"Никогда не хочется, чтобы серьезный кризис пропал впустую", - отметил Рам Эммануэль, глава администрации президента Обамы, во время кредитного кризиса 2008 г. "Это возможность сделать что-то такое, чего вы не могли делать раньше".

Кто-нибудь, позвоните в Белый Дом и попросите отправить Эммануэля на пару недель во Франкфурт! 

Еврозона и ЕЦБ сейчас в поте лица трудятся над проблемой, названной рынками "кризис PIGS" - Португалии, Ирландии, Греции и Испании. Иногда сюда добавляют еще и Италию, но там ситуация с финансами выглядит немного получше.  

Рынок облигаций избрал в качестве главного мальчика для битья Грецию, наказывая ее за то, что она допустила рост дефицита бюджета до отметки 12,7% от ВВП. Однако теперь его внимание переключилось и на других должников еврозоны. Центробанк ищет выход; фондовые и валютные рынки лихорадит.  

Вне всякого сомнения, это - кризис. Однако почему бы ЕЦБ не разглядеть в нем шанс? 

Определенная путаница в вопросе финансовой ответственности присутствует уже с десяток лет, с самого начала существования евро. Сейчас появилась возможность расставить все точки над "и". Отнеситесь к этому кризису правильно - и евро может получить статус доминирующей мировой валюты. Истолкуйте его неверно - и к 2030 г. единственным местом, где вы сможете купить банкноты евро, станет рубрика сувениров на EBay Inc. 

Суть проблемы PIGS предельно проста: они годами влезали в долги в валюте, которая была гораздо сильнее, чем их прежние национальные валюты, вытесненные с приходом евро, а также отличалась значительно более низкой стоимостью кредитов. Теперь наступил срок расплаты по счетам. Для этого им придется либо ввести меры жесткой бюджетной экономии (подвергая свои экономики угрозе сильнейшей рецессии), либо отказаться от использования евро и ввести в обращение новую валюту. В любом случае, перспективы выглядят мрачно. 

И тем не менее, существует трехфазная программа, способная помочь Европе преодолеть этот кризис и обеспечить укрепление евро в долгосрочной перспективе.

Вот как может поступить ЕЦБ при поддержке правительств еврозоны. 

Шаг 1: Проявить характер и отказаться от предложения помощи.  

Рынки облигаций исходят из предположения, что вкладывать деньги в PIGS - это примерно то же самое, что кредитовать США или Японию. В конце концов, Центробанк все равно придет на помощь и напечатает еще денег. А вот и нет! 

Вежливо объясните им, что никто никогда не обещал, что именно так будет работать система евро. Если вы даете в долг Греции или Португалии, хорошенько присмотритесь к их экономикам и решите для себя, сможете ли вы получить здесь выплаты по своим облигациям - с помощью точно таких же мыслительных процессов, которые помогают вам определиться, чьи долговые обязательства лучше приобрести: Volkswagen AG или BP Plc. Ведь Центробанки крайне редко занимаются спасением корпораций, и точно так же они не могут девальвировать свои валюты. Рынок облигаций еврозоны должен начать функционировать как рынок корпоративного долга, где каждый заемщик оценивается по собственным заслугам.  

Шаг 2: Организовать упорядоченный дефолт.  

Страны PIGS попросту не смогут рассчитаться по своим обязательствам. Слишком уж непомерный груз они взвалили на себя: их долги существенно превышают установленный в регионе лимит 3% от ВВП. В Португалии дефицит бюджета составил в 2009 г. 9,3%; в Ирландии - 11,7%; в Испании - 11,4%.  

Если правительства чересчур агрессивно сократят расходы, они нанесут слишком резкий удар по своим экономикам и опрокинут их. Иссякнет поток налоговых поступлений в казну, что еще сильнее усложнит задачу выплаты долга. Их просто затянет в замкнутый круг.  

Если по миру разлилось столько боли, почему бы ее не разделить и держателям облигаций? Различные компании то и дело не выполняют своих долговых обязательств. Так же и страны. Членам PIGS, под руководством ЕЦБ, просто следует объявить о реструктуризации долга. Они могут, к примеру, сообщить о временном приостановлении выплаты процентов, и предложить вернуть держателям облигаций 50% их денег. Именно это и происходит, если какая-то компания оказывается не в состоянии рассчитаться с долгами. И нет никакой причины, по которой государство еврозоны не может поступить аналогичным образом. До тех пор, пока это происходит упорядоченным и контролируемым образом, мы продолжаем управлять ситуацией.  

Шаг 3: Создать мини-МВФ.  

В большинстве регионов мира МВФ зовут на помощь, если страна вляпалась в финансовые проблемы. Фонд организует программу спасения и в процессе ее реализации фактически берет под контроль экономическую политику государства. ЕЦБ следует взять на вооружение эту практику. В случае дефолта Греции или Португалии по бондам, привлечение финансовых ресурсов будет сложной задачей.  

В этой ситуации ЕЦБ, чтобы провести страну сквозь кризис, предоставит ей промежуточный краткосрочный кредит в обмен на обязательство приступить к незамедлительным экономическим реформам, включающим сокращение госрасходов и налогов и возвращение к нормам и принципам, позволяющим экономике возобновить рост. Как показала деятельность МВФ, зачастую принудить государство к радикальным реформам гораздо легче внешней силе, нежели чем доморощенным политикам.  

Государства способны отойти от края финансовой пропасти. Отличное начало было положено Ирландией, сумевшей резко урезать госрасходы, удержав при этом корпоративные налоги на низком уровне. По сути дела, они предпочли перетерпеть недолгую боль ради последующей долгой выгоды, что всегда значительно лучше, чем делать наоборот.  

Когда в 1999 г. юный евро появился на свет, оставался неясным вопрос: кто за кого в ответе в еврозоне, придется ли одним ее членам вытягивать за уши других, и будет ли центр диктовать экономическую политику.

Настало время дать решительный ответ на эти вопросы. 

Еврозона не выживет, если ее члены будут накапливать огромные долги, а потом просить соседей расплатиться за них. И когда это необходимо - ЕЦБ должен прописывать горькое лекарство для экономики. Кризис PIGS - идеальная возможность разобраться с этими двумя условиями. Евро от этого станет лишь сильнее.

(Bloomberg News, Мэтью Линн, 09.02.10)