Один из четырех широко анонсированных два года назад транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Восточный» заработал в Казани накануне
Один из четырех широко анонсированных два года назад транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Восточный» заработал в Казани накануне

РЕЙСЫ ПОКА ОТМЕНЯЮТ, НО ПОСЛЕ НОВОГО ГОДА ЖДУТ 1 ТЫС. ПАССАЖИРОВ В СУТКИ

Накануне в 6:00 с нового автовокзала «Восточный» отправился первый рейс в Набережные Челны. Продажу билетов вокзал, расположенный у агропромпарка «Казань» на перекрестке улиц Аграрной и Назиба Жиганова, открыл еще на прошлой неделе. И в честь новогодних праздников стоимость поездки в Челны снижена до 250 рублей вместо стандартных 350 - 400 рублей. Планируется, что площадка также будет обслуживать рейсы до Нижнекамска, Елабуги, Мензелинска, Тюлячей, Богатых Сабов и других населенных пунктов челнинского направления. Обслуживает вокзал ООО «Буревестник». Участок под строительство ТПУ площадью 0,69 га предоставило ООО «Волгадорстрой», выступившее заказчиком и инвестором «Восточного».

«Восточный» стал третьим официальным автовокзалом Казани после основного «Столичного» на улице Девятаева и «Южного» на Оренбургском проезде. И в перспективе он должен стать одним из четырех крупных казанских ТПУ, концепцию которых татарстанский минтранс презентовал еще в 2013 году. Так, к «Восточному» должна примкнуть станция второй ветки метро (в идеале — к футбольному чемпионату 2018 года, но могут и не успеть, заявляли в «Казметрострое»). «Сейчас ТПУ будет городской и междугородний, придет туда метро — будет уже три вида транспорта», — объяснил «БИЗНЕС Online» замминистра транспорта РТ Андрей Егоров.

Снаружи павильон похож на средних размеров супермаркет. На входе, украшенном шариками в цветах российского триколора, рамки металлоискателя. Внутри здания автовокзала слева два ряда металлических стульев, справа касса, комната матери и ребенка и медпункт. Судя по табло, размещенному над кассой, автобусы из «Восточного» сегодня отправляются в Пестрецы, Набережные Челны, Шали. Автобусы в Челны по расписанию уходят с разницей в полчаса-час, но некоторые рейсы отменяются из-за недобора пассажиров. Несмотря на это, планы у «Буревестника» внушительные.

— Пропускная способность автовокзала — 300 автобусов в день, — рассказала «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ООО «Буревестник» Резеда Валиева. — После Нового года мы ожидаем 1 тысячу пассажиров в сутки, планируем открыть маршруты на Уфу, Челябинск, Магнитогорск, Тольятти.

Директор автовокзала «Столичный» Андрей Хоткин отметил, что, по его оценке, окупаться строительство будет не меньше десяти лет
Директор автовокзала «Столичный» Андрей Хоткин отметил, что, по его оценке, окупаться строительство будет не меньше 10 лет

ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ: ДОРОЖНОГО ПОДРЯДЧИКА И ТРАНСПОРТНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА

Площадь двухэтажного павильона автовокзала — 378 кв. метров. Минтранс РТ подчеркивает, что здание построено за счет внебюджетных средств. Отметим, что ранее в программе транспортного развития республики до 2020 года вокзал был оценен примерно в 150 млн. рублей. Между тем начальник транспортного участка автовокзала «Восточный» компании «Волгадорстрой» Михаил Сорокин назвал «БИЗНЕС Online» другую сумму. «Ориентировочно где-то в 50 миллионов нам удовольствие это обошлось, — уточнил Сорокин. — Построили за два-три месяца. Для города сделали хорошее дело, потому что у города денег нет. Это временное здание, некапитальное строение. А потом мы там будем и капитальное строить. Не в этом году». Он добавил, что срок эксплуатации вокзального павильона закончится, когда рядом откроют станцию метро, с этого момента здание перестанет соответствовать транспортным требованиям.

