http://www.souzmoloko.ru/
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев принял участие в съезде национального союза производителей молока

МИЛЛИАРДЫ БЮДЖЕТНЫХ РУБЛЕЙ В МОЛОЧНУЮ ОТРАСЛЬ И СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС ТКАЧЕВЫХ

Поддержка молочной отрасли в 2016 году будет увеличена в два раза по сравнению с предыдущим годом. Этой новостью, напоминающей сводки советского информбюро, обрадовал сельхозпроизводителей министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, выступая накануне на съезде национального союза производителей молока («Союзмолоко») в Москве. Стоит особо отметить, что само появление министра на этом мероприятии и без того стало знаковым. Как минимум два предыдущих года экс-министр Николай Федоров избегал встречи с требовательными молочниками. Александр Николаевич, видимо, оказался смелее.

И вот первый результат лоббистов при новом министре — почти 30 млрд. рублей вольют в молочную отрасль в текущем году. «Я считаю, что это серьезный шаг вперед, который говорит о том, что политическое руководство нашей страны понимает эту проблематику», — объявил Ткачев. Председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко особо подчеркнул, что теперь молочная отрасль получила в бюджете отдельную строку. Например, субсидии на литр молока увеличились на 62% — до 13,1 млрд. рублей, субсидии по процентам на инвестпроекты — на 25% до 5,9 млрд. рублей. В пять раз больше стала сумма субсидий на короткие кредиты — 1,5 млрд. рублей. Наконец, появилась новая форма поддержки — CapEx, которая в этом году «съест» 6 млрд. рублей. Сейчас по этой статье будет компенсироваться 20% затрат, но минсельхоз совместно с «Союзмолоком» в планы себе поставили довести этот показатель до 35%. Только племподдержка осталась без изменений — все те же 2,6 млрд. рублей. Поэтому «Союзмолоко» в свои задачи на этот год включило работу над обновлением стратегии племенного животноводства. Стоит полагать, что с ее принятием молочники будут надеяться и на финансовое подспорье из бюджета. Как говорится, были бы только средства.

Нынешнюю щедрость минсельхоза можно было бы объяснить амбициозной задачей — обеспечить Россию молоком собственного производства. Впрочем, такая цель была поставлена еще в доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной в 2010 году. Однако в СМИ не раз появлялись намеки о личной заинтересованности министра в успехе молочной отрасли. В конце сентября прошлого года стало известно, что агрокомплекс им. Ткачева по итогам 2014 года выпустил 178,2 тыс. т сырого молока, став крупнейшим производителем в России. Отметим, предприятие было основано в 1993 году отцом нынешнего министра сельского хозяйства, а затем названо его именем. Летом в интервью РБК Ткачев признавал, что его родственники владеют сельхозпредприятием, но конфликта интересов в этом не усмотрел. «Это же не нефть, а земля, производство молока, мяса, яйца, хлеба... Обычное сельхозпроизводство. Предприятия я создавал в 1995 - 1996 годах, они небольшие, им уже более 20 лет. Мне что, продавать? Решение должны принять родственники... Это абсолютно нормально, это предприятия, заводы, фабрики. Какой здесь конфликт?» — задавался он вопросом.

«Таким образом, основываясь на текущей структуре производства молока, получается, что большая часть субсидии, выделяемой министерством сельского хозяйства, достается... министру сельского хозяйства. Конфликт интересов? Нет, не слышал», — не упустил вчера возможности поерничать в своем блоге по этому поводу создатель фонда ФБК Алексей Навальный.

УВЕЛИЧЕНИЕ НАДОЕВ И ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

В своем выступлении Ткачев выразил уверенность, что Россия способна напоить себя молоком. Ведь, например, в свиноводстве и птицеводстве аграрии уже достигли существенных успехов — покрыли 90% дефицита мяса. «Это наше достижение, огромная победа. Это говорит о том, что когда мы сосредотачиваем ресурсы федерального бюджета, господдержки и инвестиционные преференции, которые делают на разных уровнях, в том числе субъектовые, то, конечно, результат не заставляет себя долго ждать. Мы в два-три раза увеличили производство мяса», — объяснил Ткачев.

Теперь на очереди молоко — отрасль, безусловно, более сложная, отдачу от которой быстро ждать не стоит. «Молочное животноводство — это не только самое капиталоемкое направление. Оно требует и самого большого количества оборотных средств: корма надо заготавливать на год вперед, бычка до получения выручки надо кормить 18 месяцев, телочку до получения первого молока надо растить 2,5 года, накапливая затраты», — наставлял министра в своем выступлении первый зампред думского комитета по аграрной политике и по совместительству совладелец холдинга «Красный Восток» Айрат Хайруллин.

