БЛАГОТВОРИТЕЛЯ ОБВИНИЛИ В МОШЕННИЧЕСТВЕ

Сегодня на встрече челнинского благотворителя Николая Мясникова с представителем Закамского благочиния РПЦ выяснилось, что спор за здание храма Георгия Победоносца в Челнах, о котором «БИЗНЕС Online» писал ранее, перешел в уголовную плоскость. Как выяснилось на встрече, организованной с личного благословения митрополита Феофана, строитель храма Мясников стал фигурантом уголовного дела по заявлению настоятеля Валерия Каранаева. Об этом стало известно со слов руководителя службы безопасности благочиния Геннадия Дырина — сам благочинный по Закамью Андрей Дубровин на встречу не приехал, сославшись на командировку.

Напомним, о конфликтной ситуации с храмом в 37-м комплексе автограда Дубровин заявил в ноябре на встрече православного духовенства с мэром города Наилем Магдеевым. Тогда настоятель храма Валерий сообщил, что верующие до сих пор собираются на богослужения в железнодорожном вагоне, переоборудованном под церковь. Он отметил, что приход «живет ожиданием дня, когда можно будет войти в большой храм», но мешает вопрос имущественного характера. Достоянием журналистов, по словам Дубровина, тогда стал лишь один факт — церковь собирается судиться за храм и готовит документы в суд. Суть спора и даже имя ответчика церковь и администрация города по взаимному согласию засекретили, и официальная сторона до сих пор хранит молчание. Установив имя и статус дерзнувшего, «БИЗНЕС Online» вновь обратился за разъяснениями к настоятелю прихода Святого великомученика Георгия Победоносца отцу Валерию. Спустя некоторое время тот выразил надежду, что с божьей помощью конфликт с православной религиозной организацией (ПРО) «Братство Святой Троицы», председателем которой Мясников является, будет разрешен. Однако сегодня в распоряжении газеты оказался документ, на основании которого сотрудники УМВД провели в православной организации выемку документов. В нем указано, что отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) челнинского УМВД по заявлению отца Валерия провел проверку и подозревает оппонента благочиния в мошенничестве.

«В ходе проведения проверки, — говорится в документе, — было установлено, что в период времени с октября 2001 года по декабрь 2014 года Мясников Н. И., являясь председателем МПРО «Приход Святого Великомученика Георгия Победоносца» и председателем ПРО «Братство Святой Троицы», мошенническим путем оформил землю и храм, построенный на средства прихода, в собственность «Братства». Далее, сказано в документе, последуют оперативно-разыскные мероприятия.

Мясников рассказал «БИЗНЕС Online», что полицейские пришли к нему вчера. «Сказали, что на меня заявление есть в УВД, — сообщил председатель «Братства Святой Троицы». — Потребовали отдать всю бухгалтерскую документацию. Хотите, говорю, изымать — изымайте. Меня уже много раз проверяли». Ранее Мясников, в собственности которого находятся само строение и земельный участок под ним, заявлял «БИЗНЕС Online», что вовсе не отказывается безвозмездно передать культовый объект Закамскому благочинию, в чем он был обвинен представителями церкви. Однако у нынешнего владельца есть несколько условий — одним из требований изначально была замена настоятеля храма и автора заявления в полицию отца Валерия. При этом Мясников акцентирует внимание на том, что передача храма — благородный жест, который с юридической точки зрения он может и не совершать.

К сожалению, официальной позиции Закамского благочиния по спору за здание храма «БИЗНЕС Online» получить не удалось. На запрос Дубровину пресс-служба благочиния прислала ответ: «К сожалению, благочинный ответить на вопросы вашего издания не может, так как, во-первых, существует договоренность с мэром города о том, чтобы данная тема в СМИ пока не поднималась. Во-вторых, в соответствии с уставом церкви, на комментарий или интервью подобного рода требуется благословение правящего архиерея. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан благословения пока не дал, так как еще занимается изучением деталей дела».

