МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЧП НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО НА РАБОТУ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ. НО ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ОЦЕНИТЬ

Вчера на Нижнекамской ГЭС произошло ЧП, вызвавшее резонанс федерального масштаба: информагентства сообщили о взрыве в машинном зале станции, двух погибших и десяти пострадавших. Прокуратура вчера возбудила дело по факту  ч. 3 ст. 217 УК РФ ("Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц"). Вечером журналист БИЗНЕС Online получил информацию о происшествии из первых рук - министр энергетики РТ Ильшат Фардиев дал экстренную пресс-конференцию на месте события.

ПОЖАРА НЕ БЫЛО

Поздним вечером – заместитель премьер-министра - министр энергетики РТ пригласил журналистов в диспетчерское управление Нижнекамской ГЭС и рассказал о подробностях происшествия.

"Давать информацию мы не могли, потому что в машинный зал наши специалисты смогли спуститься лишь спустя четыре часа после взрыва. Как только это позволили пожарные и спасатели. Хотя пожара и возгорания как такового не было, был взрыв и сильное задымление. Поэтому, прежде чем давать какую-либо информацию мы должны были сначала сами понять, что произошло", - объяснил министр.

ВИНОВАТА ТРУБА

Журналистов провели в диспетчерский зал ГЭС, где контролируются все режимы работы станции, чтобы те удостоверились, что сбоя в работе ГЭС не было - как работали 14 агрегатов, так они все и работают в заданном режиме. Два агрегата находятся в резерве.

"Потребители аварию не почувствовали никак", – сказал Фардиев. 

По словам вице-премьера, диспетчерское управление станции находится на отметке 65 метров, а ЧП произошло двадцатью двумя метрами ниже, на монтажной площадке на уровне 43 метра. Взрыв, скорее всего, случился из-за разрыва трубы, соединяющей компрессор, фильтры и ресиверы. В результате чего  в помещение станции стала поступать воздушно-масляная смесь, которая, по предварительной информации, воспламенилась из-за искры при включении контактора.

Персонал диспетчерской службы обнаружил облако дыма в машинном отделении турбинного цеха в 14:59 по московскому времени, о чем сразу же было сообщено в пожарную часть №18 при Нижнекамской ГЭС. На место ЧП выехало 45 пожарных и 9 единиц техники. Параллельно с этим, люди, находившиеся в машинном зале и также заметившие облако, начали действовать согласно инструкциям - готовить пожарные рукава. Но в 15:08 произошел взрыв, за которым последовало задымление. Взрывная волна была такой силы, что вырвала ремонтные люки. В результате на месте погиб начальник турбинного цеха - 47-летний Юрий Константинович Харчев. Чуть позже погиб 37-летний начальник караула пожарной части №18 при Нижнекамской ГЭС – капитан Александр Нилов. Из-за сильного задымления он, когда обследовал территорию, не увидел люк и упал с большой высоты. От полученных травм пожарный скончался в БСМП. У остальных десяти пострадавших при взрыве людей травмы разной степени тяжести – переломы, сотрясение мозга, отравление угарным газом, ушибы, рваные раны, гематомы… Все они были  срочно доставлены в БСМП Набережных Челнов.  Среди них работники гидроэлектростанции, двое пожарных  и специалисты подрядных организаций.    По факту гибели двух человек в результате ЧП следственные органы Татарстана возбудили уголовное дело по части 3 статьи 217 УК РФ "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц".                                                                                                                         

ЗА 30 ЛЕТ ТАКИХ СЛУЧАЕВ НЕ БЫЛО

Сам Ильшат Фардиев в момент аварии находился в Нижнекамске, но после того, как получил известие о ЧП, сразу же прибыл на место аварии и руководил действиями своих подчиненных.  В настоящий момент создана специальная комиссия, которая уже занимается расследованием произошедшего и, по словам вице-премьера,  в установленные сроки сообщит о своих выводах. Скорее всего, расследование причин инцидента займет от двух недель до нескольких месяцев. Но как только результаты будут озвучены, они сразу же будут распространены на всю энергосистему России, чтобы избежать подобных эксцессов впредь.

Вместе с тем, специалисты отмечают, что подобных случаев, связанных с работой компрессорной установки за все тридцать лет работы станции, еще не случалось ни разу. Ильшат Фардиев категорически отмел версию о том, что, якобы, на станции велись какие-либо ремонтные работы – "ремонтных работ на станции не проводилось, так как идет паводок и в это время года все ремонтные работы просто запрещены".                                                                                                                                                                                                          

Первые выводы, которые можно сделать после аварии - большого материального ущерба взрыв на станции не принес - повреждений конструкций, здания ГЭС, вывода из строя агрегатов станции не произошло. Из четырех компрессоров используемых на станции для внутренних нужд, три в рабочем состоянии, работа по четвертому уже ведется – сказал министр. Главная потеря - это человеческие жизни. Сумму оказанной материальной помощи семьям погибших и пострадавших вице-премьер обещал огласить сегодня.

Асхат Идиятуллин

 

Список пострадавших:

1. Газетдинов Дамир, 1985 г.р.

2. Завьялов Андрей, 1965 г.р.

3. Королев Николай, 1971 г.р.

4. Латыпов Рустэм, 1989 г.р.

5. Минибаев Ильсур, 1971 г.р.

6. Мифтахов Нияз, 1977 г.р.

7. Ремыга Сергей, 1977 г.р.

8. Фаттахов Радик, 1965 г.р.

9. Юсупов Ринат, 1966 г.р.

10. Мардиханов Марат, 1976 г.р.

 

 Справка

Нижнекамская ГЭС входит в ОАО "Генерирующая компания". Проектная мощность Нижнекамской ГЭС — 1248 МВт, среднегодовая выработка — 2,67 млрд кВт·ч. Выйти на проектную мощность станции с заполнением водохранилища до отметки 68 метров планировалось в 1990 году. Однако строительство ГЭС привело к массовым протестам экологических организаций. В итоге в апреле 1990 года Верховный Совет Татарстана, а следом в сентябре того же года Верховный Совет Башкортостана были вынуждены принять решение о сохранении уровня водохранилища на отметке 62 метра. В 2001 Госсовет Татарстана принял постановление о признании утратившим силу постановления Верховного Совета ТАССР от 1990 года. В том же году правительства Татарстана, Башкортостана, а в 2002 году к ним присоединилось и руководство Удмуртии подписали соглашение о повышении отметки Нижнекамского водохранилища до 63,3-63,5 метра.