Айрат Хайруллин

Тем не менее Россия уже сегодня, по словам Ткачева, производит порядка 30 млн. т молока, а дефицит составляет 8 млн. т, который закрывают в основном за счет поставок молока из братской Беларуси. На то, чтобы его покрыть, уйдет по меньшей мере 5 - 7 лет, а может, и больше. «Все зависит от наших возможностей: насколько кризис будет сложным периодом, насколько мы сможем привлечь дополнительные ресурсы, в том числе из федерального и региональных бюджетов», — министру оставалось только вздыхать. Веру в него вселяло только то, что увеличение молока как политическую задачу воспринимает также и высшее руководство страны, во всяком случае, в этом убежден сам Ткачев.

В свою очередь, эксперты «Союзмолока» настроены пессимистично. По их мнению, в 2016 году производство молока может сократиться и опуститься ниже психологической отметки в 30 млн. т — это консервативный сценарий. Но есть у молочников и оптимистичный, хотя и по нему производство молока отнюдь не будет расти. «По итогам 2016 года производство молока в хозяйствах всех категорий составит около 30,1 - 30,2 миллиона тонн, что ниже прогнозируемых итогов 2015 года на 1,6 процента», — говорится в заключении экспертов «Союзмолока». К слову, по оценке союза, спад начался еще в 2015-м — с 30,8 млн. тонн в 2014 году до 30,4, при этом производство товарного молока сохранилось на там же уровне — 19,7 млн. тонн.

Как же будут решать проблему? У министра на этот счет есть свой план. Это и строительство новых молочных комплексов, и поддержка семейных ферм, и повышение продуктивности поголовья. Кстати, с помощью молока глава минсельхоза намерен также «закреплять людей на селе». «Если мы говорим, что должны закреплять людей на селе, в отдаленных станицах, деревнях, селах, то через молоко, через производство, через семейные фермы, через гранты, через те механизмы и инструменты, которые есть», — объявил он.

«ЭФФЕКТИВНАЯ СТАВКА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ БОЛЬШЕ 5 ПРОЦЕНТОВ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИНАЧЕ НЕТ СМЫСЛА»

На этом, пожалуй, позитивные новости для молочников закончились. Ткачеву пришлось признать, что есть ряд факторов, которые могут задержать дружное шествие к цели — обеспеченности 90% потребности в молоке. «За счет инфляции, санкционного периода растут издержки производства. Это влияет на себестоимость продукции, конкурентоспособность. Во многом сокращается спрос, мы видим, что уменьшается средний чек. Понятно, что у населения доходы падают, падает потребительский спрос. Мы очень надеемся, что это временная мера. 2016 год, конечно, совершенно объективно будет для нас еще трудным», — подчеркнул министр. Тем не менее надежду ему дают прогнозы некоторых экспертов (судя по всему, коллег-министров), что уже в 2017 - 2018 годах страна должна выйти пусть на небольшой, но рост. А дальше — еще больше. «Я очень надеюсь, что вместе с ростом экономики нашей страны мы будем иметь больше возможностей поддерживать молочную отрасль. Для нас это приоритет», — еще раз напомнил глава минсельхоза.

По пессимистичному сценарию, в 2016 году производство молока может сократиться и опуститься ниже психологической отметки в 30 млн. тонн (фото:www.souzmoloko.ru)

Еще одна плохая новость не только для молочников, но и для всех сельхозпроизводителей — дешевых кредитов не будет. «Хотя наши банки и финансовые институты пытаются снижать по мере возможностей, но и они ограничены в своих инструментах. Они тоже часть рынка. Понятно, что в ближайшей перспективе дешевых кредитов под 5 - 7 процентов, конечно, пока не будет», — объявил Ткачев. А вот представители молочной отрасли как будто не слышали твердого заявления министра и продолжали настаивать на своем. «Эффективная ставка должна быть не больше 5 процентов для сельхозпроизводителей, иначе просто нет смысла брать эти кредитные ресурсы», — призывал Даниленко.

«МНОГИЕ СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖАЮТ БОРЬБУ ЗА ВЫЖИВАНИЕ, ПРОИЗВОДЯ МОЛОКО И ГОВЯДИНУ»

Но и на этом проблемы отрасли не были исчерпаны. Хайруллин в своем выступлении продолжил рассказывать о бедах сельхозпроизводителей. По его словам, самые закредитованные сегодня те, кто в 2006 - 2008 годах «отозвался на призыв руководства страны» и построил молочные фермы. «Именно они выступили в свое время драйверами развития нашей отрасли и перенесли на своих плечах последствия климатических катаклизмов последних лет и кризиса 2008 года, когда кредиты в одностороннем порядке подорожали, а стоимость молока была низкой в течение долгого периода, поэтому приходилось работать в убыток, увеличивая закредитованность», — описал все знакомые ему не понаслышке ужасы бизнеса депутат. Не все смогли выстоять.