Еще на встрече в администрации города Дубровин обронил: «Владыка Феофан уверен, что храм будет передан церкви, но он [Мясников] уперся: не отдам». К сожалению, ответа от владыки на наш запрос также не поступило (как, впрочем, и отказа в комментарии) — по словам секретаря, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан долгое время пребывал в командировке. С другой стороны, мнение церкви ее представители уже выразили в разговоре с Магдеевым, результат которого нам известен, не говоря уже о заявлении в УМВД.

Наиль Магдеев и благочинный Закамского региона Казанской епархии Андрей Дубровин
Наиль Магдеев и благочинный Закамского региона Казанской епархии Андрей Дубровин / Фото: nabchelny.ru

ОФИЦЕРСКОЕ БРАТСТВО

Заподозренный в мошенничестве Мясников рассказал «БИЗНЕС Online», как строился храм и почему он оказался во владении «Братства Святой Троицы». Православная религиозная организация была создана и сначала зарегистрирована при мэрии в 1994 году, а в 2001 году была перерегистрирована минюстом РТ. ПРО является самостоятельной, она не связана с Казанской митрополией и в принципе с РПЦ, хотя создавалась с благословения владыки Анастасия. Одной из задач братства исторически была поддержка офицеров и их семей, мигрировавших в период развала СССР с мест службы (сам Мясников — отставной офицер с 30-летней выслугой, как и многие строители храма). Офицерам из бывших союзных республик в 1990-е годы православная организация предоставляла работу без официального трудоустройства и без местной регистрации, на получение которой требовалось время. К примеру, через «Братство Святой Троицы» прошел экс-руководитель общественной приемной президента РФ в Приволжском округе Александр Романов, приехавший в Татарстан из Одессы после того, когда Украина стала самостоятельным государством.

Идея строительства храма Георгия Победоносца возникла в 2000 году. Тогда глава администрации Челнов Рашит Хамадеев получил обращение с просьбой выделить под это землю. Коллективное письмо подписали сам Мясников, иеромонах Иннокентий Ручкин, военком города Анас Садыков, начальник УВД Дауфит Хамадишин и председатели нескольких общественных организаций. Новая церковь была задумана как храм-памятник погибшим воинам, подобно храму Христа Спасителя в Москве, возведенному в честь павших в Отечественную войну 1812 года. Кроме собора на участке земли в 37-м комплексе по-прежнему планируется возвести суворовское кадетское училище и реабилитационный центр для участников боевых действий. Отметим, что только разработка проекта обошлась инициаторам строительства в 2,5 млн. рублей. Когда Хамадеев выделил братству 1,92 га земли, на ней сразу поставили тот самый железнодорожный вагон, переоборудованный под храм, для ведения служб подвели к нему отопление.

«Чтобы там службы проводить, я поехал к владыке Анастасию с просьбой дать нам батюшку, — рассказывает Мясников. — Он посоветовал организовать тут приход, чтобы отправить священника не в командировку, а на постоянную работу в Челны. К августу 2000 года мы это сделали, и получилось как бы две организации — приход и наше «Братство Святой Троицы». Митрополит расставил акценты: приход ведет службы, братство строит храмовый комплекс».

В 2006 году земельный участок был переведен из аренды в безвозмездное пользование братства, а в феврале текущего года постановлением исполкома стал собственностью ПРО. Получение свидетельства о регистрации права собственности Мясников объясняет прагматикой. «Когда мы платили аренду, сумма получалась в два раза выше, чем у храмов в Москве! У нас выходило порядка 400 тысяч рублей в год, а в столице, в пределах Садового кольца, — около 200 тысяч. Я тогда пришел к Флере Ивановне (Флера Андреева, заместитель мэра Набережных Челнов прим. ред.) и спрашиваю: «Где находится наша земля? Под Московским кремлем или на окраине Челнов?» После этого участок перевели в безвозмездное пользование. Но братство же не только своими силами храм строило. Мы и к предпринимателям за помощью обращались. Они говорят: «Земля чья? В аренде? Сейчас аренда есть, а сменится руководство — 100 причин найдут, чтобы отобрать участок, если захотят». Вот поэтому я и занялся оформлением земли в собственность». Сам храм тоже был оформлен в собственность «Братства Святой Троицы» в ноябре прошлого года.

