ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ  МАРАТА САФИУЛЛИНА, РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ  СЛУЖБЫ РОССИИ ПО РТ С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС  ONLINE". ЧАСТЬ 2-Я 

Сегодня мы публикуем  вторую, заключительную часть онлайн-конфренции с Маратом Сафиуллиным - руководителем УФНС РФ по Татарстану. В ней он рассказывает о том, почему налоговая служба решила использовать образ певца Салавата в рекламе, как его со студенческих времен путают с министром экономики РТ и почему налоговые инспекторы РТ работают с большими перегрузками.    

С ПОВЫШЕНИЕМ СТАВКИ НДФЛ ОЖИДАТЬ БОЛЬШЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ НЕ ПРИХОДИТСЯ

- По данным «БИЗНЕС Online», в 2009 году неизвестная татарстанская компания инвестировала в экономику Виргинских островов 59 миллионов долларов. Известно ли вам об этой сделке? (Замиль). 

- Каждая страна хочет иметь большую налогооблагаемую базу, но у многих в силу тех или иных причин вообще ничего нет: ни ресурсов, ни производства. Единственная их возможность привлечь инвесторов, это организовать так называемый налоговый оффшор. Сегодня в мире действует порядка 300 налоговых зон. Мы знаем, что наибольшее количество российских компаний зарегистрировано в оффшорных зонах Виргинских островов. 

- А на Кипре? 

- Нет, сейчас Кипр лишь частично оффшорная зона.  

Что касается данной сделки, у нас есть специальная служба – Росфинмониторинг - которая должна любую операцию с суммой выше 600 тысяч рублей брать на особый контроль и проверять легитимность сделки. Есть кредитные учреждения, через которые осуществляется перевод сумм – они тоже должны осуществлять контроль. А в дальнейшем происходит обмен информацией в рамках соглашения между Росфинмониторингом, Национальным банком и кредитными учреждениями. Если есть необходимость, подключаются правоохранительные и налоговые органы и в дальнейшем проводится соответствующая работа с тем контрагентом, который, например, таким образом "инвестировал" 59 миллионов долларов в оффшорную зону. То есть такие операции однозначно в ведении соответствующих контролирующих надзорных структур. 

Я считаю, что  в работе с оффшорами у нас особых проблем нет. Это политика президента Татарстана – все, кто инвестирует в республику, должны создавать здесь материально-техническую базу и платить установленные законом платежи. Случаев, когда компания ничего не платила, регистрируясь на другой территории, я назвать не могу. Как такового этого явления у нас нет. Возможно, была какая-то отдельная операция, которую можно отнести к исключению из правил.  

За последние три года в Татарстан пришли региональные и федеральные инвестиционные программы с очень большими суммами, все фирмы у нас зарегистрированы. Более того, огромное значение президент республики придает гласности этих операций. Создана единая электронная торговая информационная система, где все сделки, включая сделки с государственными заказами по региональным и федеральным инвестиционным программам, регистрируются: куда деньги уходят, кто поставщик, кто покупатель.  

- Многие читатели  задают вопросы  о налоговых ставках. В частности, Марата Шарифуллина интересует ваше мнение о повышении ставки НДФЛ с 13 процентов до 15 и более. "Лично я не против платить больше, да и в других европейских странах ставка НДФЛ больше. Каковы будут по вашей оценке последствия такого повышения? Выиграет ли бюджет либо больше доходов уйдет в тень?" - спрашивает читатель. 

- В России ставка НДФЛ 13 процентов является самой низкой среди всех ведущих стран. В европейских странах средняя ставка НДФЛ колеблется от 25 до 60 процентов. Очень высокие ставки в Швеции, Норвегии. В США, Канаде от 35 до 45 процентов. Причем, во многих странах эти ставки дифференцированы в зависимости от суммы дохода.  

Размер ставки во многом зависит от ментальности и от налоговой грамотности населения. К сожалению, если мы повысим ставку до 15 процентов, говорить, что вырастут поступления по НДФЛ, не приходится. Более того, наверняка многими организациями будут приняты попытки для сокрытия реальных доходов. Когда семь лет назад мы резко снизили ставку, то поступления по НДФЛ выросли. Для многих бизнесменов стало правильнее и целесообразнее продекларировать свои доходы и заплатить налоги.