«Кто-то сам устал бороться и сдался, кого-то обанкротили кредиторы, но многие сегодня продолжают борьбу за выживание, производя молоко и говядину — те виды продовольствия, по которым наша страна еще долго будет импортозависима, — перешел на патетику Хайруллин. — На них давит бремя долгов, так как многие не успели до конца достроить свои комплексы или дозакупить достаточное количество нетелей и выйти на проектные мощности».

Депутат убежден, что именно эти «опытные бойцы отрасли» заслуживают получения господдержки по CapEx. Эти средства производители смогут использовать на погашение кредитов и получение новых для доведения ферм до проектных мощностей. «Завершение начатых в рамках нацпроекта ферм потребует гораздо меньших ресурсов, чем в том случае, если бы довелось начинать сегодня новые проекты с нуля, и даст гораздо большую эффективность на каждый рубль государственной поддержки», — обратился Хайруллин к министру.

Нажмите, чтобы увеличить

Депутат просчитал даже конкретную выгоду от подобного рода инвестиций государства: «В масштабах страны адресные расходы 10 - 12 миллиардов рублей на существующие проекты способны увеличить уже в 2016 году на 100 - 120 тысяч голов дойное поголовье и нарастить всего за 1 год производство молока на 700 тысяч тонн».

Еще одна проблема производителей молока, как утверждает Хайруллин, связана с тем, что некоторые регионы не смогли довести до сельхозорганизаций выделенные субсидии до 1 ноября, поэтому министерство вернуло в бюджет 4,5 млрд. рублей. А те 300 млн. рублей прошлогодних субсидий по коротким кредитам, предназначенные для всей страны, после выделения молочки в отдельную отрасль ушли птицеводам и свиноводам.

«Произошла ошибка, которую надо срочно исправить, так как несубсидируемые проценты превышают и так низкий доход производителей молока, особенно в осенне-зимний период, когда затраты возросли, а молока стало меньше, — указывал депутат. — Цена вопроса — 900 миллионов рублей в масштабах страны, — подсчитал Хайруллин. — Просим вас помочь изыскать необходимые средства в текущем году, закрыв долги прошлого года».

ЧАЩЕ ВСЕГО ПОДДЕЛЫВАЮТ СЛИВОЧНОЕ МАСЛО И СЫР

Также волнующей темой прошлого года стал фальсификат молочной продукции. СМИ со ссылкой на Россельхознадзор раструбили, что 80% молочки на прилавках — фальсификат. Правда, потом ведомство уточнило, что их слова неправильно интерпретировали, и заверило, что ситуация на рынке не так печальна. «Многие крестьянские хозяйства, предприятия, не выдерживая конкуренцию, балуются и пальмовым маслом, фальсификатом, чтобы выжить, — признал тем не менее Ткачев. — Понятно, что нас это не устраивает. Мы должны поддерживать в первую очередь честного товаропроизводителя. Мы готовим ряд мер, которые будут поддерживать тех, кто свою продукцию делает из настоящего сырья».

Глава Роспотребнадзора Анна Попова накануне решила прояснить ситуацию. «По итогам за 9 месяцев провели исследование более 200 тысяч проб молочной продукции. Фальсификата среди этого объема — 752 пробы. Посмотрите на удельный вес», — рассказала она. По ее словам, чаще всего подделывают сливочное масло, сыры, потом уже творог и сметану и единичные случаи фальсифицированного молока. Пробы отбирались на 300 предприятиях по всей стране. По итогам следственным органам пришлось разбираться с 70, а ведомство остановило в сетях продажу 70 тыс. т продукции, отозвало 78 сертификатов и оштрафовало на 30 млн. рублей. Такие мероприятия не прошли даром. Как утверждает Попова, уже к четвертому кварталу прошлого года ее ведомство стало гораздо меньше обнаруживать такие находки в магазинах, но их по-прежнему много на предприятиях общественного питания.

Ситуация с фальсификатом не радует и честных молочников. «Нам важно, чтобы была борьба с фальсификатом. Мы очень расстраиваемся, когда идут выступления о том, что 80 процентов молочной продукции — это фальсификат. Это только отпугивает людей от потребления молочной продукции», — огорчен Даниленко. Да и вообще, молоко, по его словам, в России потребляют мало. «Нам надо поднять статус молока как полезного продукта. Это должно быть государственной программой», — призвал он.