Камалов.jpg
 

ГЧП И ГОСЗАКУПКИ: ШАНСЫ НА РАЗВИТИЕ

Я считаю что государственно-частное партнерство (ГЧП), как одно из направлений развития для нашего банка – является очень перспективной сферой. Особенно в условиях, когда корпоративное кредитование сжимается, все крупные клиенты «разобраны» или уже закредитованы, а продукты, которыми они интересуются в лучшем случае сводятся к рефинансированию имеющегося портфеля на более выгодных условиях. Однако повсеместно перспективным ГЧП в России пока что не стало.
Недавно мне на глаза попался занимательный рейтинг Центра развития государственно-частного партнерства в РФ, который лишний раз дал повод гордиться нашей республикой – в прошлом году среди всех российских регионов по уровню развития ГЧП Татарстан занял вторую строчку после Санкт-Петербурга,  как отмечается в рейтинге, «благодаря реализации большого количества муниципальных концессий в коммунальной сфере и проектов в отрасли здравоохранения, перешедших в стадию эксплуатации" .
Не спорю, Татарстан традиционно входит в число лидеров среди регионов по числу и стоимости проектов ГЧП, и дело здесь не только в финансовых возможностях Казани – республика, гарантируя успешную реализацию, предлагает инвесторам новые схемы взаимодействия и новые проекты в самых разных отраслях – коммунальная и транспортная инфраструктура, технопарки, особые экономические зоны… Еще в конце 2013 года в Татарстане был создан так называемый реестр объектов инфраструктуры и проектов, в отношении которых мог  бы быть использован механизм ГЧП. В список, как помнится, вошли 360 объектов, а требуемых объем финансирования по ним составлял порядка 75 млрд рублей. Интересно, что муниципалитеты готовы были выделить на эти проекты не более 2 млрд рублей или примерно 2,5% от необходимых средств. Естественно, в условиях кризиса и острого дефицита денег в местных бюджетах о реализации большинства из этих проектов говорить не приходится. Зачтем в плюс стремление и опыт Татарстана, но имеются у системы ГЧП и минусы.
Законодательная база до сих пор не сформирована - нужный для развития рынка законопроект «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации» «завис» в Госдуме РФ. Предполагается, что рассматривать его во втором чтении парламентарии будут в мае этого года. А пока что, даже несмотря на законодательные усилия ряда регионов, можно констатировать, что на рынке отсутствует полный «федеральный» спектр необходимых правовых условий для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты с привлечением частных инвестиций и распределения рисков между государственными (муниципальными) и частными участниками.
В таких условиях у рынка «традиционных» госзакупок для развития шансов несколько больше - законодательная база готова и работает. Перевешивают весы госзакупок еще и потому, что проекты ГЧП – всегда долгосрочные, а бюджетные деньги требуют счет, есть и сроки, в которые они должны быть освоены. Кроме того, механизм ГЧП подразумевает применение возвратных схем проектного финансирования, которые сложнее корпоративного банковского кредитования. Проще говоря, пока сторонам легче и понятнее использовать механизм госзакупок.
«Крест» на ГЧП, безусловно, ставить не стоит - рынок, который сегодня оценивается в 1,5 трлн рублей, несмотря на кризис, будет расти - развитие инфраструктуры никто не отменял, вопрос лишь в источниках финансирования. В цепочку входят и банки, которые понимают, что в основном развитие ГЧП будет происходить в регионах - в прошлом году  общее число проектов ГЧП в РФ выросло в 4,4 раза - сегодня реализуется 595 проектов и 586 из них - на региональном уровне.
Полагаю, что для полноценного, «здорового» развития ГЧП нужно, чтобы вся система госуправления в нашей стране, а не только в отдельно взятых субъектах, которые находятся на верхних строчках рейтингов, адекватно представляла себе плюсы и минусы той или иной схемы и возможности сотрудничества. На сегодня такая система госуправления, которая бы четко понимала систему ГЧП, надо прямо признать, не сформирована.