«Восточный» — не единственный ТПУ, который будет построен на средства «Волгадорстроя». «На «Компрессорном», я так понимаю, тоже мы будем строить, — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». — Официальных договоренностей еще не было, но предварительный разговор был. Там будет капитальное строение автовокзала.

Внутреннюю отделку и обустройство павильона взяло на себя ООО «Буревестник». Стоимость этих работ «БИЗНЕС Online» уточнить не удалось. Однако директора автовокзала «Столичный» Андрей Хоткин в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что, по его оценке, окупаться строительство будет не меньше 10 лет.

По информации «Контур-Фокус», единственным учредителем и гендиректором ООО «Волгадорстрой» является Айрат Миннуллин. Компания входит в Топ-50 «королей госзаказа» по версии «БИЗНЕС Online». Всего за время своего существования компания отработала госконтракты на 5 млрд. рублей, а за последний год — 1,5 млрд. рублей. Выручка по итогам 2014 года — 1,6 млрд. рублей, чистая прибыль — свыше 58 млн. рублей. Миннуллин, кроме того, является учредителем еще в нескольких компаниях. В частности, ему с мая 2014 года принадлежит 100% доли уставного капитала в ООО «Мосты и водоотводные сооружения», гендиректором которой трудится Марат Насыров. Насыров же сейчас является директором и учредителем другого ООО «Волгадорстрой» (ранее им тоже владел Миннуллин). Эта компания образована в 2013 году и имеет госзаказов на 1 млрд. рублей за всю свою историю.

Внутреннюю отделку и обустройство павильона взяло на себя ООО «Буревестник» Вячеслава Улитина
Внутреннюю отделку и обустройство павильона взяло на себя ООО «Буревестник» Вячеслава Улитина

ООО «Буревестник» — это фактически группа компаний, учредителем и директором которых является Вячеслав Улитин. «Буревестник» специализируется на заказных транспортных перевозках, машины этой компании обслуживают VIP-мероприятия. Например, инаугурацию Рустама Минниханова или госконтракт на обслуживание мероприятий «Татмедиа». Компания с 3 автобусов в 2004 году выросла до 100, ее автобусы работали на Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, «Буревестник» знают туристы, путешествующие как по России, так и по Европе.

Согласно справочно-информационной системе «Контур-Фокус», с таким названием в РТ зарегистрированы две компании — одна в Усадах, другая в Казани. Казанское ООО «Буревестник» по итогам 2014 года имело оборот почти 850 млн. рублей при чистой прибыли в 865 тыс. рублей. Оборот, заметим, по сравнению с 2013 годом вырос на 214%. Усадский же «Буревестник» — база транспортной компании, где и находится автопарк. По итогам прошлого года он показал выручку 74 млн. рублей и убыток более 5 млн. рублей. ООО «Автовокзал «Буревестник» (обслуживает вокзал «Южный») зарегистрировано в 2012 году в Казани и по итогам 2014 года имело выручку в 17 млн. рублей при чистой прибыли 5,5 миллионов. Работает также ООО «ТК «Буревестник» — с убытком по итогам 2014 года в 4 млн. рублей при выручке почти 55 миллионов. Наконец, есть еще туристический «Буревестник» с выручкой в 18 млн. (при впечатляющей динамике — 714% роста за год) и прибылью 1,4 миллиона.

Сам Улитин помимо бизнеса занимается и благотворительностью, например, почти полностью на его средства построен храм в селе Волчья Слобода (Новошешминский район РТ).

