ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИТАЯ ИСКАЛИ НА АВИАЦИОННОЙ ВЫСТАВКЕ В КАЗАНИ НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ТЕХНИКИ

Вчера в выставочном центре "Казанская ярмарка" начала свою работу пятая по счету международная выставка "Авиакосмические технологии. Современные материалы и оборудование. Казань-2010" (АКТО-2010). На ней были представлены как хорошо известные, так и абсолютно новые проекты предприятий авиапрома – как российского, так и зарубежного. На выставке побывал корреспондент "БИЗНЕС Online". 

УКРАИНСКАЯ ЗАМЕНА

В двух павильонах выставочного центра разместились стенды почти всех казанских компаний, связанных с авиа- и вертолетостроением, научно-исследовательские центры, предприятия – производители и разработчики продукции для авиастроения. КАПО, КМПО, вертолетный завод, Элекон, казанский Гипронииавиапром, Радиоприбор, Казанькомпрессормаш. Было немало представителей авиационной Украины - НПК "ФЭД", корпорация Ивченко (Моторы СИЧ), гостей из Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода. Всего в выставке принимают участие более ста компаний из 24 регионов России, а также Украины, других стран СНГ и мира.

Поэтому когда во время осмотра выставки президенту Татарстана Рустаму Минниханову помощники напомнили про регламент – пора ехать на другие встречи, глава республики посмотрел на часы и сказал – "Время есть, давай еще пройдем". Что смотрел президент вместе с президентом Объединенной авиационной корпорации Алексеем Федоровым и генеральным директором ОАО "ОПК "Оборонпром" Андреем Реусом?

На открытой площадке - вертолеты Ми-8 и "Ансат" производства Казанского вертолетного завода. В павильоне в макете самолета Ту-334 гости посидели в пассажирских креслах. Генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин рассказал у стенда компании о совместном с корпорацией Ивченко проекте – моторе МС-500, подготовка к производству которого сейчас идет на предприятии. "Мы готовы начать их поставку вертолетному заводу на "Ансаты", - сказал Каримуллин.

"Надеюсь, эта выставка поможет нам ответить на вопрос, как дальше развивать наш авиапром", - сказал Федоров на открытии. Словно в продолжении Равиль Зарипов, министр промышленности и торговли РТ, уже на пленарном заседании сделал ремарку – "Новые машины и заказы есть на тех предприятиях, где сохранили науку"...

А в это время в международном аэропорту "Казань" премьер-министру РТ Ильдару Халикову презентовали украинский Ан-158. Заинтересованность в нем выразили авиаперевозчики из стран Азии, Африки, Латинской Америки. Новый самолет фактически стал заменой Ту-334, от производства которого, похоже, отказались на КАПО.

ОТ БЕСПИЛОТНИКА ДО МЕЖПЛАНЕТНОЙ СТАНЦИИ

Казанское ОАО "Опытно-конструкторское общество "Сокол" предложило на выставке систему мониторинга за инфраструктурными объектами большой протяженностью, например, нефтепровода, с помощью беспилотных летательных аппаратов. Как рассказала «БИЗНЕС Online» Наталья Шевелева, заместитель главного конструктора по маркетингу компании, система используется Газпромом. Представленный на выставке беспилотник может совершать до 20 часов полета.

Московская компания "АСМ тесты и измерения" уже работает в Татарстане с вертолетным заводом, однако с помощью выставки хочет найти в республике новых клиентов. Фирма занимается акустикой, и не только в авиакосмической промышленности. "При осмотре выставке Рустам Нургалиевич поинтересовался строительством залов, - рассказывает газете «БИЗНЕС Online» Александр Двойников, менеджер компании. - Наше оборудование позволяет создать компьютерную модель зала, которая покажет, какой звук будет при добавлении той или иной части конструкции. Таким образом можно заранее оценить эффективность акустики".

Компания впервые выставляется в Татарстане. "Пока выставка не блещет количеством посетителей", - делится впечатлениями Двойников.

Итогами прошлой выставки в Казани остались довольны в НИИ "Аргон" (Москва) и рассчитывают на новые заказы в этом году, поделился с «БИЗНЕС Online» главный программист компании Алексей Дорошенко. Фирма представила посетителям бортовой вычислительный комплекс, который устанавливается как на самолеты, так и на космические аппараты. Например, на российскую межпланетную станцию "Фобос-Грунт", которая должна в 2011 году стартовать на спутника Марса – Фобос, взять пробу грунта и вернуться назад.

Также нарастить долю клиентов из Татарстана – она уменьшилась в связи с кризисом - в своем портфеле заказов рассчитывают в Савеловском машиностроительном заводе (ГК "Бородино", Тверская область), который предлагает станочное оборудование в основном для авиапрома – самолетостроителей, ракетчиков. "Казанские заводы являются нашими давними и традиционными заказчиками – КАПО, КМПО, вертолетный завод, КБ "Сокол", "Элекон", на выставке хотим расширить круг партнеров, показать, что мы сделали новое, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Эдуард Малилов, заместитель директора по маркетингу. - К сожалению, своей ценой давит импорт. Сейчас на рынке станков очень много китайской, корейской продукции. Она более дешевая, но не скажу, что качественнее".

Опасения по поводу конкуренции со стороны Китая не напрасны. На выставке активно собирали буклеты, рекламные проспекты, через переводчика общались с участниками три представителя Поднебесной. Как оказалось, они специально приехали на выставку по приглашению Казанской ярмарки и представляют Северо-западный политехнический университет Китая. "Мы занимаемся в университете авиадвигателями, они нам интересны в первую очередь, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» причины приезда Ченг Гуатджу. – На выставке мы также смотрим самолеты, материалы, технику. Думаю, что авиационная техника в России очень высокого качества. Нам очень интересно".

На вопрос – удалось ли завязать с кем-либо партнерские отношения, Ченг Гуатджу ответил, что их главная задача – найти новую технику и сейчас они пока собирают информацию.

Работа выставки продолжится сегодня круглыми столами по девяти секциям, основные направления которых – наука и использование новых материалов.

Владимир Казанцев

Справка
5-я международная выставка "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань-2010"
Данная выставка является значимым международным событием в области авиации и освоения космоса. Среди участников - компании, входящие в ГК "Ростехнологии", Объединенную авиастроительную корпорацию, ОПК "Оборонпром", концерн "Авиаприборостроение", холдинговую компанию "Композит", а также такие крупные научно-исследовательские центры, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и многие другие.
В этом году мероприятия выставки посвящены 100-летию российской авиации, 50-летию первого полета человека в космос, 85-летию российской системы стандартизации и 70-летию Казанского вертолетного завода.
Последний раз выставка проходила в Казани в 2008 году.