам — и минтранс РТ, и минфин РТ, и «Социальная карта», не выплачивая перевозчикам деньги за перевозку льготников, формально своих обязательств не нарушали. Минтранс с минфином отказываются платить, ссылаясь на то обстоятельство, что средства за перевозку льготников ими уже перечислены «Социальной карте». А та, в свою очередь, заявляет, что перечислять деньги она имела право только тем компаниям, которые состояли на тот момент с ней в договорных отношениях. В Челнах на тот момент это были ИП Хафизов, ИП Бурганов и ООО «Электротранспорт», среди которых, очевидно, эти деньги и были распределены. Тем не менее перевозчики намерены судиться дальше. Об этом нашей газете заявил Тятюшкин.

Рафаиль Киямов
Рафаиль Киямов ни слова о судебных тяжбах исполкома или минфина с перевозчиками не сказал

«ПРОБЛЕМ ЕЩЕ ВАГОН И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА»

Кстати, состояние дел в пассажирских перевозках было одной из тем прошедшего в автограде накануне делового понедельника. Выступавший с основным докладом начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Рафаиль Киямов ни слова о судебных тяжбах исполкома или минфина с перевозчиками не сказал. А вот о борьбе с нелегальными перевозчиками отчитался, правда, обойдясь лишь общими словами. Чиновник доложил, что для борьбы с нелегалами создана специальная рабочая группа, в которую входят и территориальные органы федеральной власти.

Тут следует напомнить, что «нелегалами» в исполкоме считают в том числе и перевозчиков, которые проиграли тендер, прошедший 22 июля 2015 года. В нем, напомним, победили МУП «Электротранспорт» и ООО «Пассажирские перевозки». Проигравшая же сторона — ООО «Челныавтотранс Плюс» — оспаривает эти результаты. Судебный процесс инициировала одна из учредителей фирмы Наталья Гарина. Перевозчица оспорила результаты тендера на один из лотов, в который вошли маршруты №1, 6, 9, 12, 29 и 42. В итоге она добилась в арбитраже признания результатов конкурса недействительными, а договор, заключенный между исполкомом и победителем тендера — ООО «Пассажирские перевозки», незаконным. Кроме того, она же, уже совместно с так же проигравшим тендер перевозчиком Виктором Судниковым подала в суд еще один иск, теперь уже по другому лоту, состоящему из маршрутов №7, 8, 13, 22, 27, 35 и 43. В данном случае истцов интересует маршрут №27, на котором работает Судников. По его мнению, он имел право заявиться только на один этот маршрут. Но исполком объединил его в общий лот с другими маршрутами. Как считает Судников, это нарушение закона.

Наталья Гарина
Наталья Гарина добилась в арбитраже признания результатов конкурса недействительными

Решения по всем искам пока не вступили в законную силу. Соответственно, вряд ли этих перевозчиков уже сейчас можно называть нелегалами. В этом плане городские власти уповают на федеральный закон №220, который поэтапно вступает в силу. «Раньше многие перевозчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу, — пояснил Киямов. — Подобная практика уходит в прошлое, теперь появился строгий порядок организации процесса перевозок и возможности его контроля. На основах норм закона перевозчикам, имеющим договоры с исполнительным комитетом, будут выданы свидетельства об осуществлении перевозок на каждый маршрут и карты маршрута на каждое транспортное средство».

«Я думаю, это только начало того пути, который необходимо пройти, — прокомментировал ситуацию мэр Челнов Наиль Магдеев. — Реформа общественного транспорта только началась. Естественно, за год-полтора изменить в лучшую сторону все, что имеет недостатки, невозможно. Это и остановочные павильоны, и система информирования граждан о прибытии того или иного вида транспорта, и условия для маломобильных групп населения. Одним словом, проблем еще вагон и маленькая тележка. Этими вопросами необходимо настойчиво заниматься. Федеральный законодатель определил требования для городских перевозчиков. Вольница заканчивается. Государство ужесточает требования вне зависимости от их организационно-правовой формы. Это касается и штрафов, и лицензий, и документов, связанных с маршрутной сеткой. Мы не можем позволить, чтобы на городских перевозках без контроля по 200 автобусов работали. Возникает вопрос: на кого они работают? Куда эти средства уходят? Почему они бесконтрольно работают? Да, не все так просто, кому-то это не нравится. Но придется жить по требованиям законодательства. Тем более что ничего сверхъестественного мы не требуем: чтобы с уважением относились к людям старшего поколения, чтобы обслуживали по социальным документам, детей, маломобильные группы населения. Эту работу нужно и дальше проводить, и, думаю, что результат будет».

«Главным для перевозчиков будет не одержать победу в процессе, а привлечь внимание к данной проблеме»

ПОЧЕМУ БЫ НЕ МОНЕТИЗИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ?

Эксперты, которым «БИЗНЕС Online» предложил высказаться относительно исхода судебных исков «за перевозку льготников», полагают, что взыскать деньги с минфина перевозчикам будет достаточно проблематично.

Марат Хафизов — экс-начальник отдела транспорта исполкома Набережных Челнов:

— Что касается компенсации за перевозку льготных категорий населения, то данную поддержку государством сложно назвать эффективной. По крайней мере, таково мое мнение. Почему-то в сфере ЖКХ, в части бесплатного образования мы же не поддерживаем их с помощью каких-то электронных кошельков. А тут пошли именно по такому пути. В чем основной минус данной услуги? Она неконкретна. Это в корне неверно. Почему бы не монетизировать данную социальную помощь, как это сделано, например, в сфере ЖКХ и других направлениях. Можно же направлять людям определенную сумму денег, и пусть они ездят, на сколько их хватит. Без всяких транспортных карт с последующей доплатой выпадающих доходов. И, соответственно, деньги пойдут конкретному перевозчику, услугами которого человек и воспользовался.

Что касается перспектив судебной тяжбы перевозчиков с минфином, то они мне кажутся несколько туманными. Это что касается непосредственно получения денег. Я бы сказал, что главным для перевозчиков будет не одержать победу в процессе, а привлечь внимание к данной проблеме. А проблема действительно есть.

Фаргат Набиев — бывший генеральный директор ЗАО «ПАК-Инвест»:

— Мы тоже пытались судиться за эту компенсацию по льготникам. Сумму уже точно не скажу, но несколько миллионов рублей. Нам пришел отказ. Мы не смогли доказать свою правоту. «Социальная карта» заявила, что у нас не было с ними договора, поэтому они и не могли платить, а министерство финансов, по мнению суда, свои обязательства выполнило. Так что сложно данную тяжбу будет выиграть и другим перевозчикам. Но тут дело еще и в том, что даже когда платится компенсация, она не возмещает полностью выпадающие доходы. 5 процентов мы оставляем «Социальной карте», есть еще абонентские платы, другие расходы. В общем, все равно перевозчик не получает полностью деньги за свои услуги.