В честь новогодних праздников стоимость поездки в Челны снижена до 250 рублей вместо стандартных 350-400 рублей
В честь новогодних праздников стоимость поездки в Челны снижена до 250 рублей вместо стандартных 350 - 400 рублей

НА ЧЕЛНИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ — 2 ТЫС. ПАССАЖИРОВ ЕЖЕДНЕВНО

Успех «Восточного» автовокзала во многом зависит от того, удастся ли ему потеснить серых автобусных перевозчиков, которые оккупировали в том числе Советскую площадь и увозят почти всех пассажиров челнинского направления. Буквально пару недель назад минтранс РТ анонсировал грядущую войну с нелегальным рынком междугородних перевозок, которую на ура встретили лицензированные ПАТП. «Раньше у нас 11 «Икарусов» ходило в Челны, по 40 человек туда и обратно, такое же количество приходило с ПАКа (челнинское ПАТПприм. авт.), — рассказал «БИЗНЕС Online» директор КПАТП-1, совладелец «Столичного» автовокзала Леонид Наумов. — На одно направление у нас работало 22 автомобиля, и мы вывозили 2 тысячи человек (ежедневно). Но сейчас у нас ни одного человека на Челны!»

По его словам, его предприятие собирается воспользоваться новой площадкой «Восточного», поскольку она удобно расположена и соответствует всем требованиям пассажирской безопасности.

В перспективе минтранс планирует ликвидировать все незаконные автостоянки Казани, которых сейчас насчитывается 12 - 15, в том числе у ЦУМа, театра им. Камала. «Все их знают, а на карте «Яндекса» они даже фигурируют как автостанции. Это неправильно. Мы с этим боремся и будем бороться», — предупредил Егоров на брифинге 17 декабря. Их должны заменить новые автостанции ТПУ, которым подыскивают инвесторов.

В день открытия «Восточного» корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал не только в здании автовокзала, но и на той самой Советской площади — месте сосредоточения серых перевозчиков. Во дворах в ожидании клиентов стоят несколько легковушек и один микроавтобус. Пассажиров водители агитируют прямо на улице — как только автомобиль заполняется и уезжает, их место занимает следующий зазывала. Одна машина уезжает примерно раз в 15 минут, следовательно, пассажиропоток здесь — около 15 - 20 человек в час.

— Челны, Елабуга? — интересуется пожилой, но энергичный извозчик у корреспондента «БИЗНЕС Online». — 500 рублей легковая. Поедешь?

— А какие есть варианты?

— Есть и по 400 рублей, но машина еще не набралась, — махнул рукой на свободный автомобиль мужчина. — Есть микроавтобус, тоже набирается.

— В ТПУ «Восточный» обещают билет до Челнов за 250 рублей...

— Э-э-э! — разочарованно протянул извозчик. — Они то открываются, то закрываются. Они еще не работают, только удочку закинули, мнения собирают, информацию изучают.

— Вы в курсе, что минтранспорта объявило войну серым перевозчикам, которые работают неофициально?

— Почему неофициально, у нас все зарегистрированы, есть и свидетельства, и документы, в минтрансе все оформлено, мы — перевозчики! — возмутился водитель. — А чтобы нас закрыть, этим людям (клиентам таксиприм. ред.) надо что-то другое дать. У кого-то деньги появились, он что-то построил, но это не говорит о том, что надо остальных выгонять.

Слегка обиженный мужчина обратился к проходящей мимо женщине со словами «Челны, Елабуга», давая понять, что разговор закончен.

Автобусы в Челны по расписанию уходят с разницей в полчаса-час, но некоторые рейсы отменяются из-за недобора пассажиров
Автобусы в Челны по расписанию уходят с разницей в полчаса-час, но некоторые рейсы отменяются из-за недобора пассажиров

«МЫ НАХОДИМ ИНВЕСТОРОВ, СЕЙЧАС ИХ НЕТ»

Помимо «Восточного» три других ТПУ планировалось создать на базе железнодорожных станций Компрессорный завод, Казань-2 и на площадке «замороженного» пока технополиса «Смарт Сити». Об этой задумке еще в сентябре 2013 года рассказывал журналистам министр транспорта РТ Ленар Сафин. Транспортно-пересадочный узел, по его словам, должен стать площадкой, где пассажиры смогут пересесть с поезда на любой вид транспорта — метро, автобусы, аэроэкспресс. А 14 августа 2014 года премьер-министр РТ Ильдар Халиков и начальник дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов подписали соглашение о создании ОАО «РВ-Казань» — общество с уставным капиталом в 50 млн. рублей должно было принадлежать республике и РЖД в равных долях.