«ВЛОЖИЛ В ХРАМ ВСЕ, ЧТО БЫЛО: ДВЕ КВАРТИРЫ, ДОМ В МЕНЗЕЛИНСКЕ, МАШИНУ, ГАРАЖ...»

Что касается финансовой стороны вопроса, то храм строился всем миром, говорит Мясников. Само «Братство Святой Троицы» вкладывало в него прибыль одноименного агентства ритуальных услуг — оно изготавливает памятники, ограды, реставрирует храмы, пишет иконы, делает памятные мраморные доски и мемориальные комплексы. В прошлом ПРО производила также деревянные окна и двери. В числе благотворителей Мясников называет компании «ТрансТехСервис», «АвтоЛигаТранс», «КамКомБанк», «Петролайн-А», ИП Хиневич и многих других. За установку куполов заплатил предприниматель Сергей Ключников, финансовую помощь оказывал и президент РТ Рустам Минниханов.

«Когда Рустам Нургалиевич возглавил республику, мне знакомые посоветовали написать ему письмо с просьбой выделить средства, — рассказал Мясников. — Я написал, и через ГУП «Агентство инвестиций и инноваций» нам поступил 1 миллион рублей. Через год приехала специальная комиссия, проверила расход средств. Претензий не возникло, и мне посоветовали повторить опыт. Второй раз президент дал уже 2 миллиона. В третий раз, опять после проверки, — более 3 миллионов. Прошел год, комиссия не приезжает. Я забеспокоился, сам звоню. Мне отвечают: незачем вас проверять...»

Кстати, муниципалитет Челнов со своей стороны на неоднократные просьбы братства о поддержке ни разу не откликнулся. В продолжение работ Мясников вкладывал личные средства, ПРО одалживалась у банков. «Так получилось, что мы к осени стены поставили, утеплитель проложили, облицовку внутреннюю... а крыши нет, — рассказывает руководитель ПРО. — После дождей ударят морозы — утеплитель разорвет, работа насмарку. Тогда я продал и вложил в храм все, что было: две квартиры, дом в Мензелинске, машину, гараж, все прочее... Сколько? Не знаю. Есть заповедь Христа: левая рука не должна знать, что делает правая. Если я даю на храм, я не должен думать о том, сколько. Мне говорят: раз строишь, значит, что-то с этого имеешь. А я, по сути, живу в квартире зятя».

«ГДЕ ХРАМ СВЯТОЙ ТАТЬЯНЫ? ГДЕ «ДЖАМИГ»? НЕТ ИХ...»

«Я никогда не говорил, что не пущу в храм службы проводить, — утверждает Мясников. — Но, во-первых, там еще не все работы завершены. Я это и Феофану говорил: да, мы тепло провели, газовое отопление сделали, сейчас художники работают над росписью алтаря, но мы еще на 80 процентов не доделали иконостас, самое главное, не закончен монтаж электропроводки и пожарной сигнализации, здание пока не введено в эксплуатацию. Попам-то легко сказать: мы хотим службы проводить, а Николай Иванович не пускает. Но на службы люди приходят, многие с детьми. Если кто-то схватится за провод и его шарахнет, кого посадят? Меня. Я их сколько раз просил: соберите хоть копейку, чтобы быстрее закончить. В ответ не видим ничего».

