ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОДЕЖДЫ ДЛЯ МУСУЛЬМАН ПРОИГНОРИРОВАЛИ КАЗАНСКИЙ КОНКУРС

II международный конкурс дизайнеров национальной одежды International Fashion-2010, проведенный в рамках казанского фестиваля мусульманского кино, состоялся в субботу в ГТРК «Корстон». Строгие каноны мусульманской моды на этот раз настолько оказались разбавлены вариациями на национальную тематику, что первоначальный смысл конкурса оказался очень глубоко замаскирован.  

ДРУГОЙ ФОРМАТ

Финал II международного конкурса дизайнеров национальной одежды International Fashion, проведенный в рамках VI казанского международного фестиваля мусульманского кино, собрал в Корстоне ценителей одежды класса prêt-a-porter.

Сразу оговоримся: конкурс дизайнеров International Fashion к мусульманской моде имел очень опосредованное отношение. Организаторы мероприятия в этом году решили расширить географию конкурса и отказаться от строгих требований, которые диктует мусульманская мода. Ведь закрытые руки и шея помешали в прошлом году принять к участию в конкурсе интересные коллекции дизайнеров с Урала, из Ирана и Палестины. В результате от мусульманской моды осталась только номинация…

Показательно, что ведущие российские фирмы производители одежды для мусульман Zuhra, Hayat и Аль-Баракят не участвовали в модном показе.

Акцент на национальной одежде изменил и формат конкурса. Вариации на тему национальной одежды из Китая, Таиланда, Ирана, Якутии почти вытеснили традиционный мусульманский костюм.

«Представляя вниманию зрителей национальную одежду из других стран, мы расширяем границы конкурса. Безусловно, мода сегодня имеет и определенную бизнес составляющую, которая кроется в организации процесса. Но здесь важно помнить, что цели показов просто одежды и одежды национальной отличаются. Наша главная цель – совместить современные тенденции с традициями», - объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала"Сююмбикэ", один из организаторов конкурса Лейсан Юнусова.

«Мода – это площадка для самовыражения, впрочем, как и бизнес. В одежду, особенно национальную, вкладывается огромное количество денег, ведь она заказывается эксклюзивно! А без поддержки ведомств и министерств мы никогда с вами не увидели бы так называемого национального шоу. Я сам начинающий модельер, поэтому с уверенностью могу сказать: многие переключается на национальные мотивы только потому, что они поддерживаются. А откуда у нас деньги?», - размышляет модельер Роберт Хамитов.

Кроме журнала "Сююмбикэ", организаторами конкурса выступили минкульт РТ, казанский государственный технологический университет (кафедра «Дизайн»), институт культуры мира ЮНЕСКО и международная гуманитарная академия «Европа-Азия». Конкурс прошел при поддержке союза дизайнеров РТ и РФ.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ЗА 17  ТЫСЯЧ

Газета «БИЗНЕС Online» провела эксперимент и спросила модниц Татарстана, каких денег стоит удовольствие носить национальную одежду. Оказалось, что татарская жилетка класса luxe, сшитая дизайнерами, обходится примерно в 4 тыс. рублей, длинная юбка – в пять-шесть. О том, много это или мало, мы решили спросить у директора компании «Мюстела» Фирдаус Девятаевой, человека, который уже 13 лет (!) носит исключительно национальную одежду:

- По сравнению с российской одеждой от лучших дизайнеров, пять тысяч за одну деталь гардероба – это очень дешево. Давайте вместе посчитаем, во сколько я сегодня одета. У меня с ног до головы только национальное: юбка за пять тысяч рублей, жилетка за четыре, блузка за пять, верхний убор и аксессуары за три. Получилось, всего 17 тысяч. Одежду я нахожу сама. Если честно, у меня не так много нарядов, всего около 10. Но все они сочетают в себе лучшие традиции предков и тенденции современные. Если ты истинная дочь своего народа, то ты должна своим примером показывать, как сочетать современные веяния и традиции, особенно если ты бизнес-леди. На бизнес-представителей равняются! Я, например, представляю свою компанию на ведущих выставках России в национальной одежде потому, что я должна чем-то привлечь внимание клиентов, зацепить. Если говорить о тенденциях в моде, то тут я не могу не упомянуть о таких деталях гардероба, как жилет, длинные юбки. Они модны, стильны и традиционны одновременно. Из года в год меняются только акценты, цвета, аксессуары.

ВСЕГДА В МОДЕ

Конкурс дизайнеров полностью подтвердил слова Девятаевой: на пике моды оказались длинные платья модного фиолетового и белого цветов, длинные юбки из войлока и жилеты с дорогим обрамлением. Собственно, в цветовом и стилевом решении национальные искания дизайнеров не отличались от общих мировых тенденций. А новые пути реализации творческого замысла, если говорить о коллекциях национальной татарской одежды, не отличались от старых. Создалось ощущение, что из года в год, от коллекции к коллекции меняются только цвета и акценты, а длинные юбки, платья-балахоны и жилеты будут всегда национальной палочкой-выручалочкой. Разве что для увеселения публики добавились босые ноги, обнаженные руки и акцент на зоне декольте, замеченный в одной из представленных коллекций…

Заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, подводя итоги конкурса, подчеркнула, что национальная одежда всегда в моде. «Этнические элементы одежды призваны отражать духовное начало нации. Поэтому одежда – это язык, которая позволяет подчеркнуть духовность», - добавила Аюпова.

ПАГУБНЫЕ АРАБСКИЕ ВЕЯНИЯ

Впрочем, не все эксперты разделяли мнение, что национальная татарская одежда и мусульманская – вещи разные.  Юнусова, например, считает, что разделение одежды на татарскую национальную и мусульманскую происходит из-за арабских веяний. «Сегодня многие под мусульманской одеждой понимают арабские традиции. Например, тот же самый платочек. Надо вспомнить, что наши бабушки тоже были мусульманками, но никто так не ходил. У нас есть своя национальная одежда, свои мусульманки и традиции. Наши девушки сами смотрят и ориентируются на арабские страны, вместо того, чтобы создавать и возрождать свою национальную мусульманскую одежду», - отметила Юнусова.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Независимо от толкования национальности в современной одежде, каждый участник конкурса получил от минкульта РТ диплом за вклад в развитие национальной моды. Гран-при за коллекцию «Шелковая геометрия» выиграла иранский дизайнер Рахмани Сахера. Ее идеи действительно оказались самыми авангардными: она не побоялась придать мягкой национальной одежде острые геометрические грани. Смелое ноу-хау придало неожиданное звучание национальным традициям в одежде и органично вписалось и в тенденции мировой моды.

Статуэтку с логотипом конкурса победителю вручил председатель жюри, дизайнер из Египта Самир Гома. Призы и денежные гранты от спонсоров также были вручены победителям в номинациях: национальная одежда, национальная детская одежда и мусульманская одежда.

Отметим, что в конкурсное жюри вошли кандидат искусствоведения Галина Тулузакова, член совета союза дизайнеров России Александр Чебенев, директор государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалиева, учредитель гильдии мастеров востока "Тарона" Римма Кашапова и председатель жюри, дизайнер из Палестины Самир Гома.

Надежда Замалиева
Фото Ильи Лавриненко