Ученицы Мариинской гимназии
Ученицы Мариинской гимназии (фото: царицын.рф)

МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

В дореволюционной России по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях. Причем первая женская гимназия открылась лишь 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна).

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский.

В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей.

В конце марта 1858 года был подписан «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования. Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет — дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.

Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования». Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение «порождает образованных женщин-пролетариев».

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, в их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло после революции на волне борьбы за равноправие, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе.

Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов.

Кадр из фильма "Аттестат зрелости" (1954 г.)
Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (1954)

«ГЛАВНЫЙ ВРАГ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — СОВЕТСКАЯ ШКОЛА»

Сегодня педагогическая общественность вновь активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному (половому) признаку в средних общеобразовательных школах России.

В порядке эксперимента во многих регионах России в школах уже создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Следует заметить, что Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база — ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им, в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах.

Например, в Республике Коми — 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае — больше 100, в Москве — полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа № 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов — Амонашвили, Шаталова, Щетинина и Владимир Базарный. В то время В. Базарный создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей — советская школа.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная, — считает Владимир Базарный. — Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое.

Однако последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях — № 628 и № 664. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса — для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, — рассказывает Елена Ягунова, директор гимназии 664. — Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола — практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.

Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау».

С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.

Наиболее строгие критики методики Базарного говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на «таких же, как я» и «других». Поделив учеников сначала по гендерному признаку, предполагают эти оппоненты, надо продолжить их делить по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.

Тем не менее, реальная проблема совсем другого характера — педагогические кадры. Как-никак с отмены сталинского деления школ миновало полвека. Слишком уж хорошо забыто это самое «старое».

Директор школы в Гулькевичах, что на Кубани, Людмила Доцукова честно признается: «Сразу скажу, что набрать детей в классы с раздельным обучением было непросто. Многие родители отказывались. Некоторые считали, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Были даже высказывания по поводу того, что класс, где нет девочек, — хорошая среда для воспитания будущих маньяков... Кроме того, на роль классного руководителя в мужской класс мы искали мужчину. Таковых в городе не нашлось. Тогда классное руководство мы доверили одному из наших опытнейших педагогов — матери двух сыновей».

Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ — гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.

Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует Русская Православная Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, — рассказал архиепископ, — и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».

Так что у России на сегодняшний день есть все шансы вернуться к принципам гендерного образования.

Анна Федулова

MOIARUSSIA, 8.01.2016