РЕЛИГИЕЙ ПОДМЕНЯЮТ ТРАДИЦИИ

Лоу-класс. До 60% населения. Ключевая характеристика — отсутствие образования, невоспитанность, крайне низкие духовные потребности.

Низы очень сильно ориентированы на слепое следование обычаям и верность семье по сицилийскому принципу. Браки заключаются в основном внутрисемейные, между двоюродными сестрами и братьями. Представители лоу-класса не очень религиозны, обладают малыми знаниями, часто подменяя нормы ислама или христианства традициями. Например, они убеждены, что религия якобы диктует им необходимость травмировать половые органы девочек (подробно о женском обрезании я писала здесь). Лоу-класс также объединяет людей с широким разбросом доходов — как богатых, так и тех, кто просто сильно не голодает. «Лоу» тут скорее относится к уровню развития и потребностям, ну и, естественно, в первую очередь к образованию. Для этого класса снимается огромное число ширпотребных дешевых сериалов, записываются примитивные песни-кричалки, которые обожают слушать таксисты и водители тук-туков. Процветает целая массовая культура. Это египетское большинство, в которое входят следующие представители:

 

— Нувориши. Очень богатые люди в последнем поколении, необразованы, сохраняют прежние жизненные приоритеты несмотря на возросший доход, не стремятся дать детям другую судьбу. Бизнес, как правило, не требует специальных знаний. В качестве реального примера: семья владеет определенным количеством строительной техники (как досталась — темная история). Сдают в аренду строительным компаниям подъемные краны, бульдозеры и другие машины. Сыновей подключают к семейному делу: целый день напролет дети торчат на стройплощадке, а один мальчик в 10 лет уже вовсю «водит» подъемный кран. Ни о какой школе и речи нет. Понятно, что у парня одна дорога — это стать продолжателем семейного дела, жениться на своей кузине и таким же образом воспитывать детей на стройплощадке (зато до нее он будет добираться на собственном джипе).

— Профессиональные рабочие в свободном найме (сантехники, электрики, швеи, автомеханики). У рукастого сантехника в Каире заработок может быть больше, чем у университетского преподавателя. Никаких государственных служб (типа коммунальной скорой помощи, как в России) в стране пирамид нет, только частники, поэтому если, простите, прорвало унитаз, то любой обыватель не пожалеет круглой суммы за ремонт, а за небольшую сумму частник и не сдвинется. Однако стабильный доход вовсе не означает, что за сантехника (и даже автомеханика) отдадут дочку преподавателя. Такой мезальянс в Египте категорически исключен. Как правило, ручной профессиональный труд передается детям по наследству — сыновья, достигнув возраста 12 - 13 лет, бросают школу и ходят с папой на работу, чтобы набираться знаний в «школе жизни».

— Мелкие клерки и госслужащие. Бумажная низкооплачиваемая работа «тетки в окошке» тоже не требует высшего образования, и платят на ней, как правило, $50 - 100 в месяц.

— Врачи и учителя государственного сектора. Может, я посягну на святое, но нужно видеть государственные больницы и школы Египта, чтобы понять, что здесь работают в 99% случаев неудачники от профессии. Правда, в Каире есть несколько хороших бюджетных лечебных заведений, да и случаи альтруизма случаются. В основном это те же мелкие госчиновники, которые сидят на своем рабочем месте от безысходности.

— Обслуга: продавцы, кассиры, официанты, отельные работники, помощники по хозяйству, таксисты и т.д.

— Крестьяне.

МОШЕННИКИ НА КУРБАН-БАЙРАМ

Живущие за чертой бедности (underclass). До 20% населения. Это те, кто недоедает: безработные либо работающие на самой низкооплачиваемой и грязной работе с непостоянным доходом.

 

Совершу небольшое лирическое отступление. Как многим наверняка известно, на праздник Курбан-байрам (Ид аль-Адха) мусульмане совершают жертвоприношение и треть мяса животного отдают бедным. Только на первый взгляд это кажется легким делом, а на самом деле треть туши большой коровы — это примерно 60 кг чистого мяса. Если расфасовать его примерно по 2 кг, следовательно, нужно найти 30 бедных семей (желательно в день забоя, чтобы мясо было свежим). Задача осложняется тем, что в дни Кубран-байрама на улицах Каира появляется множество мошенников, притворяющихся бедными и выпрашивающих мясо (которое потом идет в продажу). Чтобы совершить богоугодное дело со смыслом, нужно постараться отдать мясо хорошим семьям (а не в те, где глава семейства последние гроши тратит на гашиш). Проще, конечно, проехаться по бедному району и просто, высовывая руку из машины с очередным пакетом, отдавать мясо любому желающему, но... смысл жертвы немного теряется. Что можно сделать в этой ситуации? Можно попросить кого-то, кому можно доверять, указать на бедные добропорядочные семьи. Например, моему мужу каждый год помогает владелец лавки для бедных, который лично знает всех в округе. В магазинчике по сниженной цене продается не испорченный, но неликвидный товар: обломанный рис, раскрошенные макароны. Каждый день в лавку приходят бедные женщины, чтобы купить еду на пару фунтов — полкило риса или макарон. Иногда они стоят и думают, какой бульонный кубик пойдет сегодня — со вкусом курицы, мяса или овощей. Это единственный способ как-то разнообразить свою трапезу. На покупку еды впрок денег нет — живут на милостыню, чаевые за мытье туалетов или доход от продажи салфеток на проезжей части. Либо муж разнорабочий и получает какие-то копейки за отработанные в день часы. Заболел, не вышел сегодня на работу — еды не будет. О предохранении такие семьи мало что знают, а радости плоти им, как и всем иным, совсем не чужды — поэтому детей в таких семьях прибывает каждые год-два. Пожалуй, этой информации хватит, чтобы представить себе жизнь беднейших слоев, можно только немного дифференцировать их:

— Неквалифицированная рабочая сила (разнорабочие). Сдельная мизерная зарплата, очень тяжелая работа, ноль перспектив.

— «Бакшишники». Те, кто помогает парковаться за копеечку, моет туалеты за копеечку, доставляет заказы из магазинов и аптек за чаевые (зарплату им не платят). Подробнее об этих занятиях я писала в одном из своих первых блогов.

— Сортировщики мусора. В Каире этой профессией заняты тысячи людей. Есть даже знаменитый «город мусорщиков», куда свозятся отбросы со всего города.

— Попрошайки.

Последние социальные тенденции прямо связаны с ухудшением экономической ситуации на протяжении последних 15 лет. Бедные стали еще беднее; количество людей, оказавшихся за чертой, тоже увеличилось и продолжает расти день ото дня, поскольку экономика Египта в глубокой... яме. Вторая тенденция — уменьшение среднего класса, который пополняет собой ряды малоимущих, а также эмигрирует из страны (профессионалы нанимаются в страны Залива, христиане уезжают в Канаду и Австралию по церковной программе). Положение хай-класса стабильно: наметившая в недолгий период правления исламистов ревизия крупных капиталов сама собой отменилась с возвращением власти в руки армии и людей системы Мубарака.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции