НАЗНАЧЕНИЕ РЕКТОРА: ЭТО СТАНОВИТСЯ ОБЫЧНОЙ ПРАКТИКОЙ

Миркасым Усманов - профессор Казанского университета:

- Сегодня нет нормальных выборов. Даже президента у нас выбирает один человек. Поэтому назначение человека, который не работал в последние годы в вузе, имеет много примеров в нашей жизни. Например, чего стоит назначение казанца Камиля Исхакова полпредом на Дальний Восток, как будто он знает проблемы региона. Или перевод Хлопонина из Сибири на Северный Кавказ. На фоне общих событий назначение ректора становится обычной практикой.

Речь идет о принципе, а не о личности ректора. Я не ее обсуждаю. Просто у нас становится нормальным назначать без учета мнения населения или коллектива. Выборы ушли из действительности нашей жизни.

Рафаэль Хакимов - директор института истории Академии наук РТ:

- Меня переполняют эмоции. С Гафуровым мы работали еще с 1000-летия Елабуги. Археологи и историки  работают во многих регионах, но не все могут извлечь пользу. Гафуров выжал из наших исследований максимум выгоды. В итоге он поставил Елабугу на ноги. Вообще, он человек конструктивный.

Но, если честно, то я ему не завидую. Ему после Елабуги предстоит поднимать университет. Вы давно были в университете? Видели, в каком состоянии 2-й корпус, корпус физфака? У нас в институте работает всего 130 человек, но содержание даже такого здания – для нас страшная головная боль.

Сейчас у Ильшата Гафурова будет проблема, где найти деньги. Думаю, что выпускники подключатся к работе над университетом. Знаю, что хотят подключиться первый вице-спикер Госдумы России Олег Морозов, заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин. У института истории также есть предварительные договоренности о том, кто будет участвовать в этой работе. 

Противники назначения Гафурова были, но не в федеральном центре, а в университетской среде. В университете не приемлют людей со стороны. Здесь принято назначать из своих. Это университетская традиция.

Василий Лихачев - зам. министра юстиции России по международным делам и международному праву:

- По моим наблюдениям со стороны, Ильшат Гафуров за последние годы сильно вырос, как администратор. Думаю, он сохранил и свои гуманитарные, человеческие качества. Это человек, по моим суждениям, современный, который ориентируется на запросы общества. Конечно, сфера высшей школы и научно-исследовательская – это для него новый участок. Но полагаю, что – с помощью коллектива нашего родного университета, многофункционального, многоопытного, – новый ректор справится со своей очень ответственной работой.

Думаю, что в университете по-разному отнеслись к этому назначению. Потому что Казанский университет имеет свой характер, свое собственное видение, свою политическую волю. Поэтому человеку, который пришел на высокий – исторически высокий – пост ректора, будет очень и очень непросто. И ему нужна всемерная помощь и поддержка.

Самое первое, что я ему пожелаю, – очень хорошо познакомиться с коллективом. Да, Ильшат учился на физфаке университета, но с того времени уже прошел достаточно длительный период. Поэтому восстановление прежних коммуникаций, и чтобы это была улица с двухсторонним движением, мне представляется сегодня самым важным. 

Второе мое пожелание – вернуться к истории Казанского университета и вспомнить, что  во все времена он был одним из главных источников подготовки умов и развития большой науки. Во времена и царской России, и Советского Союза, и современной Российской Федерации.

Думаю, я мог бы оказывать новому ректору помощь в налаживании международных связей. Тем более что и сегодня научные школы Казанского университета – и естественные, и гуманитарные – сохранили достаточно устойчивое положение в международном образовательном и научном пространстве.

И третье, конечно, я бы новому ректору пожелал очень умно распоряжаться теми средствами и финансами, которые сегодня выделяются университету. Это, действительно, очень приличные деньги. И важно, чтобы финансовая политика, бюджетная политика нового руководства Казанского университета была предельно точной.

Работа на посту ректора, вне всякого сомнения, для Ильшата Гафурова будет интересной. От статуса Казанского университета, от его самочувствия зависит очень многое. И не только в Татарстане, но и в Российской Федерации в целом.

(На вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online", насколько соответствовали действительности слухи о том, что ректором Казанского университета может быть назначен Василий Лихачев, он ответил: "На меня никто официально не выходил, предложений не было сделано – ни по линии министерства образования, ни по линии правительства…Мою кандидатуру рассматривали, начиная с конца прошлого года, или на замещение вакансии в Конституционном суде РФ, или на пост в министерстве юстиции. Президент России распорядился, чтобы я занял пост зам. министра по международным делам и международному праву министерства юстиции РФ).

НОВОЕ ИМЯ: И ДЛЯ ФИЗИКОВ, И ДЛЯ ЛИРИКОВ

Данис Нургалиев - проректор по научной работе и информатизации, доктор геолого-минералогических наук, профессор Казанского университета:

- Новое название нашего университета удовлетворяет нас и удовлетворяет федеральные власти. Была большая проблема: сохранить в этом названии слова "Казанский университет". Потому что он за свою более чем 200-летнюю историю был императорским, потом государственным, вот сейчас федеральный, но все равно оставался и остается Казанским университетом. Так что это очень хорошо, что в новом названии осталось – "Казанский университет". А то, что в скобках стоит – Приволжский – это понятно, это желание федеральных властей. В России нет ни одного федерального университета с обозначением в его названии города – это либо округ, либо регион. Тем более приятно, что у нас остался бренд "Казанский университет".

Стелла Писарева - директор музея истории Казанского университета:

- Никуда не денешься! Раз уж он Приволжский, раз уж федеральный… Но, конечно, нам очень обидно, что название "КГУ" пропало, осталось "КУ" или даже "КПФУ". Хотелось бы, чтобы был КГУ – Казанский государственный университет. Хорошо еще, что в новом названии осталось слово "Казанский". Потому что ПФУ – это было бы вообще ужасно.

Фаина Ратнер - профессор института языка Казанского университета:

-Конечно, мне не нравится новое название Казанского университета. Потому что с точки зрения иностранных языков его и перевести-то никак нельзя. "Приволжский" – ни в одном языке нет такого слова, так не говорят за рубежом. Потому и новое название считаю абсолютно нецелесообразным. Надо было оставить: "Казанский университет", а в скобках поставить "федеральный". Мы за это и боролись. Но нас не очень слушают…

Миркасым Усманов - профессор Казанского университета:

- Во-первых, считаю, что некоторые исправления в названии – это правильное дело. Шаг к истине сделан. Казанский университет известен в мировом масштабе и имеет в своем названии брэнд. Мне приходилось часто участвовать в международных конференциях, и когда говорил, что я из Казанского университета, то у меня в первую очередь спрашивали какие научные достижения в вузе, а уже потом, где находится Казань. На этом фоне название Приволжский федеральный университет было бы неудачным.

С другой стороны, мне кажется, что добавка "Приволжский" в названии является излишней. Начиная с XVIII века, Казань – центр образования и просвещения региона, включающего огромную территорию. Даже существовало понятие Казанский учебный округ. Поэтому лучше не осложнять название Казанский федеральный университет добавкой "Приволжский". Поэтому в практике, думаю, что будет использоваться название Казанский федеральный университет или просто Казанский университет. Слово "Приволжский" станет словесным паразитом и будет использоваться лишь в официальных документах.

Александр Штанин - доцент физфака Казанского университета, экс-депутат парламента РТ:

- В названии остались слова "Казанский университет", и это самое главное. Разве можно забывать историю? Университет, который в 2004 году отметил 200 лет, заслуживает уважительного отношения властей… Которые, уж к слову, значительно моложе нашего любимого вуза. Так что все нормально. И для физиков, и для лириков название будет звучать по-прежнему: Казанский университет. А новые поколения студентов, которые будут заниматься и в историческом главном здании, и в двух высотках, в том числе нашей, физфаковской, наверное, не раз еще повторят вслед за Евгением Евтушенко: "Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет"…

Елена Чернобровкина,
Арслан Минвалеев