В РОССИИ ПРОИЗОШЛО ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ – ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОЗВОНКА НА ВИДЕОТЕЛЕФОНЕ
Кризис ударил по рынку бытовой техники и электроники очень сильно: процветающий и динамичный, этот рынок только за 2009 год рухнул более чем на треть. Из крупнейших игроков здесь остались, фактически только три сети, в том числе М.Видео. Президент М.Видео Александр Тынкован оптимистично заверяет, что с апреля нынешнего года продажи вновь стали показывать положительную динамику. Одна из главных причин – технологические новинки, новые виды коммуникации. Чтобы оценить некоторые из них Тынкован предложил взять у него интервью с помощью функции face time (видеозвонка) на новом IPhone 4.
ВИДЕОТЕЛЕФОН СКОРО СТАНЕТ ОБЫДЕННОСТЬЮ
– И все же почему вы выбрали такой оригинальный способ для общения, через видеозвонок?
– Мы с вами присутствуем при историческом событии: это первое интервью с помощью видеозвонка на видеотелефоне. Когда-то об этом писали фантасты, а теперь это превращается в будни. Думаю, что такого еще не было, и мы – первые. Конечно, аналогичную возможность предоставляет Skype, но это все же приложение, установленное на компьютере. А в нашем случае видеозвонок именно на телефоне. Можно его держать в руках, видеть лицо собеседника, его эмоции, а вот, если хотите, можете увидеть и мой кабинет – он довольно лаконичный.
– Армия фанатов продукции Apple все ширится, вы тоже к ним, получается, примкнули?
– Не совсем так. Я являюсь поклонником всех новых технологий, последнее время мы тестируем и наблюдаем гугловский Android на HTC. Технологии сейчас стали настолько интересными и быстро развивающимися, что и сама наша жизнь будет благодаря им стремительно меняться в лучшую сторону.
– Такими темпами скоро и телевидение пересядет на видеотелефоны...
– Не думаю: все же качество картинки не потянет для эфира.
– Но разве сейчас скорость не важнее качества?
– Безусловно, оперативность имеет все большее значение по сравнению с качеством. Но это только в том, что касается информации. А вот требования к качеству самого контента только растут. У нас сейчас просто бум спроса на устройства, позволяющие давать цифровой сигнал. Я неоднократно слышал и от покупателей, и от своих друзей о том, какая все же большая разница между обычным вещанием и HD: тот же чемпионат мира по футболу многие смотрят ради картинки, когда на экране видна каждая травинка и как капли воды разлетаются от мяча. И спрос на контент хорошего качества увеличивается. Потратить полтора часа своего времени на просмотр фильма в обычном формате или с разрешением высокой четкости – это два разных удовольствия.
МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ОТКРЫТИЕ ГРАНИЦ
– А что бы вы сказали о том, что теперь в России появилась возможность покупать через интернет на западных сайтах товары стоимостью до 1000 евро без уплаты таможенной пошлины? Как вам теперь конкурировать с западными интернет-продавцами, особенно, учитывая разницу в цене на аналогичные товары?
– То, о чем вы говорите, – это только часть большого процесса по упрощению доступа к таким ресурсам, как ebay или amazon. Мы сейчас только стоим на пороге новой коммуникационной модели поведения. Наша жизнь и так за последнее время очень сильно изменилась, но буквально в течение года–двух последуют принципиальные изменения благодаря новой коммуникационной платформе, которую дает интернет.
Мы все уже привыкли, что тот же прогноз погоды можно узнать одним нажатием кнопки. При выборе устройства сейчас 80 процентов покупателей сначала заходят в интернет, а не в магазин, – чтобы посмотреть модели, сравнить их с аналогами, посмотреть отзывы, сделать сравнительную таблицу по характеристикам, и только потом уже они что-то покупают в сети или магазине.
Возвращаясь к вашему вопросу. Есть принципиальный момент для такой категории, как электроника. По нашим наблюдениям, недорогие товары товары стоимостью 5000–8000 рублей люди готовы покупать через интернет, как говорится, не глядя. То, что дороже, сейчас все же предпочитают покупать в обычных магазинах. Причина этому очень простая: при таких приобретениях всегда встает вопрос надежности, гарантии и возможности обмена и возврата. При покупке через тот же ebay, эти вопросы так просто не урегулировать, те, кто решаются на такие покупки, отдают себе отчет, что их приобретение в случае, если окажется, что товар не подойдет им по цвету, размеру, функционалу или не впишется в интерьер, скорее всего, так и останется с ними.