ГОСЗАКУПКИ: ЧЕМ БАНК МОЖЕТ ПОМОЧЬ БИЗНЕСУ?

Куда большую помощь и вклад в развитие партнерских отношений государства и бизнеса банки могут сегодня внести в рамках системы госзакупок, которая в нашей стране совершенствуется параллельно с формированием механизма ГЧП. Госзакупки чиновников и бизнес больше не пугают, им начинает доверять даже малое предпринимательство, а многие банки считают участие в госзакупках «точкой роста».
Подобной стратегии придерживается и «БТА-Казань» - сегодня банк оказывает все три ключевые услуги для участников торгов: кредит под обеспечение заявки, банковская гарантия на обеспечение исполнения  контракта и кредит на исполнение государственного контракта. Сейчас мы успеваем  рассмотреть заявку и выдать банковскую гарантию в срок до 7 дней что удовлетворяет требованиям всех заказчиков и участников торгов, проводимых по ФЗ № 44.
К слову, и в случае с ГЧП на любом из этапов реализации проекта наряду с кредитованием в качестве альтернативы можно использовать банковские гарантии. Несмотря на то, что круг их применения ограничен, они позволяют минимизировать стоимость обслуживания привлеченных частным партнёром средств.
О тендерном кредитовании на денежное обеспечение заявки на участие в аукционе и на исполнение госконтракта я подробно рассказывал в одной из предыдущих публикаций. Повторюсь лишь, что в условиях кризиса государство и компании с госучастием становятся одними из самых надежных покупателей - покупателями, у которых есть деньги на оплату поставок товаров, работ и услуг.

Гарантии по НДС - уже не темный лес
Подробнее сегодня хочу остановиться на банковских гарантиях для оплаты НДС, бизнес уже задается вопросом, как можно оптимизировать расходы и чем в этом вопросе могут помочь банки?
Прежде всего, напомню, начиная с 1 октября 2013 года банковская гарантия может использоваться для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Это касается случаев предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, предоставления инвестиционного налогового кредита.
С точки зрения бизнеса, этот продукт - удобный способ выйти из большого числа финансовых ограничений, возместить НДС или потребовать возврат сумм, причитающихся по закону. Банковские гарантии для того и созданы, чтобы можно было легко оперировать финансовыми потоками и решать задачи бизнеса. Использование в работе подобных гарантий, во многом сокращает сроки возврата излишне уплаченной суммы налога в бюджет, в среднем до 10 рабочих дней вместо нескольких месяце в рамках камеральной налоговой проверки указанной декларации.
Суть гарантии банка, которая обеспечивает перечисление НДС в пользу бенефициара в том, чтобы обещать налоговой инспекции поступление обязательных сборов от компании – должника, за которого, в случае задержек, банк производит платеж.
При этом, отмечу, что запросить гарантию для возмещения НДС можно не в любом банке - АКБ «БТА-Казань» (ОАО)  входит  в  перечень  банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Реестр банков ведется Министерством финансов РФ на основании сведений, полученных от Центробанка, и регулярно публикуется на официальном сайте ведомства.
Налогоплательщику банковская гарантия возврата НДС позволяет заказать на свой счет деньги, излишне внесенные в качестве налогового сбора. И по гарантии возможно ускоренно возместить НДС, не дожидаясь стандартных проверок инспекции.
В завершение добавлю, что гарантия банка – инструмент надежный и быстрореализуемый. Ее использование позволяет компании на более выгодных условиях построить работу с покупателями и поставщиками: обезопасить себя от недобросовестных контрагентов, увеличить объемы бизнеса при размещении своих предложений одновременно на нескольких электронных площадках, надлежащим образом исполнять свои обязательства по контрактам, не изымая из оборота собственные денежные средства.
Очевидно, что различные формы партнерства бизнеса, государства и банков необходимы для развития экономики - они могут не только вывести предприятие на новый уровень развития, но и снизить нагрузку на бюджеты за счет привлечения частных и банковских средств.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции