Сегодня в министерстве юстиции прошло заседание коллегии по итогам 2015 года с участием премьер-министра РТ Ильдара Халикова
Сегодня в министерстве юстиции прошло заседание коллегии по итогам 2015 года с участием премьер-министра РТ Ильдара Халикова

«МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНИМАТЬ НЕ САМЫЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ КАДРЫ В МИРОВЫЕ СУДЫ»

Средняя нагрузка на один участок мирового суда в Татарстане составляет 280 дел в месяц. Как пожаловался сегодня на сеседании коллегии минюста РТ заместитель председателя Верховного суда РТ Роман Гафаров, эта нагрузка «перекрывает все стандарты трудового законодательства». Мировые судьи, по его словам, рассматривают сегодня 40% всех уголовных, 70% гражданских и 95% административных дел.

«Я думаю, что по количеству административных дел, рассмотренных в РТ, мы занимаем лидирующее место в Российской Федерации! — заметил он, но без гордости, а скорее с сожалением, поскольку такая лавина дел при невысокой зарплате работников мирового суда приводит не к самым хорошим последствиям. — Мы вынуждены принимать не самые подготовленные кадры», — признал он и добавил, что текучесть кадров очень высока — 25%. Причем это средние показатели, на отдельных участках они достигают 40%. Все это, по мнению Гафарова, негативно сказывается на качестве судебных решений. Мол, от того, кто и как встретит гражданина в мировом суде, формируется его отношение к судебной системе в целом.

Однако этот «плач Ярославны», по сути, так и остался висеть в воздухе. Так, министр юстиции РТ Лариса Глухова в своем докладе отметила лишь позитивные стороны. Она с радостью сообщила, что в 2015 году для обеспечения работы мировых судей было выделено 395 млн. рублей. 12 судебных участков в минувшем году получили современные отремонтированные здания, в 8 зданиях проведен текущий ремонт. Помимо этого, начат ремонт в здании мирового суда в Альметьевске и получено добро на ремонт здания под размещение в нем в дальнейшем пяти участков мирового суда в Авиастроительном районе Казани.


Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, председательствовавший на коллегии, также не стал вникать в тяготы службы мирового суда. Он порадовался тому факту, что 129 из 188 участков размещены в условиях, отвечающих современным требованиям. «Мы очень надеемся, что в этом году мы продолжим эту работу, чтобы все 188 участков соответствовали требованиям достойного отправления правосудия», — заявил он. Ну а про зарплаты, было отвечено лаконично в том смысле, что проблему нужно обсудить.

«ТАКАЯ ОПЕРАТИВНОСТЬ НЕПРИЕМЛЕМА ДЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

А тем временем начальник правового управления Госсовета РТ Андрей Ощепков упрекнул министерства и ведомства республики в волоките. Многие законы остаются на бумаге. И, грубо говоря, ложатся под сукно из-за отсутствия подзаконных актов. «Остается констатировать, что положения законов, принятые Государственным советом и подписанные президентом, остаются на бумаге, чем существенно подрывается авторитет закона. И о соблюдении конституционного принципа поддержания доверия к закону говорить в этом случае не приходится», — прямо заявил Ощепков. Сроки затягиваются даже не на месяцы, а на годы! В качестве примера Ощепков привел незавидную судьбу закона «Об использовании татарского языка как государственного языка РТ». Так вот, закон этот вступил в силу в январе 2012 года, но постановление кабмина РТ о развитии этого закона было издано лишь в ноябре 2014 года.

Много упреков было в «рукаве» у главного юриста татарстанского парламента и по поводу нарушения регламентных сроков. Документы «закидываются» из кабинета министров РТ в Госсовет как дрова в топку локомотива. Три четверти законов принимаются за один раз сразу в первом и третьем чтении...


