Фото: http://nevzorov.tv/
Александр Невзоров (фото: nevzorov.tv)

«ОНИ ИГРАЮТ В ЭТУ МЕРЗКУЮ ИГРУ, САМИ В НЕЕ НЕ ВЕРЯ»

Пожалуй, самое яркое внутриполитическое событие недели, да и всего января, — противостояние Рамзана Кадырова и его сторонников с представителями либеральной оппозиции. На одной стороне — миллионный (по данным чеченских ведомств) митинг в Грозном, «русские патриоты» в лице Александра Залдостанова — Хирурга и Егора Холмогорова, Николай Басков, Федор Бондарчук, Игорь Верник, Ирина Яровая, еще несколько московских «кадыровцев», а также псковский губернатор Андрей Турчак. На другой — лидеры оппозиции Дмитрий Гудков, Алексей Навальный, Михаил Ходорковский, Илья Яшин, омбудсмен Элла Памфилова и Совет по правам человека (жители других регионов России, по крайней мере пока, на миллионный митинг не собрались). «Голос» президента, его пресс-секретарь Дмитрий Песков в фирменной манере сообщил, что не читал полностью, да и не хотел, высказывания Кадырова, хотя днем раньше продемонстрировал хорошую осведомленность и, в общем-то, поддержал главу Чечни, призвав «не нагнетать». Что это было? С этим вопросом мы обратились к легендарному телеведущему, снявшему два фильма о Первой чеченской войне, — Александру Невзорову. Как водится в беседах с Александром Глебовичем, разговор вышел за рамки собственно «кадыровской» тематики.

— Александр Глебович, внутриполитическая повестка в очередной раз оживилась конфликтом между руководством Чеченской Республики и либеральной оппозицией. В статье «Шакалы будут наказаны», написанной Кадыровым (то ли за него), речь о «гнусных либералах» типа РБК и «Эха Москвы» с «Дождем», на которых вы, кстати, часто выступаете. Лексика 1930-х: «предатели Родины», «враги народа», «ненавистники России», «западные лакеи», «шакалья стая», «полоумный сброд», «по всей строгости закона», «готов выполнить приказ любой сложности». Что бы это значило, как вы думаете?

— Подозреваю, что здесь просто сказывается проблема воспитания и интеллекта. Ничего больше. Хрупкий, склеенный из кусочков, болезненный мир между Россией и Чечней лучше десятков тысяч трупов с двух противоборствующих сторон. Поведение чеченского руководства не способствует укреплению этого хрупкого мира, он может распасться. Так что зря Кадыров кочергой своего кавказского величия шарит в углях памяти о той войне. Что до меня, то я совершено не принимаю его на свой счет. И вместе с тем воспринимаю все, потому что нахожусь в зависимости от того, что происходит в этой стране.

— Как вам идея, что армия Кадырова может стать последним оплотом путинского режима? И то, что сейчас происходит, — это демонстрация силы всем, кто замышляет бросить вызов режиму в трудные для него времена. Мол, только попробуйте — и будете иметь дело с Рамзаном Кадыровым, а он цацкаться не станет. Или мы это «сочиняем»?

— Нет, это мы сочиняем. Недавно какого-то главного советника президента по интернету уличили в том, что он владеет какими-то торрентами, где все можно скачать бесплатно, в том числе и оппозиционные фильмы. Мы периодически получаем известия о часах, трусах, яхтах, каких-то полуголых девках и особняках и понимаем, что все чиновничество в России абсолютно двулично. Так радуйтесь этому! Радуйтесь тому, что они жулики, ведь только благодаря тому, что они играют в эту мерзкую игру, сами в нее не веря, у нас и нет фашизма, не бродят толпы черносотенцев с факелами и не вешают всклокоченного Венедиктова на самой высокой березе.

— То есть все — имитация?