Хотя, конечно, вопрос о размере ставки - дискуссионный, у него много и сторонников, и противников. У человека, который получает один миллион долларов в год, социальная ответственность должна быть выше, чем у того, кто получает в год 100 тысяч рублей. Абсолютно несопоставимые цифры. С другой стороны, сомневаюсь, что миллиардер будет платить 30-40 процентов, то есть, 400 миллионов налогов. А 130 миллионов с миллиарда – для него это нормально.  

- С 1 января увеличатся отчисления с фонда оплаты труда, и нагрузка на предприятия значительно возрастет. Вы делаете прогнозы, какова будет в связи с этим ситуация в следующем году? Сколько компания планируют уйти в тень? 

- Риск, что компании уйдут в тень, к сожалению, действительно, существует, поскольку нагрузка будет очень серьезной – рост страховых взносов составит до 34 процентов. Сказать за предприятия, сколько из них готовится уйти в тень, я не могу. Только суд определяет: законопослушная компания или нет. Готовиться заранее, обвиняя налогоплательщика, что он будет уходить от уплаты налогов, наверное, тоже не совсем корректно. Если мы увидим по цифрам, что у нас идет снижение поступлений НДФЛ, то совместно с пенсионным фондом начнем проводить соответствующую работу 

- Какое количество предпринимателей применяет в республике патентную систему? 

- У нас 746 предпринимателей, которые применяют упрощенный режим налогообложения в виде патента. Виды деятельности очень обширные - автотранспортные услуги, технический ремонт, сдача в наем жилья и иных помещений, производство хлеба и кондитерских изделий, занятие частной медицинской практикой и множества других. Патентная система очень удобна, потому что даже людям, которые плохо знают налоговый бухгалтерский учет, очень просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить патент. Достаточно знать сроки уплаты данного патента: 25 процентов выплачивается до начала срока патента и оставшиеся 75 процентов после истечения срока в течение 25 дней. На год взял патент, заплатил определенную сумму, и через год в течение 25 дней окончательно заплатил за приобретенный патент. Суммы достаточно небольшие, в среднем на год получается немного больше 10 тысяч рублей. Выдается патент по желанию предпринимателя, в течение какого времени он будет применять эту систему: месяц, квартал. В зависимости от этого рассчитывается сумма, в среднем выходит полторы тысячи в месяц. Согласитесь, немного, тем более, что предприниматель освобождается от НФЛ, НДС, но не освобождает от страховых взносов.

- Какие сегодня существуют налоговые льготы для инновационных предприятий? (Вишнякова Ирина). 

- В Налоговом кодексе прямых льгот не существует, но каждый субъект в рамках своих компетенций определенные льготы предоставляет. Федеральным законом предусмотрено легатирование по научной, инновационной деятельности, передачи патентов и т.д. Такие сделки не облагаются НДС.

Ставка налога на прибыль сегодня 20 процентов, но у нас в республике для тех, кто занимается инновационной деятельность, ставка составляет 13,5 процента. Также по налогу на имущество – ставка сегодня 2,5 процента, но в Татарстане – 0,1 процента.  

ХОТИТЕ  СОЗДАТЬ СЕТЬ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ? БУДЕМ ТОЛЬКО "ЗА"!

- Добрый день! При обращении в налоговые органы на местах встречается двойное толкование понятий. Например, как оптимизировать налог с юрлица при организации торговли с использованием выставочной площади. При реализации корпусной мебели площадь, по мнению МНС, считается торговой, значит, облагается ЕНВД. Логически всем понятно, что экспозиции товаров являются выставочными, следовательно - эта территория также является выставочной. В других регионах, например, Самаре, это понимают. А у нас - нет. Вопрос - как на ваш взгляд должен взиматься налог - с прибыли или за воздух (если торговли нет)? (Галеев Дамир) 

- Есть закон, четко определяющий - что подпадает под единый налог на вмененный доход. Если предприниматель выставляет свою продукцию, продает ее, то вполне резонно считается нами, что организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать налоги в виде ЕНВД. То, что читатель говорит, что в Самаре и в других субъектах это понимают, - быть этого не может. Мы - единая федеральная налоговая служба, руководствуемся едиными законодательными нормативными и ведомственными документами.  

