ВЫПУТАЕТСЯ  ЛИ РЕСПУБЛИКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗ СЛОЖНОЙ ДОРОЖНО-ФИНАНСОВОЙ ПЕТЛИ? 

Дорожники и транспортники – единственные, не пострадавшие в прошлом году от антикризисного бюджетного секвестра, – подвели в субботу итоги работы за 2009 год. Как выяснилось, даже внушительной суммы в 16 млрд. рублей оказалось недостаточно для латания всех дорожных ям. Перевозчики закончили год в долгах. Строительство казанского метрополитена, равно как и реконструкция аэропорта "Казань", идет черепашьими темпами. 2010 год также преподнес отрасли ряд неприятных "сюрпризов": бюджет РФ заменил безвозмездное субсидирование строительства дорог – на кредит и отменил финансирование строительства метрополитенов в стране. Корреспондент "БИЗНЕС Online" убедился, что теперь и здесь у нас одна надежда – на Универсиаду. 

ПЕРЕВОЗЧИКИ ТАТАРСТАНА - В ЖЕСТОЧАЙШЕМ КРИЗИСЕ

Участие в коллегии приняли премьер-министр РТ Рустам Минниханов, зам. министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, зам. руководителя Ространснадзора Владимир Черток и др. 

- Экономика транспортной  отрасли - в критическом состоянии, - к такому выводу пришел министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов. 

Особенно четко, по его мнению, это наблюдалось  на пассажирском автотранспорте, где  прибыль упала втрое. Ухудшилась ситуация и на городском электротранспорте, а также водном и воздушном. Министр объясняет ситуацию негативными последствиями кризиса, существующей тарифной политикой, изношенностью автопарка, а также деятельностью недобросовестных перевозчиков (от них страдает пассажирский автотранспорт). Сказалось и снижение подвижности населения. Так, автотранспортные предприятия перевезли на 6% пассажиров меньше. Пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился на 16%, (пригородные перевозки – на 25%). Четыре авиакомпании, базирующиеся в РТ (ОАО "Авиакомпания "Татарстан", ОАО "Казанское авиационное предприятие", ООО "Авиакомпания "Тулпар Эйр", ОАО "Бугульминское авиапредприятие"), снизили пассажирооборот на 42%.  

- Но при этом мы наблюдаем, что на сугубо коммерческих "грузовых автоперевозках" прибыль возросла на треть, - отметил министр и призвал руководителей предприятий еще раз поискать незадействованные внутренние резервы.  

ДОРОЖНЫЕ  ДЕНЬГИ ДО СЕЛА НЕ ДОХОДЯТ

Несмотря на то, что общий объем финансирования дорожного хозяйства в республике остался на уровне 2008 года (около 16 млрд. рублей), этих денег все равно не хватает, чтобы залатать все дорожные ямы. Деньги находятся на масштабные проекты, такие, как реконструкция автодороги М-7 "Волга", строительство мостового перехода через Каму или Свияжского мультимодального логистического центра, а вот до села никак не доходят. Емельянов озвучил ужасающие цифры: "Из-за отсутствия автодорог с твердым покрытием треть населенных пунктов республики периодически остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. Для решения проблемы требуется порядка 60 млрд. рублей". 

Отчитался министр  о проведенных антикризисных мерах  во вверенной ему отрасли. Так, сумма экономии по всем фронтам составила 700 млн. рублей. На общественных работах было задействовано более 10,5 тыс. человек. Для транспортных организаций, работающих по "упрощенке", были снижены ставки налога на имущество, но и это не предел. "На уровне Госсовета решен вопрос о введении нулевой ставки по налогу на имущество", - сообщил Емельянов. 

КАЗАНСКОЕ МЕТРО И АЭРОПОРТ: НАДЕЖДЫ ТОЛЬКО НА УНИВЕРСИАДУ

Есть у транспортной сферы и свои "любимые" болевые точки. Например, строительство казанского метрополитена. Решение этой проблемы Москва на протяжении многих лет старается будто не замечать, предоставляя региону самому выпутываться из сложной дорожно-финансовой петли. Так, из 3,5 млрд. рублей, выделенных в прошлом году на "подземку", федеральные средства составили лишь 500 млн. рублей. А с 2010 года бюджет России официально отказался от финансовых вливаний во все метрополитены страны. Однако в связи с предстоящей Универсиадой-2013 затеплилась, пока еще призрачная, но надежда.  

Приехавший на коллегию замминистра транспорта РФ Олег Белозеров признал, что поддержка казанской подземке все-таки нужна и предложил правительству Татарстана обосновать необходимость затрат в рамках программы по подготовке к проведению Универсиады-2013. Как сообщил московский чиновник журналистам после окончания встречи, сейчас для этого готовится необходимый мастер-план, но не смог назвать ни точную сумму предполагаемой поддержки, ни форму, в которой она будет оказана: субсидия или бюджетный кредит. "Пока этот вопрос обсуждается, я на него однозначно ответить не могу, но этот вопрос нужно решать", - сказал Белозеров. 