— Это не имитация. Это игра. Там, конечно, есть один человек, который всем этим пытается заниматься искренне. Это Путин, который действительно одержим своими имперскими идеями, поскольку инфицировался ими из совершенно бредовых книжек Ильина, Бердяева и так далее. Все это опасная литература (хотя, конечно, вообще опасных книг не бывает) — в том смысле, что ей не надо бы оказываться в руках людей, имеющих власть, потому что они все могут воспринять всерьез и идеологизировать до крайностей. Но остальные, весь исполнительный корпус — двуличен. Он готов с 9.00 до 18.00 носить бороду, наполненную вшами, скрипеть смазанными сапогами и кричать что-нибудь хвалебное про Россию, но после рабочего дня он хочет «Феррари», Шато Марго, Монако, девочек-моделей и так далее.

— На днях прошло сообщение, что целый министр образования Нижегородской области стал служить в православном храме. А вы говорите — двуличие!

— Просто чиновники — это существа с длинными шеями, то есть до них все очень долго доходит. Золотое время православия в России прошло, поиграли — и хватит. Уже пора сворачивать православную активность, потому что она выходит из моды, а он только начал. Это просто еще раз говорит о том, что мышление не входит в круг должностных обязанностей чиновника. Какие к нему могут быть претензии? Вы слово «чиновник» зачем-то воспринимаете серьезно.

— Вернемся к Кадырову. Спрошу по-другому: по вашему мнению, его нападки на либералов — это спонтанное происшествие или спланированное и согласованное Кремлем?

— Когда мы говорим, что это произошло намеренно, то имеем в виду, что это произошло осмысленно. А слово «осмысленно» и Кремль никак не сочетаются вообще. То, что мы воспринимаем как движение каких-то загадочных кремлевских механизмов, как расчеты стратегов, это наше заблуждение, все это абсолютно не так. На самом деле в Кремле царит полный шалтай-болтай, когда люди полностью доверяются ситуации и при этом не управляют ею, более того, даже не знают, что с ней делать.

То есть я не думаю, что этой чей-то план. Все те политологи, которые начинают «заламывать» левую бровь и говорить, что все это продуманно, просто, судя по всему, никогда не были в Кремле. А знаете, что там творится? Помните, был такой парень, кажется, его звали Джим Хокинс (главный герой романа Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ» — ред.), который пробрался на «Испаньолу». И вот он бродит по этому судну и слышит только треск руля, который вращается сам по себе из стороны в сторону. А матросы делают непонятно что — кто пьяный валяется, кто в карты играет, кто-то кого-то зарезал. Надо понимать, что в Кремле в определенном смысле все так и происходит, как на этой пиратской шхуне. И предполагать, что выпад Кадырова — это чья-то конспирологическая многоходовка, значит, сильно льстить Кремлю.

Что касается выходки Кадырова, то это давно зрело. Я уже говорил, что власть уродует людей до неузнаваемости. Даже умных, симпатичных и талантливых, а уж про Кадырова и говорить нечего. Он окончательно вообразил себя царьком-самодуром, который то с кого-то снимает штаны и заставляет извиняться перед собой, то кого-то отчитывает на публике перед телекамерами, то карает, то милует. И таким своим поведением, конечно, подставляет Путина.

Кадр из фильма Александра Невзорова "Чистилище" (фото: «ВКонтакте»)
Кадр из фильма Александра Невзорова «Чистилище» (фото: «ВКонтакте»)

«ГОВОРИТЬ О ЗРЕЮЩЕМ ПЕРЕВОРОТЕ НЕТ СМЫСЛА. ТАМ НЕТ НЕДОВОЛЬНЫХ»

— Может, столкнувшись с тупиковым выбором между Кадыровым и остальной Россией, с перспективой экономической катастрофы и массового протеста, да на фоне такого чиновничьего аппарата, Путин придет к мысли: «А может, пора по-хорошему уходить на покой? Свою роль в истории я сыграл». Выборы 2018 года — удобный повод.