В соответствии со ст.346.26 Налогового кодекса РФ система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход применяется  в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. 

Следует отметить, что согласно ст. 346.27 кодекса к  розничной торговле не относится, в  частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети. 

Поэтому розничная  реализация товаров по образцам вне  стационарной торговой сети не признается розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 кодекса и, соответственно, не переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. 

При этом розничная  реализация товаров по образцам, каталогам  и т.д., осуществляемая через объекты  организации торговли, которые согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся к объектам стационарной торговой сети (магазинам и павильонам), может быть признана розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 кодекса и, соответственно, переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Таким образом, предпринимательская деятельность организации, связанная с розничной  реализацией мебели по образцам, осуществляемая через магазин, относится к розничной  торговле и должна облагаться в соответствии с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.  

- Достаточно много рекламы об оказании посреднических услуг при регистрации. Около налоговой инспекции, которая осуществляет регистрацию в городе Казани, действуют много посредников предлагающих свои услуги. Каким образом действовать, чтобы не попасть впросак при обращении к данным посредникам, на какие моменты обратить внимание? Не дает ли преимущество по уменьшению сроков регистрации при обращении к посредникам возле здания инспекции? (Сагдеева  Зухра Гумаровна).  

- Сегодня на волне подъема предпринимательской деятельности, многие граждане, действительно хотят попробовать заняться предпринимательской деятельностью.  

Зарегистрироваться  в качестве индивидуального предпринимателя  не представляет большой сложности. Гражданам создаются все условия, чтобы придя в инспекцию ознакомился  с перечнем документов необходимых для регистрации (он, кстати, есть и на сайте управления), заполнил бланк заявления и подал соответствующие документы на регистрацию. Налоговые органы и в частности межрайонная инспекция №18 (единый регистрационный центр г.Казани) успешно справляются с этой функцией соблюдая сроки регистрации пять дней, получение  свидетельства о регистрации на шестой рабочий день. 

 Но, однако, чтобы  открыть фирму граждане обращаются  к лицам и организациям, оказывающим  услуги в сфере подготовки  документов на регистрацию, в  том числе подбора помещения  под офис. В результате данными  посредниками либо документы  готовятся с нарушениями требований законодательства  либо, что еще хуже готовятся липовые документы (особенно по адресу офиса) или подделываются квитанции об уплате государственной пошлины (таким образом, посредники обогащаются).  

Обращаю внимание, что ответственность за предоставление ложных сведений несут граждане-заявители, поставившие свои подписи на документах, а не посреднические фирмы, которые действуют на основании доверенности, выданной гражданами. В результате граждане привлекаются к административной ответственности (минимум 5 тысяч рублей штрафа), а также их вызывают в правоохранительные органы для дачи объяснений. 

Так например, за пять месяцев 2010 в г.Казани выявлено 218 фактов предоставления в налоговый орган  ложных сведений (поддельных документов). 

Никаких преимуществ по ускорению регистрации обращение к посредникам не дает.  

Хотелось бы обратить внимание граждан на объявления, в которых говорится о  ликвидации, реорганизации юридического лица с  долгами за один день и без проверок. 

Согласно действующему законодательству для всех юридических лиц процедура ликвидации составляет минимум 2 месяца со дня принятия решения о ликвидации, при этом необходимо выдержать двухмесячный срок со дня публикации в СМИ о принятом решении о ликвидации.  

На практике, в результате ряда контрольных мероприятий, выявлено, что юридические фирмы вместо ликвидации организации как указано в рекламе, осуществляют смену участников и руководителя, или наименования организации, или адреса места нахождения юридического лица (это могут осуществить одновременно). Таким образом, организация продолжает осуществлять свою деятельность в другом регионе. 

