ЮВТ постепенно наращиевает количество рейсов
«ЮВТ-Аэро» постепенно наращивает количество рейсов

МИНУС 200 МЛН., НЕСМОТРЯ НА РЕКОРД

1 декабря стартовал новый годичный раунд программы развития внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе. Насколько активно в новых экономических условиях граждане будут голосовать рублем за удобные полеты вместо «ползания» по земле, пока в точности никто спрогнозировать не берется. Но уже понятно, что программа этого года недосчитается ряда направлений, сократилось и количество рейсов.

Слухи о том, что программа полетов в ПФО попадет под секвестр, ходили уже несколько месяцев. Так оно и вышло. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник в авиатранспортной отрасли, программу «подрезали» аж на треть: если в 2015 году федеральный бюджет выделил на нее 620 млн. рублей, то в этом году только 400 млн. — дает о себе знать сложная экономическая ситуация. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Любопытно, что секвестр произошел на фоне рекордных показателей программы, которая впервые шагнула за стотысячный рубеж: в 2015 году были перевезены 102 603 пассажира. В 2013-м, когда программа только начиналась, их было 90 тыс., в 2014-м — 91,7 тысячи. Между тем напомним, что программа направлена, как это официально формулируется, именно на «создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности». Эти условия — льготные тарифы на перелеты, которые обеспечивает бюджетная компенсация затрат авиакомпаниям-участникам: 60% предоставляет федеральный бюджет, 40% — регионы-соучастники.

Сергей Когогин стал идеологом рейса Бегишево - Пермь
Сергей Когогин стал идеологом рейса Бегишево Пермь

ТАТАРЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Что еще изменилось (применительно к Татарстану) в программе в этом году?

Во-первых, отметим возвращение в выполняющую полеты команду авиакомпаний татарстанских авиаторов — «ЮВТ-Аэро». Напомним, что главными застрельщиками программы и, можно сказать, ее идеологами в 2013 году были авиакомпании «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». Вряд ли надо напоминать, что стало с этими перевозчиками, в результате программу прошлого года катали только Dexter (АО «Авиа Менеджмент Груп») и «Оренбуржье» (ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»). Да, формально «ЮВТ-Аэро» вернулась в дело в конце 2015-го, но это было уже на излете годового цикла, и авиакомпания даже не попала в итоговую статистику Росавиации за 2015-й.

Во-вторых, сократилось количество маршрутов. Если в 2015-м их было 31, то сегодня — 26. Среди прочих исчез рейс Казань – Саратов.

В-третьих, сократилась частотность рейсов. Казань – Оренбург — с шести до трех рейсов в неделю, Казань – Самара — 6 (было 7), Казань – Пермь — 6 (10), Казань – Нижний Новгород — 5 (7), Казань – Пенза — 3 (5), Казань – Самара — 6 (7). На уровне прошлого года сохранилась частотность двух татарстанских рейсов: Казань – Киров — 7 и Нижнекамск – Нижний Новгород — 3 вылета в неделю.

В-четвертых, появилось новое направление — Нижнекамск – Пермь. «Инициатором этого рейса стал КАМАЗ», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор «ЮВТ-Аэро» Петр Трубаев. «Рейс открыли в связи с тем, что у КАМАЗа есть интерес на Мотовилихинских заводах, — объяснил «БИЗНЕС Online» коммерческий директор аэропорта Бегишево Феликс Козлов, — а потому идет большой поток между Набережными Челнами и Пермью. По сути, рейс по требованию». Отметим, что это своего рода повторение истории с открытием в июне рейса авиакомпании S7 Бегишево – Домодедово. Во многом это было сделано, чтобы разрушить монополию внуковского и шереметьевского рейсов «Аэрофлота». При этом у авиакомпаний в условиях кризиса не наблюдалось особого энтузиазма по поводу Бегишево. Тогда к делу подключился генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин (напомним, Бегишево принадлежит автогиганту). Он переговорил с генеральным директором группы S7 Владиславом Филевым, после чего авиакомпания, проведя аудит аэропорта, приняла решение открыть рейс... В любом случае радует, что в то время, когда аэропорты повсеместно сокращают маршрутную сеть, Бегишево ее хотя и ненамного, но увеличивает.

В прошлом году самыми вместительными самолетами программы полетов в ПФО были 17-местные L-410
В прошлом году самыми вместительными самолетами программы полетов в ПФО были 17-местные L-410

У КАЗАНЦЕВ ПОПУЛЯРНЫ ПЕРМЬ И САМАРА

Насколько успешной может стать программа этого года для татарстанских авиаторов?

«Первый квартал трудновато пойдет, — полагает Трубаев. — Взять, к примеру, рейс Казань – Пермь. В прошлом году он выполнялся на 17-местном L-410, была 100-процентная загрузка. Сегодня стали летать на 50-местом CRJ-200, и она просела. Но, думаю, это временное явление — линия востребованная. Тем более мы продлили ее до Ханты-Мансийска, увязав с постановлением об общефедеральном субсидировании №1242. То есть получается такое перекрестное субсидирование».

На этот же аспект обратил внимание Козлов: «Вообще, у пассажиров интерес есть. У «Ак Барс Аэро» был хороший опыт по «привязыванию» к поволжской программе дополнительных маршрутов. Например, компания летала по направлению Санкт-Петербург – Нижнекамск – Екатеринбург. Было большое количество трансферных пассажиров из Петербурга до Екатеринбурга, которые нивелировали недостающую часть поволжского пассажиропотока, рейсы летали с хорошей загрузкой».

Трубаев уверен, что хорошо будет загружаться и линия Казань – Нижний Новгород. Кстати, по статистике «Росавиации», в 2015 году в ПФО самыми востребованными стали маршруты Казань – Пермь, Пермь – Уфа и Казань – Самара, на которых были перевезены 8,5 тыс., 8,1 тыс. и 7,8 тыс. пассажиров.

Кроме того, по словам Трубаева, в рамках других программ «ЮВТ-Аэро» будет заявляться на рейсы Казань – Белгород, Казань – Воронеж, которые показали свою эффективность еще во времена «Ак Барс Аэро». Имеются планы по развитию и у Бегишево. «У нас есть интерес к рейсам на Самару и Оренбург, неплохо бы увеличить частоту на Нижний Новгород», — говорит Козлов. Кстати, на днях «ЮВТ-Аэро» получит седьмой CRJ-200, а всего их должно быть 8.

Возможно ли, что секвестр рано или поздно дойдет до полной ликвидации поволжской программы? «Если в бюджете денег не будет, то с 2017 года ее свернут», — полагает Козлов. «Опасений за 2016 год нет, — уверен Трубаев, — а что касается 2017 года, то давайте сначала до него доживем».

==table846==