Мы полностью поддерживаем подобное открытие границ, и считаю, что это расширение горизонтов и улучшение качества жизни. Мы в М.Видео будем двигать новые коммуникационные платформы и продвигать свои услуги точно так же, как и раньше. С одним существенным полезным добавлением для клиентов: мы будем предлагать эти товары с дополнительными сервисами. Будем их доставлять или, к примеру, помогать на месте определиться с необходимыми дополнительными устройствами. Скажем, был выбран телевизор, прямо в магазине под него можно подобрать, к примеру, blu-ray-плеер или жесткий диск, или мы даже поможем создать на базе телевизора медиацентр. Такие сложные комбинации удобнее создавать в магазине. И еще один момент: мы сейчас предлагаем расширенный срок по возврату и обмену товара. По закону, на это отводится 14 дней, мы же даем 30. По большому счету клиент получает доступ к тест-драйву. Купил–посмотрел–обменял.
Что такое возможность беспошлинной покупки на ebay и прочих западных сайтах? Это всего лишь один из дополнительных каналов для совершения покупок. Причем, для довольно ограниченного круга стандартизованных товаров. Вопрос – как будет обеспечена поддержка этих покупок? Если телефон был выпущен для Великобритании, то как его здесь обслуживать? У нас это делается сотовыми операторами и ритейлерами, и не думаю, что так просто они будут готовы заниматься сервисом для всего подряд.
Ну хорошо, IPhone – универсальное устройство, но ведь многие другие этим качеством не отличаются. Для разных рынков производители делают разный вольтаж, разный диапазон приема сигналов. К примеру, у нас не всегда хорошо показывают телевизоры, купленные в Эмиратах или ряде других стран Азии. Диапазон частот SECAM там узкий, плюс к этому антенна еще не всегда бывает идеальной, и, в результате, – плохая картинка на телевизоре. Телевизоры же, произведенные в России и для России, обладают уверенным приемом.
ЗАРАБАТЫВАТЬ НА КОНТЕНТЕ И НА ТРАФИКЕ
– Вокруг продуктов Apple столько разговоров, скажите, пожалуйста, а сумели ли те же IPhone занять сколько-нибудь значимую долю на рынке?
– Нет, они остаются достаточно нишевым товаром. Это связано с политикой самой Apple. Как вы, наверное, знаете, их бизнес-модель – зарабатывать на контенте и на трафике. Так это работает в Америке и Японии. России такая схема не подходит, у нас нет системы предоплаченных контрактов или обязательств по контрактам. У нас человек может сменить оператора в любую секунду, и его нельзя никаким образом обязать следовать контракту. Apple же либо продает технику дешево и зарабатывает на трафике, либо продает дорогие телефоны и зарабатывает уже только на этом. У нас как раз последний случай. Поэтому у нас IPhone – это роскошь.
Я считаю, что любые технологии должны быть открытыми и демократичными. Если будет монополизация Apple рынка этих услуг – это тоже не очень хорошо. Не всегда при этом будет оптимальным соотношение качества и цены. В интересах потребителей – чтобы развивались различные технологии. Почему я и сказал в начале разговора, что мы сейчас поддерживаем Android. В свое время мир объединил Skype, он позволил людям общаться, youtube дал возможность всему миру обмениваться идеями или событиями. Поэтому я жду и приветствую, что в будущем будут появляться и другие платформы, которые обеспечат хорошую коммуникацию.
НАСТРОЕНИЯ НА РЫНКЕ ПОЗИТИВНЫЕ
– Новые технологии – это прекрасно, но насколько они способны вытянуть наш рынок, ведь он попросту обрушился в прошлом году? Да и по итогам первого квартала 2010 года оказался в еще большем минусе, нежели годом ранее.
– Сейчас настроения исключительно позитивные. Во-первых, второй квартал – в плюсе уже у всех игроков, я бы сказал, что показатели практически на уровне 2008 года. Мы же в целом зависим от настроения самих покупателей, и по нашим наблюдениям, оно хорошее. Нет ажиотажа и потребительского бума 2007 года, но динамика уверенно позитивная. В конце концов, нам жара помогает.
– Неужели бум продаж кондиционеров?