— Я человек точный. Мне нужно сначала поставить эксперимент, а уже потом каким-то образом трактовать его результаты. Эксперимент, о котором вы говорите, еще даже не начался, еще даже пробирки не помыты, реактивы не приготовлены. Подождите, наберитесь терпения. Эксперимент, конечно, будет, с шипением и дымком. И потом поговорим, как он прошел.

— Какой эксперимент?

— Эксперимент по Чечне. Судя по всему, он все-таки будет поставлен.

— По отделению Чечни?

— Не могу говорить про отделение, потому что это в чистом виде призыв к сепаратизму, за что в нашей стране предполагается уголовное наказание. Мы говорим о некой гипотетической ситуации в некоем будущем. И понятно, что, вероятно, все будет существенно меняться, в том числе и географически.

Но давайте остановимся на этой расплывчатой формулировке и не будем подставляться под статью Уголовного кодекса. Ни мне, ни вам это не нужно.

— Другой сценарий на днях озвучил Алексей Навальный. Он считает, что Кадыров сам стремится к отделению от России и созданию авторитарного государства, и снижение дотаций Чечне, а также рост античеченских настроений в стране — прекрасный повод для этого. Тем более, если президент уйдет, Кадыров может сказать: я присягал Путину, а с другими работать не хочу. Навальный тоже сочиняет?

— При этом отметьте: сочиняет неплохо. И если из него все-таки не получится революционер, то без работы он не останется, так как будет писать отличные бульварные романы. Потому что свою квалификацию он повысил до необычайных высот.

Я уже давно говорил, что, если по каким-то причинам возникнет повод к отделению, Чечня еще будет драться за право остаться в составе России. Потому что кто же в здравом уме будет отскакивать от такого сладкого сосочка? Чечня не в состоянии ни единого дня прожить без российских госдотаций, и она понимает, что если привозят деньги грузовиками, то лучше не перекрывать дорогу.

— Экономическая депрессия, резкое сокращение бюджетных доходов, Чечню становится нечем кормить. Конфликт может обостриться — и тогда Путину придется выбирать: либо он с Кадыровым, либо с остальной Россией. Но мы видим, что он не может выбрать, тупик. Чем не повод для «дворцового переворота»? Ведь силовики давно недовольны тем, что Кадыров находится на особом положении и действует, как князек. Что думаете? Вы же сторонник «дворцовых переворотов», как неоднократно про себя говорили.

— Ничего не могу сказать по поводу переворота. Причем чем больше бы я знал по этому поводу, тем упорнее я бы на эту тему молчал. А поскольку я ничего на этот счет не знаю, то, конечно, могу на эту тему поговорить, как хотите. Но вряд ли для вас и ваших читателей это будет представлять какую-то ценность. Это будет такая же пустая болтовня, как и у того вахтера, который стоит на проходной в вашу редакцию.

Поймите одну вещь. Перевороты — это, конечно, прекрасно. Но их прелесть в том, что они должны быть абсолютно внезапными, о них никто не должен догадываться. Иначе это уже никакой не переворот, а грязное хулиганство. Поэтому говорить о зреющем перевороте или чьем-то недовольстве нет смысла. При том, что на самом деле там нет недовольных. И потом, когда вы говорите, что силовики могут быть чем-то недовольны, то вы наделяете их какими-то умственными способностями. Друг мой, вы обольщаетесь по этому поводу. Люди интеллектуально одаренные, как правило, не носят погоны, лампасы и медальки и не избирают своей профессией безделье и тунеядство в течение всей своей жизни, которую иногда можно оживлять тычком в морду какому-нибудь срочнику. Хотя, конечно, иногда могут случиться ситуации, когда придется погибнуть, оседлав ржавую бомбу. Или еще хуже — быть застреленным толпой крестьян после того, как бомбил их дома. Поэтому нет смысла идеализировать этих силовиков, все абсолютно хаотично и бредово.

