РИТЭЙЛЕР ОСПОРИТ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПРАВА НА РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СВОЕЙ СЕТИ "ПЯТЕРОЧКА+"

Х5 Retail Group N.V. не будет переименовать свои магазины "Пятерочка+" в Татарстане, как того требует решение Арбитражного суда РТ, а пройдет все судебные инстанции. Главное -- не на родине своего франчайзи "Ак Барс торга". Такое заявление сделал директор филиала "Приволжский" компании Радик Ибрагимов. Причина борьбы за брэнд "Пятерочки" кроется в привлекательности формата дискаунтер, который стал спасительным кругом для ритейлеров в период кризиса и является на сегодняшний день самым перспективным на розничном рынке России.  

ВЧЕРА ПАРТНЕРЫ, СЕГОДНЯ  – КОНКУРЕНТЫ 

Арбитражный суд  РТ 25 мая подтвердил решение УФАС, которое запретило Х5 Retail Group использовать свой брэнд "Пятерочка" в Татарстане до 2014 года – пока не истечет контракт компании с "дочкой" Ак Барс холдинга – ООО "Ак Барс торг". Договор концессии с владельцем созданной в 1999 году марки "Пятерочка" – питерским Агроторгом – Ак Барс заключил еще в 2004 году. Тогда же пара десятков бело-зеленых супермаркетов "Ак Барс" в Татарстане были переименованы в "Пятерочку". В мае 2005 года Агроторг сделал огромный рывок, успешно разместив акции на Лондонской фондовой бирже, и сумев привлечь $600 млн. на дальнейшее развитие сети. А в 2006 году удачливая Пятерочка слилась с сетью гипермаркетов "Перекресток" (за которой стоит Альфа-групп). И все это превратилось в холдинг X5 Retail Group - монстра ритэйл-индустрии России и абсолютного лидера отрасли по объему продаж.  

Конфликт между партнерами разных весовых категорий начался летом 2009 года, когда X5 Retail Group начал развивать в Татарстане собственную сеть под названием "Пятерочка +". Это была вроде как Пятерочка и все же не Пятерочка!

Естественно, уязвленный в лучших чувствах Ак Барс торг, столкнувшись с такой хитростью старых новых партеров, пожаловался на компанию в управление федеральной антимонопольной службы по РТ - за неправомерное использование товарного знака "Пятерочка" в республике. В декабре прошлого года УФАС признало Агроторг (именно эта компания управляет сетью в рамках группы Х5) нарушившим закон "О защите конкуренции", наложило на ритэйлера штраф 10,6 млн. рублей и выдало предписание прекратить использование наименования "Пятерочка+" на период действия договора коммерческой концессии с Ак Барс торгом. Кроме того, до 1 апреля 2010 года Агроторгу было предписано снять вывески со всех своих дискаунтеров в Татарстане. Х5 в свою очередь обратилась в Арбитражный суд РТ с иском, оспаривающим это решение УФАС. Но 25 мая 2010 года суд иск Агроторга отклонил, оставив решение УФАС без изменения. 

- Решение суда нас, честно говоря, не обрадовало. Агроторг является законным правообладателем товарного знака "Пятерочка". И в договоре концессии, заключенным с Ак Барс торгом нет ни одного пункта, который запрещал бы нам самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью на территории Татарстана. Так что решение суда мы, естественно, будем обжаловать в апелляционной инстанции, - сообщил Ибрагимов. 

ФОРМАТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 

За шесть лет концессии лицензиат открыл 77 магазинов в республике. Причем, в этом году Ак Барс торг заметно ускорился. Как сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель директора по общим вопросам Ак Барс торга Эдгар Сардар, в планах компании открывать по два новых магазина в месяц. С целью расширения сети в марте компания купила несколько объектов у татарстанской продуктовой сети "Смак". 

Собственные магазины под вывеской "Пятерочка+" Х5 начала открывать в 2009 году. Сейчас их 29: двадцать семь в Казани, два – в Зеленодольске. По словам Ибрагимова, компания будет развивать формат дискаунтера, "который хорошо показал себя в тяжелый период". До конца 2010 года компания планирует увеличить сеть "Пятерочек +" до 40 магазинов. 

Разумеется, X5 неспроста развернула борьбу за право использовать свой раскрученный брэнд в формате дискаунтера. Итоги прошлого месяца еще раз подтвердили его перспективность. По данным агентства INFOLine, количество магазинов в этом формате в России по состоянию на 1 мая 2010 года составило более 8697, а их общая торговая площадь - более 3072 тыс. кв. метров. Следует отметить, что это почти половина от общей совокупной площади магазинов Топ-70 розничных ритэйлеров страны (6830 тыс. кв. метров). 

- Дискаунтер продолжит оставаться ключевым форматом для российских ритэйлеров по крайней мере до конца 2010 года, - высказал порталу "В кризис.ру" свой прогноз директор компании "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров

Тем временем, между Пятерочкой и Пятерочкой + есть некоторые различия. Если первая сеть позиционируется как "жесткий" дискаунтер, то вторая придерживается "мягкого" формата. Основная разница между этими суб-форматами в оформлении торгового зала, ассортименте и маркетинговой политике. У "жесткого" дискаунта оформление предельно простое, здесь работает минимум обслуживающего персонала. В "мягком" дискаунтере оформлению помещения уделяется больше внимания. "Мягкий" дискаунтер предлагает 1100 и более наименований против 700-900 "жесткого". В "жестком" дискаунтере, в отличие от "мягкого", не тратят на рекламу, не проводят распродаж.  Но все это, как говорится, нюансы дела, в которые потребитель вникать вряд ли будет. А скорее будет верить в раскрученный брэнд "Пятерочка"…

Один из возможных  исходов конфликта – поглощение Ак Барс торга московским партнером. Х5 уже выкупила своих франчайзи в Перми (компанию "Кама-Ритэйл") и в Ростове-на-Дону (Агроторг-Ростов). Переговоры о продаже татарстанской сети, как сообщил Ибрагимов, ведутся. Причем, не первый год – этим занимается специальное подразделение компании в Москве. Однако результатов эти переговоры пока не принесли. Надо, конечно, иметь в виду, что торговая сеть "Ак барс торга" принадлежит влиятельному полугосударственному Ак барс холдингу, который фактически контролируется властями РТ. Холдинг не нуждается в кэше, поэтому вряд ли просто так уступит Х5 лакомый кусок бизнеса в республике. 

- Не все магазины "Ак Барс торга" подходят нам по формату и местоположению, - дипломатично сказал Ибрагимов «БИЗНЕС Online» еще в марте. - Франчайзинговый проект в Татарстане довольно успешен, и пока развивается самостоятельно параллельно нашим магазинам. 

«БИЗНЕС Online» будет следить за исходом этого противостояния.

Сергей  Кощеев