– Нет, даже в периоды пика их продаж их доля не превышала 10 процентов. Просто нынешнему потребителю летом нужно не так много, все недорого, и настроение поэтому у всех позитивное. Это зимой все уныло и угрюмо, бюджеты большие: счета за отопление, электроэнергию – это все довольно тяжело воспринимается. А если серьезно, то экономические показатели вполне обнадеживающие: Россия нигде в принципе не провалилась, финансовая система надежная, цена на нефть держится, колебания курсов валют стали вполне понятными. Бизнес снова начал делать шаги к развитию. Конечно, оно будет происходить с некоторым запаздыванием, потому что год был потерян, но все же это не топтание на месте, а стабильный рост. И если подобные потребительские настроения сохранятся, то вторая половина 2010 года будет для нас очень оживленной.
ТЕХНОЛОГИЯ 3D СТАЛА ЛОКОМОТИВОМ ПРОДАЖ
– Какие категории в лидерах продаж?
– Как раз все, что касается коммуникаций: ноутбуки, нетбуки. Очень перспективны новые телевизоры с 3D. Смотрели в кинотеатрах? А теперь все это возможно дома, прямо перед вами. Эфирные каналы, правда, в таком формате не вещают, но цифровое телевидение для просмотра в 3D открыто. Эта технология, по сути, стала локомотивом продаж.
– Раз у нас сегодня разговор так или иначе крутится вокруг Apple, скажите, пожалуйста, когда ждать официальных продаж iPad в России?
– У Apple в продажах сложилась определенная политика. Мы для них страна третьего приоритета. Первый кластер для них – тут все понятно – США, Европа и Япония, второй – Австралия, Канада, Гонконг, Новая Зеландия, а мы – третий. У них уже сейчас большой дефицит по всему меру. А по нашей стране они еще и решения не приняли. Переговоры идут, все ждут, что вот-вот это случится. Вот как они "нажмут кнопку", будет выпущен релиз и все об этом узнают, тогда ровно через месяц IPad появится и у нас. Сегодня "кнопка не нажата", значит, в начале августа их еще у нас не будет.
– А М.Видео насколько крупный продавец техники Apple?
– Я уверен, что мы занимаем первую позицию суммарно по всем продуктам в своем сегменте. Это связано с тем, что наши клиенты – среднего и выше среднего уровня, соответственно, они покупают более дорогие продукты, так как Apple у нас позиционирован именно как дорогой. Шутка ли, IPhone 3GS 32 ГБ до сих пор на рынке стоит около 30 тысяч рублей.
– Но может, тут дело еще и в восстановлении потребительского кредитования?
– Да, мы смотрим за продажами техники в кредит, и они только растут. С кредитованием получилось еще так, что к лету 2010 года большинство заемщиков как раз по кредитам рассчитались и готовы снова занимать.
БЫСТРЕЕ НАРАСТИТЬ СЕТЬ
– А вы не опасаетесь, что ваш конкурент "Эльдорадо" за счет того, что у них в акционерах есть финансовая структура, сможет быстро нарастить продажи за счет кредитования?
– У нас традиционно доля продаж техники в кредит была самой низкой на рынке, в пределах 15–20 процентов – это определено нашей целевой аудиторией. У наших клиентов есть деньги, у них есть 20 000 рублей, чтобы купить стиральную машину, а это, замечу, дорогая машина. Им не нужно тратить кучу времени на оформление горы бумаг, им лучше сразу заплатить, чем потом каждый месяц помнить о платежах.
Сейчас мы уже достигли докризисного уровня продаж в кредит, хотя я считаю, что есть возможность еще немного его увеличить. У нас четыре банка-партнера, у всех разные продукты, технологии. И они позволяют еще больше продавать нашим клиентам.
– Проблемы других игроков, уход "МИРа" что-то вам дали? Будете занимать их площадки?
– Конечно, практически за один 2009 год мы удвоили свою рыночную долю. Рынок упал на 30–40 процентов, а мы выросли на 3 процента. Подтвердив тезис, что кризис – идеальное время для сильных компаний. Мы получили очень хороший потенциал в 2009 году, и наша задача – его удержать и развить.
Благодаря тому, что рынок лихорадило, сейчас есть возможность быстрее нарастить сеть, в 2010 году мы планируем открыть 30 магазинов. Это будут и бывшие площадки "МИРа", и других сетей. Как вы видите, сформировалась большая тройка игроков: М.Видео, "Эльдорадо" и MediaMarkt, которая готова использовать возможности растущего рынка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.