Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) наблюдал за потребительским поведением россиян, в том числе к каким мерам экономии пришлось прибегнуть в связи с непростой экономической ситуацией в стране. Анализ показал, что в начале 2015 года граждане делали больше «резких движений», пытаясь приспособиться к кризису. К концу года активность этих действий заметно снизилась. К примеру, если в январе продукты впрок закупали 39% населения, то в декабре – 32%. Также к декабрю респонденты стали реже переводить рубли в валюту (9% против 13% в январе) и продавать ценное имущество или личные вещи (15% против 11%). При этом около трети россиян уже более полугода покупают менее дорогие продукты или совсем отказываются от отдельных товаров и услуг.

В соцопросе приняли участие 1,6 тыс. человек из 130 населенных пунктов 46 российских регионов.

Опрос показал заметный рост доли тех, кто больше полугода экономит на различных товарах, в том числе продуктовых (34% в декабре против 22% в январе). Необходимость сократить расходы в первую очередь коснулась пожилых граждан (44%) и респондентов с низкими доходами (42%).

К концу года также стало заметно больше тех, кто признается, что уже более 6 месяцев реже совершает покупки или совсем отказывается от приобретения тех или иных вещей и развлечений (с 21% в январе до 35% в декабре).

Другие методы приспособления к новым экономическим реалиям оказались менее популярны. Так, суммарная доля тех, кто запасается продуктами, в декабре составила 32%. При этом доля тех, кто не прибегает к этой мере, выросла с 56% до 64%.

Треть населения (33%) призналась, что уже начала или собирается выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке. Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода.

26% граждан тратят на повседневные расходы свою «подушку безопасности», однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год выросла с 66% до 73%.

24% периодически занимают в долг у знакомых, 20% принимают безвозмездную помощь от близких, столько же берут кредит в банке.

Самые непопулярные меры борьбы с кризисом — валютные накопления (9%) и продажа ценного имущества (5%).

ВЦИОМ также привел анализ компании «Медиалогия». Он показал, что тема «кризис» в 2015 году упоминалась в российских СМИ более 800 тыс. раз. Пик упоминаемости пришелся на февраль и декабрь (в обоих месяцах по 86 тыс. сообщений). В феврале СМИ в основном обсуждали сокращение зарплат госслужащим, проблемы с ипотекой и вопросы социальной политики. В декабре чаще говорилось о падении цен на нефть и различных прогнозах развития страны.