По словам Мясникова, вопрос о передаче храма поднимался и на его встрече с Магдеевым. «Он мне говорит: «Николай Иванович, ты отдай храм, а там посмотрим». Ну а что смотреть-то? Вот у нас есть мечеть «Джамиг» возле мэрии, есть храм Святой Татьяны. Периодически на культовые сооружения выделяют деньги из вышестоящих бюджетов. Их делят: половину отдают на мечеть, половину — на храм. Строятся они уже по 20 лет, и что? Где храм Святой Татьяны? Где «Джамиг»? Нет их. А наша церковь стоит. Потому что я воровать никому не позволяю. Нам бы сказали спасибо, что мы храм построили своими силами, а нас представляют как каких-то единоличников. Якобы я храм строю частный, чтобы там мои дети работали... У меня единственная дочь, живет в Лондоне, работает в банке в хорошей должности. И что, я ей завтра позвоню и скажу: я тут храм построил, приезжай свечками торговать? Не смешите».

По словам нашего собеседника, общественные организации, участвовавшие в возведении храма, вовсе не видят нужды менять собственника ради ведения служб — так, храм Христа Спасителя принадлежит правительству Московской области, Исаакиевским собором владеют власти Санкт-Петербурга. Службы в них ведутся. Без права собственности церковь не обременена бытовыми проблемами — ни зарплаты, ни коммунальных услуг. Кроме того, «Братство Святой Троицы», согласно уставу, может и само проводить богослужения. При доброй воле церковного руководства для богослужений братству нужен лишь батюшка.

Вторым незыблемым условием Мясников ставит прямое обращение митрополии к братству с просьбой передать здание — по его словам, при всех обвинениях в его адрес к ПРО ни разу не обращались с официальным запросом. Кроме того, нужно время еще на одну юридическую операцию. Земельный участок братства имеет общую площадь в 1,92 га, и церковь занимает лишь его часть. Сейчас ПРО делит участок на два: это позволит после передачи благочинию участка с храмом продолжить строительство музея боевой и воинской славы, дома для паломников, реабилитационного центра, а также решить жилищный вопрос священнослужителей и работников церкви и братства. «Мы сейчас как раз занимаемся этим вопросом, — говорит Мясников. — Я все веду к тому, чтобы передать храм церкви, а они говорят, что я уперся».

«НА ДОНБАСС СОБРАЛИ 38 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ, А ДО БУХГАЛТЕРИИ ДОШЛО ТОЛЬКО 10 ТЫСЯЧ...»

Последним требованием Мясникова является смена настоятеля храма отца Валерия на батюшку, служившего в армии. «Мы же тут почти все бывшие военные, — обосновывает председатель братства. — Мы кадетское училище хотим организовать, вести военно-патриотическую работу. Нужен человек, который это направление понимает». По его словам, уже существует договоренность — лучшие выпускники кадетского училища после 9-го класса могут быть без экзаменов приняты в Казанское суворовское училище, после 11-го — в Московское пограничное училище.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», желание сменить батюшку обусловлено не только военно-патриотической работой, но и личным конфликтом с отцом Валерием. В распоряжении нашей редакции оказалось письмо на имя митрополита Феофана, подписанное кроме Мясникова еще десятком известных в городе людей, в основном руководителями общественных организаций. Они заявляют: «С назначением настоятеля прихода отца Валерия (Каранаева В. М.) обстановка резко ухудшилась. С первого дня он прекратил миссионерскую работу, молебны в братстве, не стал принимать заказы на требы от членов братства... Цель отца Валерия была развалить приход, убрать старых прихожан. Не служить народу, а господствовать над ним. Вся работа была построена на денежном вознаграждении. Об обстановке в приходе, о творящихся безобразиях постоянно доводилось до благочинного и правящего архиерея, но, кроме сочувствия, никаких мер не принималось... А то, что он свою волю (а не волю Христову) творит и ходит вслед своих страстей и хотений, присвоил деньги, собранные прихожанами для жителей Донбасса, и перехватывает пожертвования на строительство храма, это, оказывается, не главное».

