Эти отрезвляющие прогнозы показывают, что население мира будет продолжать ползти вверх примерно до 2040 года, достигнув своего пика на уровне около 7,6 млрд. человек. (12) Это прирост всего лишь на одну шестую или около того от 6,5 миллиарда, которые планета поддерживает в настоящее время. Затем начнется глобальный коллапс населения, сначала медленный, но ускоряющийся со временем. Мы откатимся к текущему уровню к 2082 году, а затем в следующем столетии население уменьшится до 5 млрд. Это население будет намного старше, чем сегодня.

 

Мальтузианское заблуждение и истоки демографического контроля

 

Первым бомбистом населения современной эпохи был человек, который, по крайней мере, по профессии плохо подходил для этой задачи. Преподобный Томас Мальтус, англиканский священник, в 1798 году предсказал, что к 1890 году... останутся только стоячие места на этой земле.

 

Воображение Мальтуса воспламенила лондонская речь Бенджамина Франклина. Американский эрудит с гордостью объявил своей английский аудитории, что население бывших колоний прирастает по 3 процента в год. Добрый пастор, который воображал себя чем-то вроде математика, знал, что это означало, что население Америки будет удваиваться каждые 23 года или около того. Он задумался об этой безжалостной геометрической прогрессии во время прогулки, которую обычно совершал в английской сельской местности, приходя во все большее беспокойство от ошеломляющих цифр — 2, 4, 8, 16, 32, 64 — которое скоро грядут. Он вообразил города, заполняющиеся людьми, пока каждый доступный укромный уголок и трещина не будут забиты человеческим страданием. И как можно эту грядущую кучу прокормить, задавался он вопросом. Как вырастить достаточно зерна на зеленых полях, мимо которых он проходил, даже если каждый торфяник, живую изгородь и лесочек отдать под культивирование? Лучшее, на что можно было надеяться, — это на арифметическое увеличение поставок продовольствия — 2, 4, 6, 8. Но если люди множатся в геометрической прогрессии, а пища — только в арифметической, то количество число людей неизбежно будет опережать продовольственное снабжение. Возможно, именно эта простота понимания пастора обрела столь сильную власть в его уме. Вскоре умы лучшие, чем его, пали жертвой того же самого заблуждения.

 

Мальтус опубликовал свои умозаключения в 1798 году в трактате под названием "Опыт о принципах народонаселения". Несмотря на научное звучание названия, это был оригинал "демографической бомбы". Он не содержал изображений взрывающегося миропорядка (они будут прибережены для нашей менее благородной эпохи), но как и его современные имитаторы, трактат пробудил большое общественное беспокойство, живописуя картину неизбежной катастрофы, вызванной бесконтрольным ростом количества людей. Такой участи, по утверждению Мальтуса, можно избежать только с помощью непреклонных, даже безжалостных мер. Проблема, как он считал, состояла в том, что смертность в Англии явно снижалась. До появления современных средств санитарии и лекарств каждый год умирали примерно 40 человек из каждой тысячи. Но по мере распространения промышленной революции происходило улучшение жилищных условий и питания бедных слоев населения, а также у государственных властей появились средства, чтобы гарантировать общественное здоровье и санитарные меры. Уровень смертности снизился до 30 человек на тысячу и продолжал снижаться. Мальтус предложил отменить все это:

 

"Все дети, рожденные сверх того, что необходимо, чтобы привести население к желаемому уровню, обязательно должны погибнуть . . . Поэтому. . . мы должны способствовать, а не глупо и тщетно стараться помешать операциям природы в производстве этой смертности; и если мы опасаемся слишком частого посещения ужасной формы голода, мы должны усердно поощрять другие формы разрушения, которые мы заставим использовать природу. Вместо рекомендаций чистоты для бедных, мы должны поощрять обратные привычки. В наших городах мы должны ходить по узким улицам, стесняя все больше людей в дома, и добиваться возвращения чумы. В стране мы должны строить наши села рядом с застойными водоемами, в частности, поощрять поселения во всех болотистых и нездоровых местах. Но прежде всего мы должны отвергать конкретные средства против бушующих болезней, а также сдерживать тех доброжелательных, но глубоко заблуждающихся людей, которые думают, что они служат человечеству, проектируя схемы для тотального искоренения частных беспорядков". (13)

 

Это было странное для члена христианского духовенства, почти дьявольское видение. Были ли его эмоции в ладу с умом? Действительно ли Мальтус носил траур на крещении и праздновал похоронные обряды со специфическим интересом? Его меры контроля численности населения осуждались многими из его собратьев христиан, которые отклонили их как преступление против благотворительности, если не против здравого смысла. Карл Маркс и Фредерик Энгельс тоже отметились, решительно осудив его теории как "открытое объявление войны буржуазии пролетариату" и самого Мальтуса как "бесстыдного подхалима правящих классов, напуганных расцветающим рабочим классом Европы и французской Революцией". (14) Однако его теории были подхвачены членами британского высшего сословия. Сами все более и более бесплодные, они боялись, что бедные становятся слишком плодовитыми, не говоря уже о слишком большом влиянии на выборах и на рынке. Эти мальтузианцы, как станут их называть позже, помогли обеспечить коммерческий успех "Эссе о народонаселении" своего основателя, переизданном не менее шести раз с 1798 по 1826 год. С тех пор истории об ужасах перенаселения имели хороший сбыт.