- Читатель Галямов Ирек предлагает создать сеть налоговых консультаций. Пишет: "Хотелось бы, чтобы данное обращение прозвучало не как вопрос, а как некое предложение, и призыв к размышлению. У меня есть опыт работы бухгалтером около 10 лет, имею диплом налогового консультанта и о положении дел в налоговой инспекции знаю не понаслышке. Я считаю, что положительным моментом и требованием рынка стало бы открытие под началом ФНС сети налоговых консультаций по всей республике. Не тех консультаций, которые существуют на сегодняшний день (печатающие декларации и отправляющие по электронной почте), а тех, которые реально оказывают помощь бизнесу. Которые могут реально оценить уровень налогового риска и дать рекомендации. Это положительно бы сказалось и на собираемости налогов и на налоговой культуре как физических, так и юридических лиц. Проект имеет очень короткий срок окупаемости и очень рентабелен. Не секрет, что в налоговой инспекции очень большая текучка кадров. Молодые талантливые экономисты и юристы используют её как стартовую площадку для своей карьеры. Было бы хорошо продумать для них еще и систему мотивации. Успехов вам в повышении собираемости налогов" 

- У нас есть достаточное количество литературы, брошюры, журналы "Налоговые известия" и "Спецрежим". Выпускали мы приличными тиражами налоговые навигаторы для индивидуальных предпринимателей, где расписали: как зарегистрироваться, как начать свою деятельность, куда обратиться, какое заявление подать. Практически азбука. Во всех налоговых эта литература есть.  

Что касается налоговых консультаций – пожалуйста! Если этот вид бизнеса будет развиваться и повышать налоговую грамотность населения, налоговые органы только от этого выиграют. Мы - за, если данный читатель зарегистрирует фирму и будет заниматься налоговой консультацией. Хотя сегодня ряд очень крупных серьезных аудиторских компаний имеет в своих фирмах подразделения, которые непосредственно занимаются налоговой консультацией. Просто называют это консалтингом.  

- В продолжении  темы спрашивает  Зарипова Эльвира:  "Почему бы не открыть нормальную "горячую линию" или интернет-приемную с ответом в течение трех дней? Попробуйте позвонить как рядовой налогоплательщик в какую-нибудь налоговую с несложным вопросом. Мягко сказать, вам там не обрадуются. Если же посылаешь письменный вопрос с конкретной ситуацией, получаешь не ответ, а элементарную перепись статьи Налогового кодекса России. Обратная связь для вас не важна?" 

- Очень важна! Мы считаем, что налоговые органы созданы для граждан, а не граждане для налоговых органов. Это наша принципиальная позиция. Если кого-то из налогоплательщиков не удовлетворяет ответ наших специалистов, будем разбираться. Пусть на электронную почту, адрес которой есть на нашем сайте, обращаются со своим вопросом. 

- А вы отслеживаете обращения? 

- Да, мы все отслеживаем: когда налогоплательщик обратился, в какую инспекцию, когда он позвонил, какой вопрос задал, какой инспектор ему ответил. Есть телефоны "горячей линии", по которым каждый позвонивший может получить обстоятельный ответ. Если вопрос достаточно сложный, у нас есть по срокам месяц, в течение которого мы отправляем запрос в минфин РФ, через 30 дней мы обязательно ответим.  

- Много знакомых женщин работают в налоговых инспекциях и управлении. Работают до 9 - 10 вечера, так как нет возможности перелопатить весь объем работы в основное время. Эти часы никто не оплачивает и не компенсирует. А ведь их ждут дома родные и дети. В итоге - в инспекциях текучка и отсутствие профессионалов. Есть ли перспективы в данном направлении? (Владимир)  

- Я не согласен. Текучка у нас, действительно, присутствует, но в рамках той текучести кадров в 15 процентов в год, которая присуща всем госслужбам. У нас даже намного меньше. А что касается профессионализма наших кадров, у нас работают только специалисты, которые имеют высшее юридическое или экономическое образование, и назвать их непрофессионалами я не могу. Регулярно мы проводим семинары, наши сотрудники не реже одного раза в год сдают тесты по своим должностным обязанностям. Если сотрудник не сдает тест, он должен или заняться своим образованием, или будет уволен. 

- Но перегрузка у специалистов высокая? 

- Очень. Просто огромная, отсюда и текучесть кадров. Но есть регламент - специалист должен сделать определенный объем работы, если он его не сделает, значит, будут вопросы к нему, к отделу, к инспекции, к службе в целом. Мы прекрасно понимаем, что приходится задерживаться до 9 часов вечера. В противовес я могу сказать, что у нас есть особые условия труда, как у федеральных гражданских служащих, например, у нас отпуск 47 дней. Длительный отпуск компенсирует те неудобства, которые возникают в течение года.  

- Сколько сотрудников у вас? 

- Около 4500 человек. 