В планах в этом году сдать в эксплуатацию станцию "Козья слобода". Всего же к студенческим играм планируется построить пять станций: одну в направлении деревни Универсиады, четыре – в сторону Авиастроительного района.  

Опасная неопределенность – с реконструкцией международного аэропорта "Казань" (МАК). В октябре прошлого года строительство терминала-1А (пропускная способность 1,2 млн. пассажиров в год) началось, однако федеральная часть работ (реконструкция плоскостных сооружений МАКа) запланирована на сроки после 2012 года. Ясно, что выполнить их до начала Игр будет невозможно, в связи с чем Емельянов обратился к Белозерову с просьбой передвинуть финансирование на более ранние сроки.  

ДЕБЮТНЫЙ  ВИРАЖ ПОРТНОВА

С первым выступлением на широкую публику вышел назначенный 31 декабря 2009 года новый гендиректор авиакомпании "Татарстан" (АКТ) Валерий Портнов. Руководство министерства, которое в последнее время жестко критиковало деятельность АКТ, отнеслось к его словам весьма благосклонно. Очевидно, сделанный в муках выбор (гендиректора на АКТ не было с марта 2009 года, после ухода Газинура Хайруллина) его пока вполне устраивает. Или новичку просто дают время на вхождение в тему. Так или иначе, Портнов выступил с довольно объемистой речью о деятельности авиакомпании в 2009 году и ее дальнейших планах.  

Он говорил  о том, что 26 марта этого года у авиакомпании истекает срок действия сертификата эксплуатанта, продление которого целиком зависит от итогов финансовой деятельности. Суммы убытков АКТ за прошлый год, однако, называть не стал. 

- Для стабилизации финансового состояния предприятия в настоящее время при поддержке правительства Республики Татарстан и стратегического инвестора проводится активная работа по реструктуризации образовавшейся задолженности. На предприятии принята и реализуется программа сокращения издержек, - заявил он. 

Позднее, комментируя  ситуацию журналистам, Портнов объяснил, что сейчас основной и единственный акционер АКТ (минземимущества РТ) проводит капитализацию компании (сумма не разглашается). В марте этого года "Татарстан" планирует провести допэмиссию акций, которая позволит расплатиться с кредиторами (при этом все акции поступят в собственность республики). По его словам, в дальнейшем авиакомпанию ждет еще одна эмиссия, в которой уже предполагается участие инвестора (предположительно, болгарской компании "Химимпорт"). 

УБЕРИТЕ ПОШЛИНЫ – И  МЫ ПОЛЕТИМ!

Портнов рассказал, что в планах авиакомпании на 2010 году - увеличить количество полетов и расширить сеть маршрутов. Это позволит перевезти по всем видам воздушных линий 690 тыс. пассажиров, при этом увеличив выручку от продаж до 3,5 млрд. рублей. В расписании авиакомпании увеличится количество выполняемых рейсов на Худжанд, Тель-Авив, Душанбе, добавятся новые рейсы в Прагу, Пермь, Анапу, расширится чартерная программа в Турцию, Арабские Эмираты, Грецию, Испанию и горячо любимую инвестором авиакомпании Болгарию. 

Сейчас в парке "Татарстана" - пять Боингов 737. Авиакомпания не раз заявляла, что и впредь будет пополнять авиапарк импортными машинами, но этого почему-то не происходит. "Основным фактором, сдерживающим проведение коренной модернизации парка, является отсутствие гибкого таможенного законодательства, - объяснил Портнов участникам коллегии. - Так, за 2009 год таможенные платежи составляют 26,9 процента (90 млн. 160 тыс. рублей) от общих расходов авиакомпании, связанных с содержанием "Боингов". Глава авиакомпании обратился к Белозерову с просьбой ускорить процесс введения в действия новинок таможенного законодательства, которые дадут возможность отсрочить или рассрочить уплату таможенных пошлин и налогов на ввозимые иностранные воздушные суда. Также он попросил ходатайствовать перед правительством РФ о снижения ставок таможенных пошлин на средне-магистральные самолеты, ввозимые перевозчиками для работы на пассажирских рейсах.

Наталья Голобурдова,
фото автора

Справка

Величина  обязательств предприятий  транспортной отрасли  за 2009 период составила 37 млрд. рублей. В структуре  "кредиторки" 82% приходится на задолженность  перед поставщиками и подрядчиками. Доля просроченных обязательств - 3%. Дебиторская задолженность на 1 декабря составила 26 млрд. рублей (просроченная - 5,6%). В структуре "дебиторки" более 80% (21 млрд. рублей) приходится на задолженность покупателей и заказчиков.

Суммарный вклад транспортной отрасли в ВРП РТ за последние три года составляет 5-6%. 

Справка

В 2009 году общий объем  финансирования дорожного  хозяйства РТ составил 14,3 млрд. рублей, плюс 1,7 млрд. рублей – по дорожным программам прошлых лет. Из федерального бюджета выделено около 4,5 млрд. рублей, из них 86% на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог.

В 2010 году финансирование отрасли предусмотрено в размере 9 млрд. 89 млн. рублей.