 

На протяжении всего девятнадцатого века продолжительность жизни возрастала, и улучшалось общее состояние здоровья, но Чарльз Дарвин дал мальтузианцем новый импульс. Бедные не только слишком плодовиты, но и имея всех этих детей, большинство из которых, что еще хуже, в настоящее время выживают, они быстро ухудшают качество населения. Для процветающих и привилегированных, которые оказались в меньшинстве по сравнению с немытыми, это стало "выживанием наиболее приспособленного" в обратном направлении. Эта точка зрения обрела интеллектуальную респектабельность в работах Фрэнсиса Гальтона, двоюродного брата самого Дарвина. В своей книге "Исследование человеческих способностей и их развития" Гальтон придал псевдо-научный лоск тому, что он рассматривал как ухудшение генетического фонда страны. Для борьбы с этой "антигенетической" тенденцией он предложил проводить активную политику "евгеники". Он сам придумал это слово, которое означает "хорошие рождения". Евгеника должна была способствовать появлению "годных" детей и препятствованию появлению "непригодных" с конечной целью конструирования эволюционного восхождения человека.

 

Такие воззрения были с энтузиазмом приняты светскими гуманистами в начале ХХ века, которые (как и в наши дни) были заняты размышлениями о путях улучшения природы человека одновременно с сокращением его популяции. Мальтус стал вдохновителем основательницы Ассоциации планирования семьи Маргарет Сангер, которая также выступала против оказания помощи бедным. Филантропия, писала она, следуя доброму пастору, лишь разводит и воспроизводит "постоянный рост количества дефективных [людей], правонарушителей и членов их семей". (15) При "ужасающих расходах сообщества" такая помощь поддерживает "мертвый груз человеческого мусора". (16)

 

Но если Мальтус в свое время удовлетворялся ожиданием чумы, мора и гниения, чтобы сократить численность человечества (он был против контрацепции и абортов), Сангер, не останавливаясь на полумерах, желала прекратить зачатие "непригодных" детей, поставив это на первое место. Она откровенно заявляла: "Мы не сможем улучшить расу, пока мы сначала не сократим воспроизводство наименее желательных членов". (17) Она надеялась достичь этой цели путем содействия контроля за рождаемостью, а стерилизация была хорошим вариантом для тех, кто не может или не хочет предохраняться. Правительства, по ее мнению, должны принимать участие в обеспечении денежного стимулирования, чтобы принудить "постоянно растущую и многочисленную зависимую безнадзорную и несбалансированную массу" к стерилизации. (18) "Требуйте от правительства сначала сбросить со спины балласт душевнобольных и слабоумных", — призывала она. — "Стерилизации для них является средством и лекарством". (19)

 

Учреждая Американскую лигу контроля над рождаемостью (как сначала называлась Ассоциация планирования семьи), Сангер стремилась претворить свои убеждения в действие. (20) Для обеспечения "ликвидации непригодных" она открыла в Америке клиники по контролю рождаемости, ориентированные на бедных и инвалидов. (21) Поскольку "непригодные" жили и за границей, она распространяла свои евгенические убеждения по всему мире через контроль над численностью населения, который ставил бы евгеническое "качество" выше простого количества населения. (22) Сангер часто сравнивала человечество с садом, который требует надлежащей почвы, удобрений и солнечного света. "Не забывайте о том", — советовала она, — "что вы должны бороться с сорняками". (23)

 

Ее проект привлек внимание тех, кто считал себя "годными", а кто так не считает? В частности, однако, с удовольствием включились в евгенический проект богатые евгенисты тех времен. Цель Сангер, по ее собственным словам, была в том, "чтобы создать расу чистокровных". (24) Хотя она не преуспела в этом предприятии, как не смог этого сделать даже Гитлер более эффектно после нее, ей все же удалось создать довольно стабильный круг богатых сторонников. Такие люди, как Рокфеллер, Дюк, Скайф, Ласкер, Зальцбергер и Дюпон, легко очаровывались аргументами Сангер, потому что гордились тем, что сами являются продуктом высшей "чистой крови". (25) В действительности, большинство из "чистокровных" Сангер не имело больших природных талантов; без случайно унаследованного богатства, они имели бы перспективу оказаться в простом среднем классе.

