КОМПАНИЯ SOLLERS, ИМЕЮЩАЯ ДВА АВТОЗАВОДА В ТАТАРСТАНЕ, ПОНЕСЛА ГИГАНТСКИЕ ПОТЕРИ В 2009 ГОДУ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИЗ-ЗА ВЫПЛАТ ПО КРЕДИТАМ 

Вчера стали известны размеры убытков, которые понес в кризисном 2009 году российский автопроизводитель Sollers, значительная часть бизнеса которого сосредоточена в Набережных Челнах и Елабуге. Убытки компании за год выросли в 13 (!) раз и составили 5 млрд. рублей. Что почти в два раза превышает убытки того же КАМАЗа.

ОТКУДА МИНУС?

Финансовый результат Sollers за 2009 год по МСФО выглядит крайне негативным: убытки компании составили 5 млрд. рублей при выручке в 34,7 млрд. рублей. Для сравнения: сосед Sollers КАМАЗ в 2009 году получил убыток в 2,6 млрд. рублей при выручке 60,8 млрд.

Главной причиной убытков Sollers аналитики называют большие расходы по обслуживанию кредитов – они составили $99 млн., то есть, с учетом колебаний курса валют, 2,8-3 млрд. рублей. Еще $33 млн. Sollers потерял на курсовой разнице, сообщается в отчете.

В кризис Sollers пережил буквально катастрофическое падение продаж. Реализации машин снизилась в полтора раза до 59 тыс. автомобилей, продажи двигателей Заволжского моторного завода, принадлежащего компании, упали на 75% - до 52,2 тыс. штук. Фактически заводы Sollers первую половину 2009 года стояли.

Ситуация была близка к катастрофической. В начале 2009 года долги компании достигли $740 млн. и превысили рыночную капитализацию в восемь (!) раз. Стоит отметить, что в 2009 году Вадиму Швецову - основному владельцу компании, не удалось снизить кредитную нагрузку: на конец года у него были долги в размере $767 млн. Хотя при этом удалось уменьшить процентные ставки по ним. В 2009 году они составляли в среднем 17%, сейчас – после ряда процедур реструктуризации - 11,5%. Напомним, что основными кредиторами компании являются государственные Сбербанк и ВТБ.

ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА?

Несмотря на тяжелое положение, в 2009 году Sollers не раз был источником, казалось бы, позитивных новостей. Так, компания получила кредиты под госгарантии на создание нового производства на Дальнем Востоке, у нее массированно закупали машины для своих нужд госструктуры Татарстана. Видимо, только господдержка помогла Швецову удержать Sollers от худшего варианта развития событий. А начало этого года принесло намеки на оживление продаж на авторынке РФ - и вот уже Sollers строит новые амбициозные планы.

Можно вспомнить, как в феврале 2010 года было с большой помпой объявлено, что Fiat и Sollers готовятся создать СП в Челнах общей стоимостью 2,4 млрд. евро с объемом продаж 420 тыс. автомобилей в год к 2016 году. Учитывая невысокую популярность Fiat в России, успех такого проекта вызывает массу вопросов, но, во всяком случае, Швецову удалось пока заручиться поддержкой на самом высоком уровне – к этим планам проявлял большое внимание российский премьер Владимир Путин.

Уже в этом году Sollers рассчитывает на рост выручки в 1,5 раза в 2010 году за счет восстановления авторынка. Компания также хочет выйти на показатель EBITDA в размере минимум $100 млн., сообщает slon.ru. В 2011 году Sollers намерен удвоить EBITDA до $185 – $215 млн.

Как видим, планы у  Швецова еще более амбициозные, чем до кризиса. В этом году он планирует направить $130 млн. на производство штампованных деталей кузова, продолжение строительства завода на Дальнем Востоке и развитие программы Fiat Ducato. Интересная деталь – в компании утверждают, что основным источником финансирования инвестпрограммы будут оборотные средства. При этом ее представители утверждают, что не будут привлекать новых кредитов. Однако, поверить в это довольно сложно, исходя из размеров выручки компании. Похоже, что Швецов еще раз рискнет сыграть в игру в бурное развитие на чужие деньги…

Ринат Билалов,
Арслан Минвалеев
 

 

Комментарий 

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" 
 
- Такие показатели работы компании, безусловно обусловлены кризисом и резким падением продаж автомобилей в 2009 году, что было зафиксировано у всех производителей. Тем не менее, показатели компании всё равно лучше показателей многих других компаний за 2009 год. Так у АвтоВАЗа чистый убыток за 2009 года может составить порядка 38 млрд. рублей. Снижение выручки Sollers также обусловлено падением продаж автомобилей. Поэтому если сравнивать эти данные с докризисными, то их, безусловно, нельзя назвать успешными, но по сравнению с показателями других компаний, эти цифры вполне удовлетворительны. 
Несмотря на имеющуюся долговую нагрузку, компания успешно справляется с ней. Она гасит свои кредиты, обслуживает процентные выплаты и публичный долг. Кредиторы компании соглашаются реструктурировать её задолженности, продажи автомобилей понемногу растут, что способствует увеличению выручки компании, поэтому имеющаяся долговая нагрузка не окажет существенного влияния на текущую и будущую производственную деятельность компании.

Справка 

ОАО "Соллерс" выпускает внедорожники, легковые и легкие коммерческие автомобили под брэндами УАЗ, Fiat, SsangYong, Isuzu в Татарстане, Ульяновской области и на Дальнем Востоке. Более 60% акций компании принадлежит бизнесмену Вадиму Швецову. 
Итальянский автоконцерн Fiat и "Соллерс" готовятся создать СП в РФ общей стоимостью 2,4 миллиарда евро с объемом продаж 420 000 автомобилей в год к 2016 году. 
В 2010 году "Соллерс" планирует выпустить минимум 50 000 автомобилей УАЗ, 16 000 Fiat Ducato, 12 000 SsangYong и 2500 Isuzu