Мясников прокомментировал для «БИЗНЕС Online» ситуацию с «деньгами для жителей Донбасса». «Я тогда в больнице лежал, — пояснил председатель братства. — Пришел мой заместитель и говорит, что на Донбасс собрали чуть больше 38 тысяч рублей. Раньше деньги собирали в опечатанный ящик для пожертвований, а затем комиссия их подсчитывала и сдавала в банк. Банк перечислял все деньги целенаправленно по адресу. А тут я спрашиваю: сколько в бухгалтерии? Он выяснил, что сдали-то всего 10 тысяч рублей. А где остальные? Позже, на собрании приходского совета, когда ревкомиссия отчитывалась, всплыл и этот момент. Начали разбираться, а отец Валерий заявил, что он на покупку иконы деньги отложил. Мы сами пишем иконы — и для себя, и для других, зачем, спрашивается, деньги тратить? Тем более собранные специально для Донбасса».

Прихожане в письме также сообщают, что якобы из-за придирок настоятеля из 12 штатных сотрудников и 10 добровольцев прихода остались только 3 человека. Кроме того, Каранаев лично поменял весь состав приходского собрания, которое своим решением избрало нового председателя ревкомиссии, старосту и казначея.

Отец Валерий в частной беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказал, что каждое утверждение Мясникова он мог бы опровергнуть, но не станет этого делать, дабы не навредить общему делу.

«А ЕСЛИ НЕ НРАВИТСЯ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, ТО ВОЗЬМИ ФЛАГ РОССИЙСКИЙ, ПАСПОРТ, ДЕНЬГИ И ВЫКИНЬ»

Интересно, что попытки изъять у «Братства Святой Троицы» землю и храм предпринимались и прежде. Когда 37-й комплекс перестал быть окраиной города и свободную землю стали использовать под парковку, мэрия обвинила братство в нецелевом использовании земли. «К нам приехали прокуратура, экология, санэпидстанция, Роспотребнадзор — сразу по четыре человека от каждого ведомства, — рассказал Мясников. — Хотя люди машины ставили, никаких договорных отношений с автовладельцами мы не заключали. Мы охраняли участок как добровольцы, а владельцы машин в качестве пожертвования кидали деньги в тару на выезде. Ревкомиссия раз в месяц вскрывала ее, проводила через бухгалтерию. Все деньги направлялись на стройку и на приход».

В 1990-е годы против братства выступил Татарский общественный центр. Активисты ТОЦ были недовольны строительством церквей. «Храм Святой Татьяны они сразу начали разрушать, — вспоминает Мясников, — а ко мне пришли человек шесть, стали угрожать: чтобы голова, говорят, была на плечах и чтобы с семьей все было нормально, эту землю отдавай и ничего не строй. Я им ответил жестко: участок мы будем считать нашим постом, как в армии. И если кто-то шагнет на него, то... Они больше не приходили, только писали воззвания, чтобы никто нам не помогал».

Хамадеев же в свое время требовал сменить название храма. «Меня глава вызвал и говорит: смените название, потому что Георгий на иконе убивает змея, якобы священного для мусульман. Я отвечаю: сегодня мы сменим название, завтра потребуете сменить христианство на мусульманство? Не нравится Георгий Победоносец — так на знамени российском тоже он изображен, на паспорте, на деньгах. Возьми и выкинь, говорю. Все — претензия отпала».

В 2012 году после установки куполов проявил себя и митрополит Анастасий. «Приезжают благочинный отец Андрей с Каранаевым, привозят указы Анастасия: меня с прихода убирают, Каранаев становится собственником земли и недвижимости. Статью для увольнения указали такую, которая только к священнослужителям относится, а я таковым не являюсь. Тогда и «Защита» вмешалась, и совет ветеранов города во главе с Сафиным, люди сплотились, высказали свое мнение. Потом Анастасий мне позвонил, извинялся, мол, неправильно поступил».

В том, что текущий конфликт с духовенством автограда дойдет до суда, Мясников сомневается, как и в перспективах дела о мошенничестве. «Они уже год меня судами пугают, — говорит он. — Да только это сотрясание воздуха, не более того. Не подадут они на меня, а если подадут, шансов выиграть у них нет. Да и зачем судиться? Я же не отказываюсь храм передать. Выполните только мои условия и дайте работу до конца довести».