«Такая оперативность все же неприемлема для законодательного процесса», — критиковал Ощепков. В качестве самого вопиющего примера он привел законы, принятые Госсоветом 23 декабря 2015 года, на последней сессии ушедшего года. Как выяснилось, внесены в парламент они были всего за один день — 22 декабря, хотя работать над ними начали еще в августе. Надо сказать, что Халиков мужественно принял справедливую критику. Он признал, что внеплановые законопроекты должны появляться лишь в исключительных случаях, когда спрогнозировать их появление не представлялось возможным. Премьер обратился к представителям министерств и ведомств с призывом своевременно готовить подзаконные акты и проекты законов РТ: «Та статистика, которая была дана, никак не красит министерства и ведомства», — признал он.

Качество самих нормативно-правовых актов РТ также оставляют массу вопросов. Как сообщается в документах, розданных участникам коллегии, за 2015 год министерством проведена правовая и антикоррупционная экспертиза 1087 проектов актов республиканского уровня. Это проекты постановлений кабмина РТ, указов президента РТ, законов РТ. Также на коррупцию были проверены 849 проектов федеральных законов.


«Из поступивших на экспертизу проектов актов в 42 выявлено 46 коррупциогенных факторов», — говорится в документах. Из них 44 признака коррупции обнаружено в проектах постановлений кабмина РТ и 2 — в проектах указов президента РТ. Чаще всего коррупциогенными факторами признается «широта дискреционных полномочий» и «юридико-лингвистическая неопределенность». Как говорится, дьявол кроется в деталях. Помимо этого, был проведен анализ 15 545 проектов муниципальных нормативных правовых актов — в них было обнаружено 86 признаков коррупции. Еще 15 сомнительных пунктов было выявлено в уже принятых муниципальной властью документах.

69% ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ И О КОРРУПЦИОННОСТИ

Халикова же чрезвычайно заинтересовал доклад замминистра юстиции РТ Мухарряма Ибятова, который рассказал об исполнении районами РТ переданных им полномочий. В том числе о дополнительных правах штрафовать граждан за малозначительные нарушения. Так называемые АТИ (это административно-технические инспекции) ведут контроль за соблюдением покоя граждан и тишины в ночное время, правил благоустройства, уличной торговли и т. д. Выяснилось, что всего в 2015 году было собрано таких штрафов на 116,6 млн. рублей. Однако наложено значительно больше — на 168,7 млн. рублей. Таким образом, средняя собираемость составила всего 69%. Но это средняя цифра, к примеру, в Бугульминском, Алькеевском и Мензелинском районах эта цифра «теплится» где-то в районе 30%.

Нажмите, чтобы увеличить

«По каким-то причинам эти деньги не взысканы. Хотя речь идет не о маленьких деньгах. Не думаю, что для Тукаевского района 762 тысячи рублей — это маленькие деньги, — попенял Халиков. — Административная комиссия, у которой взыскиваемость менее 80 процентов, что это за комиссия, что она тогда делает? Тогда эффектом является всего лишь листочек бумаги», — недоумевал премьер. Он напомнил, что для глав районов это хороший источник доходов, и предложил брать пример с Казани, которая взыскала 80 млн. рублей, хотя и тут собираемость 72%, что в общем лишь на «троечку» отличается от среднереспубликанской. «69 процентов заставляют задуматься и о коррупционности. Если есть решение и оно не исполнено — кто с кем договорился? Возникает вопрос», — заявил тем не менее премьер-министр РТ.

Халиков обратился к главам районов с требованием активнее размещать свои нормативно-правовые акты в электроном виде. Как выяснилось, 9 районов до сих пор обходят эту свою обязанность стороной. Также он посетовал на низкий уровень правовой грамотности сотрудников муниципалитетов, предложил провести для них обучение с обязательной сдачей экзамена в конце. Особое внимание служителей Фемиды премьер попросил обратить на оказание юридической помощи для граждан, которых переселяют из аварийного жилья, особенно много таких в Чистополе и в Зеленодольске. Также он обратил внимание на то, что в РТ снижается число адвокатов, которые включены в список тех, что оказывают бесплатную юридическую помощь населению, и попросил найти вариант решения этой проблемы.