 

Нацисты предприняли активные меры, чтобы очистить линию крови и улучшить фонд "высшей" арийской расы, которые вышли далеко за рамки всего, что большинство евгенистов представляли себе даже в самые мрачные моменты. Весь евгенический проект пришел в упадок, его сторонники горячо доказывали, что они никогда подразумевали ничего подобного таким вещам, как Дахау, Освенцим, Берген-Бельзен, и т.д. Тем не менее "качество"населения осталось беспокойством сообщества [любителей] контроля над населением и, осторожно замаскированное, со временем возвращается обратно в свой дискурс. Когда в 1954 году Джон Рокфеллер-третий готовил проект Устава Совета по народонаселению, например, он включил пункт, призывающий к поощрению исследований, с тем, чтобы "в каждой социальной и экономической группе родители, чей интеллект, личностные качества и эмоциональная сфера выше среднего уровня, имели тенденцию иметь больше, чем средние семьи". Томас Парран, бывший министр здравоохранения и один из немногих католиков в кругу Рокфеллера, возразил: "Откровенно говоря, сущность этого... вполне могла быть неверно истолкована как нацистская философия высшей расы".(26) Пункт был тихо изъят.

 

Но хотя Рокфеллера и других легко было принудить к молчанию о необходимости переделывать человечество, ужас Холокоста не помешал им открыто говорить о сохраняющейся необходимости сокращать население. После Второй мировой войны США и другие развитые страны направили многих медицинских и гуманитарных работников за рубеж, и эти "доброжелательные, но очень заблуждающиеся люди", как презрительно назвал бы их Мальтус, успешно устранили многие инфекционные заболевания, от которых уже давно страдает развивающийся мир. Хотя рождаемость остается высокой, показатели смертности сокращаются. Население в Латинской Америке, Африке и Азии вступило в период быстрого роста, как и население в Европе и Америке, но несколькими десятилетиями раньше. С помощью Рокфеллера и других людей с большими богатствами, контроль этого роста вскоре встал во главу национальной повестки дня.

 

 

Дилетант и торгаш

 

Рост численности населения, кажется, вызывает нешуточный страх в богатых странах, которые так или иначе ощущают угрозу со стороны бедных в их многочисленности. Как иначе можно объяснить озарение, испытанное Джоном Д. Рокфеллером-третьим, внуком нефтяного магната Джона Д. Рокфеллера и одним из самых богатых людей в мире, когда он обнаружил обедневшие массы людей в развивающемся мире. Дилетант, который никогда нигде постоянно не работал (27), провел в послевоенный период длительное турне по странам Азии и Африки. Он вернулся домой в убеждении, что западные усилия исправить то, что он рассматривал как безудержный прирост населения, должны иметь приоритет над экономическим развитием. (28) Он нашел то, что будет определять его жизнь. Крестьянские общества Азии, Африки и Латинской Америки больше никогда не будут прежними.

 

Однако все попытки Рокфеллера зажечь этой новой страстью своих коллег среди попечителей Фонда Рокфеллера провалилась. Большинство посчитало (и правильно, как покажет история), что западные технологии, в частности американские сельскохозяйственные ноу-хау, позволят народам мира продолжать кормить себя. Они отвергли его спорное предложение по разработке новых методов контроля над рождаемостью и экспорту их в развивающийся мир. Отстраненный от доступа к семейному достоянию, Рокфеллер использовал свои собственные деньги (верный признак истинно уверовавшего), чтобы создать в 1952 году Совет по народонаселению. Совет представлялся и по-прежнему представляется как нейтральная научная организация, но ее цель в сознании Рокфеллера была очевидной — контроль роста мирового населения. Хотя его брат Нельсон был обеспокоен негативными последствиями, которые эта периферийная деятельность может иметь для его собственной политической карьеры, семья в целом поддерживала усилия своего отпрыска, хотя было ли это общим убеждением или просто для того, чтобы помочь ему найти себя, остается неясным. Семейный адвокат высказал мнение: "Мое собственное ощущение, что у него [Рокфеллера-третьего] было время этим заниматься, и что одна из вещей, в которой он более всего нуждается, — это некоторая деятельность, которая займет его полностью пять дней в неделю. Мне кажется, что если он добросовестно поработает над этим год или два, то сможет оставить некий отпечаток в этой проблеме...” (29) На самом деле, он будет работать в качестве президента, а затем председателя Совета по народонаселению следующие четверть века. А что касается оставленного "отпечатка" на человечестве, то он будет значительным.