РЕКОРД ТАТАРСТАНА: 238 МИЛЛИОНОВ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ОДНОГО ФИЗЛИЦА

- Недавно ваша служба запустила рекламную кампанию "Заплати налоги" с участием игроком "Ак Барса" и певца Салавата. В связи с этим читатель Камиль спрашивает - давали ли они лично согласие на участие в рекламной кампании и насколько они являются дисциплинированными налогоплательщиками?

Хотели  бы пояснить вопрос читателя. Официально зарплаты хоккеистов неизвестны, а они  призывают продекларировать свои доходы… 

- Я понимаю,  момент щекотливый. Информация о размерах контрактов хоккеистов является конфиденциальной, и я не могу ее оглашать. Все игроки, которые получают зарплату, платят НДФЛ в полном объеме в рамках тех контрактов, которые они имеет с клубом.

А почему мы решили прибегнуть к их помощи? Мы считаем, что данные лица известны и уважаемы в республике, и они помогут нам проявить повышенный интерес граждан к налогам, которые имеют большую социальную значимость. 

- Но есть обратная сторона медали - в общественном сознании сложилось мнение, что спортивные звезды вряд ли платят налоги, потому что они скрывают свои доходы, хотя по факту являются миллионерами. Клубы ведь не публикуют свои доходы официально. 

- Если не публикуют,  этот вопрос должен решаться на федеральном уровне. Сегодня в Континентальной хоккейной лиге введено ограничение по зарплатам, по-моему, бюджет команды не может превышать 50 миллионов долларов в год. Потолок утвержден, и каждый клуб должен уложиться в эти рамки.

Что касается певца Салавата, мол, он не платит налоги, я в первый раз об этом слышу. Он с концертов еще и серьезные благотворительные взносы делает.

Большая часть населения все-таки не задумывается - платит Алексей Морозов НДФЛ или нет? Если рядовой гражданин считает, что капитан "Ак Барса" платит налоги, то и я платить буду. А сколько он платит – это больше интересует журналистов и нас. Я считаю размещение таких известных людей на рекламных щитах креативным ходом нашей службы.  

- А вообще сколько в республике миллионеров и миллиардеров?  

- Что касается граждан, получающих доходы от миллиона до миллиарда рублей, то их количество растет. За последние шесть лет их количество выросло с 5980 до 13722 человек. Количество граждан получивших доход более одного миллиарда рублей сократилось с восьми человек в 2007 году до шести в 2009 году.

У нас есть случай, когда одно физлицо заплатило по НДФЛ 238 миллионов рублей с оборота в несколько миллиардов рублей.  

С МИНИСТРОМ ЭКОНОМИКИ  НАС ПУТАЮТ
СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ

- Марат Адипович, расскажите немного о себе. 

- В налоговую службу я пришел в 1998 году, до введения действующего сейчас Налогового кодекса. Изменения изучал очень внимательно вместе с замами – как администрировать налоги в рамках нового законодательства. Начинал руководителем инспекции федерального министерства по налогам и сборам по Приволжскому району Казани, потом работал заместителем руководителя управления федеральной налоговой службы по РТ и с июня прошлого года являюсь руководителем управления. 

- Для наблюдателей  было неожиданно  ваше назначение. 

- С чего вы  взяли? 

- Ходили слухи,  что Марат Сафиуллин  возглавит Сбербанк, хотя многие тогда  перепутали вас  с министром экономики. Но по нашим данным, все-таки вы рассматривались как кандидат на роль руководителя банка. 

- Да, правильная у вас была информация… 

- Вас часто путают с вашим полным тезкой -  министром экономики? 

- Часто. История наших отношений уходит в начало 90-х годов, когда еще мы в институте учились – казанском финансовом. Он учился на год раньше меня. И когда он получил премию ЮНЕСКО в Ленинграде, мне звонили и поздравляли: Марат, ты премию ЮНЕСКО получил!  

- А сейчас путают? 

- Сейчас я кандидат экономических наук, а он доктор. Но я в этом году хочу докторскую защитить, и мы опять оба будем доктора экономических наук. Хотя сейчас уже особо не путают, все понимают. Но с Маратом у нас очень близкие, дружеские отношения. 

- Напоследок, ваши  пожелания газете, что вам интересно  в ней и чего  не хватает.