«ГУНДЯЕВ ОЧЕНЬ ПРОЧНО СИДИТ И ХОРОШО ЗАЩИЩЕН»

— Кроме силовиков, в нашем обществе есть еще одно «патриотическое» сословие — священники. Религия — одна из любимых ваших тем, перейдем к ней. Как долго оставаться Владимиру Гундяеву на посту патриарха? Распространяются слухи, что ему на мантию наступает Тихон Шевкунов. Что говорят об этом ваши источники?

— Вообще, патриарха выбирают пожизненно. Но в России смена патриарха происходит с помощью раздробления задней ушной вены и 18 ударов головой об унитаз. Что касается человека, у которого «одна извилина, и та крестиком», то его шансы смутные. Пока могу сказать одно: Гундяев очень прочно сидит и хорошо защищен, его ушной вене ничего не грозит. Поэтому давайте пока не будем пытаться отправить его по пути Алексия II.

— Как известно, в РПЦ место Чаплина занял Легойда. Вы уже высказались, что преемник, к сожалению, не такой яркий и говорливый, как предшественник. Тем временем Легойда успел сделать такое заявление: «Церковь может быть выразителем прав верующих, интересы которых, как это бывает в любом развитом обществе, должны приниматься во внимание при определении основ государственного и общественного устройства». То есть РПЦ продолжает наступать на светское общество, как и «при Чаплине». Может, вы рано расстраиваетесь?

— Одни и те же речи в исполнении Чаплина и Легойды — это примерно как одно и то же произведение в устах Карузо и пьяного дворового тенора. Потому что Чаплин наполнял свои высказывания необыкновенно злобным и выразительным артистизмом. Он был действительно страшен, ухитрялся компрометировать православие, демонстрируя его звериную морду. Чаплин вкладывал в это такую страсть и такие слюни, что аж глаза вылезали из глазниц и волоски из бороды сыпались. Он готов был лично принести дрова на костер, чтобы сжигать еретиков. А Легойда блеклый, как высушенная полевая мышь, «чиновничек». Сегодня он защищает православных, а завтра перейдет на другую работу и будет защищать права работников трамвайно-троллейбусного управления. Все, что он говорит, не воспринимается всерьез. Это вполне дежурные слова.

— Считается, что Всеволод Чаплин был покровителем «православных активистов», таких как Энтео. Чаплин ушел — но их акции продолжаются. Несколько дней тому назад Энтео попал в кутузку после того, как принял участие в разгоне то ли антифа-, то ли ЛГБТ-шествия в Москве. А движение «Сорок сороков» на прошедших выходных провело стояние в парке Торфянка, чтобы там построили храм. Выходит, дело Чаплина живет?

— Нет, здесь вы недостаточно хорошо информированы. Чаплин имел ко всему этому отношение, но он не сам курировал этих персонажей. Чаплин был не идеологом, а, скорее, потворщиком всего этого. И не надо думать, что люди, которые поняли, что могут составить себе неплохую медийную известность, покинут информационное поле с уходом Чаплина, это не так. Не надо везде видеть конспирологию. Все эти «православные активисты» уже давно работают по собственной инициативе, на собственную медийность, потому что понимают, что она приносит деньги и славу.

— То есть больше по корыстному мотиву?

— Так тоже не стоит огрублять. Сегодня этим мальчишкам интересно вот это, им понравилось делать себе имя на подобных акциях. И мы не знаем, какими они будут через 10 лет, как поменяют свои взгляды. Но видеть в их поведении некий заказ со стороны Кремля не стоит. Их дела — это, скорее, набор частных инициатив.

Конкретно Цорионов — он не глупый. Более того, хороший. Это темпераментный и ищущий мальчишка. Просто его отформатировало нынешнее время. Родись он в 19-м году прошлого века, то, наверное, в 35-м мы бы имели страстного любителя носить кожаный плащ, наган в кобуре и арестовывать врагов народа. То есть поклонника самой безбожной идеологии — коммунистической. Но Цорионова угораздило жить в наше время, когда была выбрана политика «духовных скреп», и в итоге он стал православным. Ну, бывает!

