ЧЕЛНИНСКИЙ ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВУТ СПОРТСМЕНЫ КОМАНДЫ "КАМАЗ-МАСТЕР", ОТБИЛСЯ ОТ РЕТИВОЙ ОПЕКИ СОЦРАБОТНИКОВ

Вчера Федеральный арбитражный суд Поволжского округа поставил точку в деле товарищества собственников жилья "47/35" (Набережные Челны). Подтвердилась правота ТСЖ, члены которого дружно отказались подписать договор, к чему их понуждало через суд министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Жильцы не соглашались на дополнительные взносы.

ВПЕРЕДИ – КРУТОЙ ПОВОРОТ

16 декабря прошлого года команда участников ТСЖ на общем собрании отвергает предложенное ей челнинскими структурами минтруда РТ некое "соглашение об информационном взаимодействии". Именно команда, поскольку в ней можно найти имена, популярные не только в Татарстане – в мире! Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» председатель ТСЖ Михаил Кудрявцев, среди владельцев жилья числятся знаменитые автогонщики команды "КАМАЗ-Мастер", в том числе Фирдаус Кабиров, победитель "Дакара".

Из материалов дела следует, что собрание посчитало: "Данное соглашение влечет за собой взносы членов товарищества на приобретение компьютерного оборудования и программы электронного информационного взаимодействия в сумме 60-70 тысяч рублей… Протоколом № 3 от 16.12.2009 г. члены ТСЖ "47-35" выразили несогласие на заключение соглашения (договора) об информационном взаимодействии и на дополнительные взносы на его реализацию".

"ДОМ ПРЕТКНОВЕНИЯ"

Дом по проспекту Вахитова, 42а (строительный номер – все тот же "47/35", давший имя товариществу) – по челнинским меркам не считается чем-то престижным. Имеются и покруче. Но и этот не так-то прост: из 30 квартир в нем половина – двухуровневые; площадь каждой – не менее 100 квадратных метров. Хозяева, как видим, люди не бедные. Но достаток превращается в богатство, когда люди не бросаются деньгами; умеют не только считать, но и сохранять. Поэтому, наверное, и задаются "лишними" вопросами: что за взносы? На каком основании? И получают сверхвразумительный ответ: повестку в суд.

ДЕЛО БЫЛО НЕ В ДЕНЬГАХ, ДЕЛО БЫЛО В ПРИНЦИПЕ

Ну не хотят люди – и не хотят. В конце концов, это их дело, их право, а чиновникам даже хлопот меньше. Так нет! Госслужащие упорствуют до крайности, имя которой – судебное расследование. Откуда такое трепетное отношение к отдельно взятому ТСЖ? И, главное, - у кого?

У… социальных защитников. Точнее – у работников Государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в лице филиала №1 Республиканского центра материальной помощи городского округа "Набережные Челны".

Да, в злосчастном соглашении речь шла о льготах (точнее – о схеме их распределения и способах ее реализации). То есть людям не "впаривали" какое-нибудь очередное кабельно-подъездное телевидение. Им предлагали, в общем-то, хорошую и нужную вещь.

ЗАКОН И "ПОРЯДОК"

Не надо объяснять, каково это – получить и оформить у нас льготы (а также субсидии, матпомощь, компенсации и т.д.). Но в количестве и обстоятельности процедур есть свой резон: деньги любят счет.

Чтобы облегчить процесс, кабинет министров РТ своим постановлением от 22.01.2005г. №20 утвердил документ с длинным названием: "Порядок информационного обмена между организациями – участниками системы предоставления субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат". В нем упорядочена вся цепочка (около 20 участников), определены все функции "с применением интегрированных информационных технологий".

Но, приняв правительственное постановление за руководство к действию, соцработники так лихо взяли под козырек, что фуражка слетела. Раз народ не понимает своего счастья, нужно его воспитать. И отвергнутое предложение обернулось "понуждением" (термин из материалов судебного дела – прим. М.Б.). Как тут не вспомнить дона Корлеоне?

С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ

На свете, кроме книжек Марио Пьюзо, есть и другие, не менее поучительные. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации, с его 421-й статьей: "Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством". Тем не менее, несмотря на однозначность 421-й статьи, соцзащитники выигрывают первый судебный раунд в республиканском арбитраже.

"Команда гонщиков" со своей стороны тоже очень чтила Гражданский кодекс: апелляционная жалоба незамедлительно поступает в следующую инстанцию, в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара).

Тот реагирует следующим образом: "Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами не предусмотрена обязанность ответчика заключить с истцом соглашение об информационном взаимодействии… Порядок, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 20 от 22.01.2005 г., на который сослался суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований, не является законом и не содержит каких-либо положений, обязывающих стороны заключить соглашение об информационном взаимодействии".

Но нашла коса на камень: соцработники идут выше, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань). В третьем тайме все и решится…

ИСТИНА В ТРЕТЬЕЙ ИНСТАНЦИИ

Вчера в коридоре федерального суда представитель филиала №1 ГБУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" пошла на контакт с прессой лишь для того, чтобы объяснить, почему с ней дела иметь не будет. Но не успела: позвали в зал заседаний.

С высоты своего положения суд в лице председательствующей Кадрии Гарифуллиной спросил предельно прямо:

- В чем незаконность выводов апелляционного суда?

После некоторой заминки худенькая девушка-представитель начала было объяснять преимущества соглашения об информационном взаимодействии, но дама в черной мантии была категорична:

- Суд не занимается вопросами целесообразности. Суд занимается вопросами законности.

И повторила вопрос: в чем заключаются претензии к суду предыдущей инстанции?

Оказалось, ни в чем.

- Так что же вы от нас хотите?

- Пусть они договор подпишут…

Суд в иске отказал.

За пять минут заседания в далекой холодной зале казанского бастиона на улице Правосудия (которое должно вершиться, даже если рушится мир, как утверждает надпись на фронтоне) завершилось полугодовое столкновение в суде, в котором жильцы-челнинцы отстояли-таки свое право на самостоятельность. Хотя бы при подписании договоров. Правда, они еще об этом не знали…

Михаил Бирин