Стоимость разработки градостроительной и проектно-сметной документации всех объектов тогда оценили в 978 млн. рублей. В строительство планировали вложить деньги республиканский бюджет и сами Российские железные дороги (в железнодорожную инфраструктуру), а в сопутствующие объекты — гостиницы, кафе и прочее — собирались привлекать частных инвесторов. Впрочем, как позднее уточнил Егоров, РЖД изначально собирались участвовать лишь в проектировании объектов. Все четыре узла планировалось ввести в эксплуатацию к 2019 году.

Однако масштабные планы не сбылись: «РВ-Казань», зарегистрированное по адресу казанского железнодорожного вокзала на улице Привокзальной, 1, быстро прекратило свое существование, взявшая на себя ее функции «дочка» РЖД «РВ-Проект» от проекта отказалась. Егоров пояснил «БИЗНЕС Online», что ни Татарстан, ни РЖД финансировать строительство ТПУ больше не собираются. «Занимается проектом минтранс. Мы находим инвесторов, сейчас их нет», — уточнил он. При этом от планов грандиозной стройки минтранс не намерен отказываться. «Следующая площадка будет на «Компрессорном»: там есть железнодорожная платформа, есть направление в сторону Арска — колоссальный пассажиропоток, который стоит на дороге», — утверждает Егоров.

Автовокзал «Южный», построенный в 2009 году за 150 млн. рублей, не только не окупился, но и потерпел полное финансовое фиаско
Автовокзал «Южный», построенный в 2009 году за 150 млн. рублей, не только не окупился, но и потерпел полное финансовое фиаско

В КАЧЕСТВЕ ИНВЕСТОРОВ МОГЛИ БЫ ВЫСТУПИТЬ ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Идея с поиском частного инвестора в дорожно-транспортную инфраструктуру, очевидно, не самая простая. Напомним, автовокзал «Южный», построенный в 2009 году ЗАО «Республиканское объединение автовокзалов и автостанций» за 150 млн. рублей, не только не окупился, но и потерпел полное финансовое фиаско. Спустя четыре года работы ЗАО вступило в процедуру банкротства, а здание вокзала было продано на торгах за сумму вдвое ниже оценочной стоимости — 52,5 миллиона. Как выяснилось, владелец не успел даже достроить вокзальный комплекс: в апреле 2014 года внезапно выяснилось, что у собственников нет документов на ввод в эксплуатацию, а здание требует финансирования второй очереди. В результате две недели вокзал был попросту опечатан судебными приставами: пассажиров отправляли в путь прямо с улицы, а билеты продавала временная касса в микроавтобусе. В ситуацию пришлось вмешаться минтрансу, благодаря которому вокзал открыли в кратчайшие сроки.

Эксперты «БИЗНЕС Online» соглашаются с тем, что найти инвесторов для строительства ТПУ будет непросто. «Теоретически, исходя из того, что часть помещения ТПУ может использоваться в качестве торговых площадей, а проходимость у таких узлов будет довольно высокой, в качестве инвесторов могли бы выступить торговые сети, а также компании, специализирующиеся на постройке и передаче в аренду торговых площадей, — рассуждает аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. — Но с учетом снижающихся цен на недвижимость и аренду в текущий момент, вероятно, их готовность вкладываться в подобный проект именно сейчас будет невелика». По его словам, срок окупаемости таких объектов составляет порядка 7 - 10 лет в зависимости от конъюнктуры и стоимости земли. Окупаются они за счет доходов от сдачи в аренду помещений, сопутствующих услуг, доходов от продажи билетов.


Вложения в ТПУ могут представлять интерес только для инвесторов с длинным горизонтом инвестирования, соглашается советник генерального директора по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов: «На Западе в роли инвесторов часто выступают муниципалитеты, которые обычно привлекают компании-операторы для управления ТПУ. Статистики по окупаемости ТПУ в России почти нет. Многое зависит от соглашения с местными властями, которые регулируют транспортные потоки. Оптимистическая оценка — 5 - 8 лет».