— А вообще, в России и в мире когда-нибудь сойдет на нет религиозный фанатизм?

— Ничего такого не будет, даже не надейтесь. Религиозная вера — это неизменный спутник огромного количества людей. Этому как раз будет посвящена моя следующая статья в «Снобе» под названием «Миллион лет слабоумия». Но сейчас я не имею никакого права разглашать ее содержание. Так что следите за моими статьями, в них прочитаете ответ на ваш вопрос.

«ИДЕОЛОГИЯ ЧЕРНОСОТЕНСТВА ВЫГОРАЕТ СО СТРАШНОЙ СКОРОСТЬЮ»

— Казалось бы, естественный «уравнитель» Кадырова — русский национализм (хотя — уже большие сомнения). Однако в последнем выпуске программы «Профессионально ваш» на «Эхе Москвы» вы обронили, что «через год черносотенцев будут с фонарями искать по подвалам». Не слишком ли рано списывать их со счетов? Возьмут да и придут к власти в результате новой «перестройки».

— Насчет того, кто может прийти к власти, не знаю, но понятно, что существующая идеология черносотенства выгорает со страшной скоростью. В XIX веке она могла тлеть и вонять на протяжении нескольких десятков лет. А сегодня ресурс ее запаса весьма незначительный, да и сделана она сегодня, в общем, откровенно сельскими пиротехниками. Поэтому опять-таки никем особо не воспринимается всерьез.

— И на сколько ее еще хватит?

— Думаю, меньше чем на полгода. Может быть, и меньше. Единственное, что, может быть, эти изменения начнет сам Путин и оставит всех вас с носом, этого тоже нельзя исключать. Я все-таки верю в здравый смысл Комитета. Но на эту реплику можно не обращать внимания, она продиктована особенностями биографии (возможно, имеется в виду, что дед Невзорова был сотрудником МГБ, боролся с бандитизмом — ред.).

— Мы говорим о каком-то общественно-политическом движении страны. А есть ли в этом смысл? Недавно ЮНЕСКО опубликовал «Доклад по науке: на пути к 2030 году». Почти треть мировых расходов на науку берут на себя США, по пятой части у Китая и ЕС, десятую часть вносит Япония. Мы расходуем на науку 1% ВВП, занимая по этому показателю 25-е место в мире. Ну, сменился режим, а что дальше, если мы отстали в научно-технологическом плане, и, возможно, навсегда?

— То, что у нас плохо с обеспечением науки, это так. Но все это имеет далекое отношение к собственно науке, скорее, к технологиям и к их успешности. А когда было не плохо? Никогда! Ну и что? Бывали времена, когда Россия отставала и на 700 лет. В середине XIX века бакинский губернатор прислал в Академию наук большую бутыль нефти и спросил: «Что с этим делать? У нас такого добра полно». Собрались 18 академиков, нюхали, пробовали, а потом сказали, что, в принципе, это может подойти для смазки телег. И это была Академия наук! Но зато потом появились Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов, Вернадский, Курчатов и так далее. Так что не переживайте по этому поводу. Нельзя сказать, что отставание трагично. Наука не может отстать, поскольку она вообще интернациональна. Наука существует до тех пор, пока существует транснациональный обмен знаниями и опытом. Никакой русской науки никогда и не было в природе. Пытаться разделять ее на русскую и нерусскую смешно.

— То есть вы не приравниваете науку к технологиям, которые приобретают ценность, когда создают для рынка какой-то продукт?

— Конечно, нет. За исключением каких-то секретных военных вещей, наука, да и техника, интернациональна. В течение недели Россия может получить из любых независимых источников всю необходимую научную информацию. Так что опоздания здесь не страшны. А то, что все эти старички-боровички в Академии наук недовольны низким финансированием их отраслей, ну так в этом ничего страшного. Давайте просто пожалеем их.

Вопросы — Евгений Сеньшин
ZNAK.com, 22.01.2016