Художник-реставратор Андрей СУЛЬДИН рассказал, что картина находилась в работе почти два года. Поступила она на реставрацию в декабре 2012 года. Такие временные рамки показывают масштабность работы реставратора. К тому же картина достаточно большого размера.

IMG_8713.JPG
 

- Она попала ко мне в ужасном состоянии, - поделился мастер. – Поэтому понадобилось много времени, чтобы привести ее в порядок. Работа очень старая. На ней были серьезные осыпи, и сначала пришлось их укреплять. Картина поразила меня живостью образов. Лица персонажей практически ничем не отличаются от лиц наших современников, хотя с момента создания картины прошло почти четыре столетия.  

Директор МИА ASG Алина БУЛГАКОВА подчеркнула искусствоведческую ценность работы:

- Картине очень сложно найти финансовый эквивалент. Как правило, реставрационные работы на порядок повышают стоимость произведения. Но искусствоведы привыкли говорить о произведениях такого уровня, что они бесценны. Владелец Большого собрания ASG Алексей Сёмин подчеркивает особый статус произведений большого формата. Художники редко писали их для себя, следовательно, сохраняются шансы со временем обнаружить документы о заказчике, времени написания работы, что облегчает атрибуцию и провенанс. Крупный  формат картины 240×169 см дает основания предполагать, что  ее заказчиком, индивидуальным или коллективным, было важное лицо.

коссали-до-реставрации.jpg
Картина до реставрации

Известно, что первоначально эта работа украшала алтарь частной часовни при ломбардской церкви и была ошибочно приписана Луке Момбело де Брешиа. Но позже авторство Грацио Коссали было установлено профессором Лучано Анели.

Грацио Коссали прославился своими красочными композициями, в которых он сочетал богатство колорита с чувством horror vacui (лат. досл. «боязнь пустоты») и чертами стиля маньеризм.  

Отреставрированная Андреем СУЛЬДИНЫМ картина композиционно делится на две части. В верхней части – Дева Мария и Младенец в окружении ангелов, тогда как бренный мир представлен группой персонажей, преклоненных перед ними. Посредники между небом и землей – святые Доминик и Катерина Сиенская. В центре композиции изображены папа и воин в доспехах. На переднем плане слева – легко узнается профиль святого Карло Борромео.

Композиция картины почти идентична другой работе Коссали – «Святой Пий V присваивает Деве Марии Розарии заслугу в победе в битве при Лепанто», которая хранится в церкви Санта Кроче в Боско-Маренго. На ней также изображены святые Доминик, Катерина Сиенская и коленопреклоненный папа на первом плане.

2685.jpg
Картина после реставрации

Такой образ Девы Марии широко использовался Реформаторской католической церковью, начиная с папской грамоты Пия V – Consueverunt Romani Pontefices. После этого розарии стали символом набожности. А после победы в морской битве при Лепанто этот культ усилился.   

Любопытно, что обычно король Филипп II Испанский как великий завоеватель при Лепанто был представлен в образе Боско Маренго, но на этой картине Коссали он в образе Хуана Австрийского, адмирала католического флота, увековеченного рядом с Пием V как горячий защитник веры.

Хочется подчеркнуть, что это еще одна уникальная картина из коллекции Большого собрания изящных искусств ASG и не менее уникальная работа реставратора. Как говорит Андрей СУЛЬДИН – «идеально, когда на картине не видно следов реставрации». На работе Грацио Коссали посторонние вмешательства не видны. Работа совершенна и будет радовать зрителей и посетителей Выставочного Центра Международного института антиквариата ASG, если и не триста лет, то точно очень долго.

Алина ЕРШОВА

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции