МОЩНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ КОРПОРАЦИЯ УЧИТСЯ ТАКЖЕ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ВИДЕТЬ МИКРОТРЕЩИНЫ В СТРУКТУРЕ МОСТА ДО ТОГО, КАК ОН НАЧНЕТ РАЗРУШАТЬСЯ…

Корпорация HP имеет ежегодный доход в $115 млрд., при этом около $3 млрд. каждый год тратит на научные исследования. HP Labs —что-то вроде наших НИИ при этой мощной фирме был открыт еще в 1966 году. В его филиалах, открытых в разных странах (в России, США, Англии, Китае, Индии, Сингапуре, Израиле) работают 500 ученых. В России научно-исследовательская лаборатория HP была открыта в январе 2007 года. В интервью старший вице-президент HP по исследованиям и директор HP Labs Прит Банерджи рассказывает, как наука может взаимодействовать с бизнесом; о могучих мемристорах, которые через пять лет придут на смену флешкам и память которых будет рассчитана на сотни лет; о том, что в не очень далеком будущем компьютеры будут понимать и смех, и сердитые оклики своих хозяев…

СОЧЕТАЮТСЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ ПОДХОДОМ

— Вы возглавили HP Labs три года назад и сразу объявили о масштабной реформе лабораторий. Что вы изменили в работе HP Labs после вашего прихода в компанию?

— До моего прихода 500 исследователей HP Labs работали одновременно над 150 проектами, сейчас они сконцентрировались на 21 крупном ключевом проекте. Научные исследования сочетаются с предпринимательским подходом и внедряются в реальное производство. Сейчас у HP есть три типа проектов: фундаментальные исследования (срок выхода результата на рынок — от 5 до 10 лет), исследования, напрямую связанные с существующими продуктами (срок выхода — два-три года), и прикладные исследования (три-четыре года). 75 процентов исследований HP Labs — прикладные, 25 процентов — фундаментальные.

— Какие исследования финансируете в первую очередь?

— Сейчас HP Labs работает над 21 проектом в рамках восьми тем. Это интеллектуальная инфраструктура (ЦОДы нового поколения, масштабируемые системы хранения данных, энергонезависимая память, ЦНС Земли), облачные вычисления, аналитика, информационный менеджмент, цифровая коммерческая печать, трансформация контента, иммерсионное взаимодействие и управление информацией. Управлением информацией занимается лаборатория HP Labs в Петербурге, открытая в январе 2007 года, сейчас в ней идет работа над проектом Taxonom. Это система, которая позволит вывести поиск на новый уровень: вместо того чтобы выдавать миллионы ссылок, которые приходится просматривать самостоятельно, система будет по контексту находить нужную информацию. Оформляется патент на эту технологию. Таксономическая навигация насчитывает 86,8 процента первых результатов на CNN.com.

ПОДДЕРЖИВАЕМ "СКОЛКОВО"

— С какими проблемами HP Labs сталкивается в России?

— Мы начали работать в России только три года назад. Это очень молодая лаборатория, в ней работают очень высокомотивированные талантливые люди. Но у них значительно меньший опыт работы, чем у исследователей лаборатории в Пало-Альто, которая работает 60 лет. Мы проводим курсы в области предпринимательской деятельности, посылаем сотрудников в США, чтобы они работали в Пало-Альто, приглашаем в Россию старших американских исследователей.

— Ваше отношение к программе модернизации, объявленной президентом Дмитрием Медведевым? Планируете принять участие в проекте "Сколково"?

— HP поддерживает такие идеи, как "Сколково". Мы осуществляем инвестиции в Россию, открыли здесь лабораторию и производство (совместное производство ПК Foxconn и HP начало работу в Петербурге в апреле 2010 года), в Москве у нас разрабатывается ПО для глобального портфеля компании. Есть несколько совместных проектов с российскими университетами, есть студенты-интерны, которые работают с нами. Два российских проекта выиграли гранты HP Labs среди 60 университетов мира. Мы знаем, что в России много талантливых людей, мы знаем также об инвестиционном капитале, который есть в России, и мы поддерживаем инициативы российского правительства. HP посмотрит, как будет происходить развитие проекта "Сколково". У нас есть определенные потребности сейчас, которые на данном этапе "Сколково" удовлетворить не может, проект заработает только через два-три года. Но если условия будут хорошими, почему нет.

— Было ли сокращено финансирование проектов HP Labs в связи с кризисом? Отменены какие-либо проекты?

— Нет, финансирование, несмотря на кризис, оставалось постоянным. Если остановить финансирование, то будущее не придет.

СУПЕРКОМПЬЮТЕР БУДУЩЕГО

— На какие устройства HP сейчас делает ставку — планшеты, коммуникаторы, суперкомпьютеры или что-то принципиально новое?

— HP работает со всеми существующими устройствами — смартфонами, коммуникаторами и другими устройствами, но есть еще нечто, что можно назвать суперкомпьютером будущего. Сейчас суперкомпьютер имеет десятки тысяч процессоров, двух- или четырехядерных. В будущем мы будем работать с миллионами процессоров, которые будут иметь миллиард ядер. Если мы их соединим так, как это позволяют современные технологии, компьютер просто расплавится. Мы работаем над оптическими коннекторами — чтобы миллионы ядер могли взаимодействовать друг с другом от 100 до 1000 раз быстрее, чем современные, при этом потребление энергии составит всего одну десятую от того, что есть сейчас. В HP Labs мы работаем над новыми компонентами хранения — мемристорами. Сейчас хранение осуществляется на DRAM, на дисководах или на флеш-памяти. Мемристоры смогут заменить все эти три вида памяти. DRAM — это отрасль на 28 миллиардов долларов, жесткие диски — на 30 миллиардов долларов, а мемристоры смогут соединить в себе возможности всех существующих видов памяти. Мемристоры энергонезависимы, тогда как существующие виды памяти потребляют колоссальное количество энергии. Сегодня у компьютеров маленькая оперативная память, и, когда вы компьютер выключаете, он очень многое забывает. Мемристоры позволяют компьютеру ничего не забывать при выключении и помнить на сотни лет вперед, они способны сохранять данные при отключении питания и не требуют перезагрузки. Мемристор в любом случае будет помнить дольше, чем флеш-память.

— Как скоро можно ожидать его выхода на рынок?

— В ближайшие пять лет.

— То есть он заменит собой все существующие виды памяти?

— Потенциально — да, мы в это верим. Но дальше рынок решит.

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

— А как будут дальше развиваться облачные вычисления (Cloud Computing)?

— Мы считаем, что в будущем все будет представлять собой услуги. И вычисления, и хранение, и платформа будут услугой. Пользователи видят сейчас только первое поколение облачных вычислений. Потребители смогут не волноваться из-за того, что облачные приложения отключатся. Для реального успеха нужно создать высокопроизводительное масштабируемое облако, которое является и доступным, и надежным и защищено системой безопасности. Вы ведь не хотите, чтобы ваши личные данные оказались в этом облаке, чтобы кто-то имел к ним доступ и украл их? Мы работаем над тем, что сможет использовать крупная компания: высокопроизводительный, высокомасштабируемый, высоконадежный и высокозащищенный продукт. И тогда облачные вычисления станут реальностью для всех.

НОМЕР ОДИН В МИРЕ

— Как HP реагирует на конкуренцию с Китаем, с его дешевой рабочей силой? Не секрет, что китайские производители сейчас быстро развиваются и занимают все более сильные позиции на рынке.

— HP — глобальная компания, которая работает в 170 странах, в том числе и в Китае. Мы продаем много компьютеров и принтеров в Китае, у нас есть производственные мощности в Китае, и у нас есть партнеры в Китае. Мы будем продолжать работать в тех странах, где наш бизнес может быть успешным.

— Сейчас HP номер один в мире, но, чтобы оставаться на этой позиции, нужно обладать эксклюзивными технологиями — которые недоступны тем же китайским компаниям и не будут доступны в ближайшее время…

— HP сейчас номер один – два в большинстве сфер. Мы номер один в сфере печати, и каждый год мы продаем 45 миллионов принтеров. Мы номер один в сфере ПК — продаем 60 миллионов персональных компьютеров в год. У нас очень сильный корпоративный бизнес — мы продаем два миллиона серверов в год. И наша работа — HP Labs — как раз и заключается в том, чтобы представить дифференцирующие нас технологии по сравнению с другими компаниями, те, которые позволят нам оставаться номером один. Это как раз те технологии, которыми мы занимаемся сейчас, они приведут к появлению продукта и позволят стать номером один в сервисах. Это, например, ЦОДы, миллиарды ядер, которые позволят нам по-прежнему сохранять первое место в серверах в ближайшие 5-10 лет. Наша работа по хранению позволит нашим пользователям использовать широко доступные системы хранения данных по низкой стоимости, и это опять обеспечит возможность быть первыми. Это наша работа по мемристорам, по бесшовному взаимодействию, дисплеи следующего поколения. Все это позволит создать персональные компьютеры будущего. Роль лабораторий настолько важна в HP именно потому, чтобы конкурентное преимущество сохранялось, чтобы мы были впереди Китая и других конкурентов. Конечно, все определяется конкуренцией. Но у нас есть лаборатории и в Китае, и у нас есть исследователи, которые работают именно над тем, что важно конкретно для Китая. HP — не американская компания, хотя штаб-квартира и находится в Америке. Мы несем ответственность перед потребителями во всем мире, и мы обязаны предоставлять им новые технологии, которые могут изменить их жизнь.

ДУМАТЬ ТВОРЧЕСКИ

— А что происходит с теми технологиями, которые HP не реализует в своем бизнесе?

— На некоторые технологии мы оформляем интеллектуальную собственность, и другие компании на основе наших разработок делают продукт. Например, HP производит струйные принтеры. Картридж, который используется в этих принтерах, впрыскивает краску с помощью большого количества маленьких игл. Эта технология была создана HP 20 лет назад, и теперь это бизнес на 10 миллиардов долларов. Наши исследователи использовали ту же самую технологию, чтобы впрыскивать лекарства через кожу. Есть люди, страдающие от диабета, которым важно постоянно проверять уровень сахара в крови и вводить лекарственные препараты, — есть технология, которая может равномерно распределять лекарство. HP не занимается фармацевтической деятельностью, поэтому мы лицензировали эту технологию и продали ее фармацевтической компании Crospon. Такое происходит раз-два в год. Также HP разработала технологию в области обработки изображений, цветовых решений, мобильности и организации сетей. В итоге эту технологию приобрела крупная косметическая компания, которая производит в том числе тональный крем, чтобы на основе технологии подбирать для клиента нужный ему тон. Человек фотографирует свою кожу, а система подбирает ему подходящую цветовую гамму. Вы можете также сфотографировать мебель и отправиться в магазин, и они, используя эту фотографию, смогут подобрать то, что вам нужно. Кажется, что это просто, но в результаты этого исследования вложены сотни человеко-лет.

— Но ведь есть исследования, которые совсем не находят применения на практике.

— Такое, действительно, происходит, но это постоянный риск. Если мы будем ограничивать инженеров и ученых только теми проектами, которые имеют очень высокую вероятность успеха, мы будем делать только краткосрочные исследования. Я их побуждаю думать творчески. Если идея сработает, это будут колоссальные возможности для пользователей. Если нет, то все равно стоило попробовать. Например, мы работаем над проектом создания центральной нервной системы (ЦНС) Земли. Речь идет о наноразмерных датчиках, которые смогут дублировать все пять чувств человека, но при этом делать это в тысячи раз лучше — в тысячу раз лучше видеть, слышать, осязать. С их помощью человек сможет увидеть микротрещины в структуре моста до того, как он начнет разрушаться, или предсказывать, например, землетрясения. Змеи могут услышать его заранее, а люди не могут, потому что они не знают, как слушать. Это и есть те возможности, которые мы подразумеваем под ЦНС Земли. А сейчас мы можем говорить о конкретных продуктах в этой сфере? Нет, не можем. Нужны миллиарды датчиков, которые собирают информацию в реальном времени, используя наше представление обо всех пяти чувствах, ЦОДы, которые смогут все обработать и извлечь, например информацию о том, разрушится ли мост и произойдет ли землетрясение. Вот где стоят перед нами реальные задачи. Ключевым ресурсом XXI века является информация. И если я смогу вам такую информацию дать, вы будете готовы заплатить за нее. За возможность выбежать из здания за 15 минут до землетрясения человек будет готов дорого платить.

Ведомости