ВНЕШНЯЯ РИТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы в Татарстане, как, впрочем, и во всей России, началась своеобразная мода на различные духовные туры. Люди едут в Непал, Тибет и другие экзотические страны, прославившееся своими религиозными традициями. В этом нет ничего удивительного. Обитатели мегаполисов, измученные постоянной гонкой за успехом, хотят отойти от бесконечной суеты и хоть немного прийти в себя. Только стоит ли для этого обращаться к туроператорам?
В данной связи нельзя не вспомнить, как в прошлом году один из татарстанских бизнесменов начал привозить в нашу республику верблюдов для жертвенного заклания на Курбан-байрам. С точки зрения формального богословия приносить в жертву верблюдов можно. Более того, именно так и поступал наш благословенный Пророк. Однако здесь есть один очень важный нюанс. То, что делал Божий посланник, было благоразумно для тех мест, где он жил. В нашем же случае подобное бездумное калькирование внешней стороны пророческого примера грозит утратой главного смысла обряда жертвоприношения — помощи людям, ведь жертвенное мясо предназначено для нуждающихся и голодных. И потому вместо того, чтобы покупать одного верблюда за 200 тыс. рублей, лучше приобрести несколько коров. И хлопот меньше, и большему количеству людей помочь можно.
Так вот поиски просветления в Непале или Тибете, на мой взгляд, это нечто похожее. Очень уж много здесь внешней, наносной ритуальности. Да и любой тибетский лама подтвердит, что все то, что мы так упорно ищем на духовном пути, находится не где-то там, куда нужно было бы ехать, а всегда здесь, внутри нас. Неужели, чтобы услышать эту общеизвестную истину, обязательно отправляться за тридевять земель?
БЕСЦЕННАЯ НАХОДКА
В исламе есть собственные практики, которые помогают человеку остановить свой суетный бег, навести порядок внутри себя и сверить свои жизненные ориентиры. Одна из таких практик называется «итикаф» («уединение») и непосредственно связана со священным месяцем Рамадан, который начался неделю назад. Если пренебречь неточностями религиозной компаративистики, то можно сказать, что итикаф — это практика многодневной медитации в исламе.
Итикаф/уединение проходит в последнюю декаду священного месяца. Мужчины проводят его в молитвенном зале мечети, женщины — в молельной комнате дома. На протяжении всего уединения человек посвящает себя богомыслию (зикру), совершению молитвы, чтению Священного Корана и другим богоугодным деяниям. Можно изучать религиозную литературу, нельзя предаваться земным разговорам и каким бы то ни было развлечениям. Выходить из места уединения также нельзя, разве что для справления естественной нужды и гигиенических процедур.
Для современного человека практика уединения — бесценная находка. Жизнь нон-стоп в круглосуточной online-включенности постоянно опустошает его внутренний мир. У человека нашей эпохи просто физически нет времени остановиться, чтобы, образно говоря, взглянуть на звездное небо и хоть на мгновение прислушаться к мелодии своей души. У него дедлайн на работе сменяет дедлайн по кредитам. А душевные беседы в кругу близких людей уже давно сменились коллективным сомнамбулизмом перед экраном телевизора или компьютера.
Человек нашего времени не принадлежит себе. И в этом смысле он порабощен, быть может, даже в большей степени, чем босоногие рабы Древнего Египта. Ведь современный человек практически полностью отсутствует в своей жизни. Он постоянно где-то в мыслях о работе, с френдами в соцсетях, но никак не здесь и не сейчас. Он лишь телом поддерживает иллюзию своего присутствия. Другими словами, у него отняли самое ценное — его жизнь.
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЖИЗНИ
Загнанные бесконечной гонкой на работе наши современники рождают протест. Именно так появилось движение дауншифтеров. Эти люди осознанно выходят из «игры», «сбавляют обороты» и говорят: «Хватит! Мы не хотим больше бегать как белки в колесе. Мы хотим просто жить: заниматься творчеством, своей семьей и хобби». В крайних вариантах дауншифтеры бросают все и едут автостопом путешествовать по миру.
Дауншифтеры — это признак болезни современного общества. Это реакция на агрессивный, античеловеческий формат жизни. Но ведь до этого можно себя и не доводить.
Наш благословенный Пророк сравнивал верующего с двукрылой птицей. «Одно ее крыло, — говорил он, — парит в этом мире, другое — в том». Иначе говоря, Пророк учил людей жизненной гармонии. Важно заниматься мирскими делами, карьерой и т.д., но нельзя при этом забывать и о своих духовных потребностях, о внутреннем мире. В то же время, занимаясь духовностью, нельзя впадать и в другую крайность, становиться отшельником. Всегда нужно находить время и вдохновение также и для земных забот. Разумный баланс между тем и другим — вот идеал, про стремление к которому многие среди нас забывают, а потому из одной крайности кидаются в другую.
Для того чтобы этого избежать и сохранить сбалансированность своего индивидуального пути, ислам предлагает человеку целый набор практик. Например, пятикратный намаз, который соблюдается в течение всего дня и позволяет верующему делать передышку в череде текущих забот. При этом мусульманская молитва так построена, что помимо эмоциональной стороны она включает в себя и целый комплекс различных телодвижений. Науке давно известно, как важна психосоматика для гармонизации нашего общего состояния.
Итикаф — это тоже своеобразная профилактика психологического перегрева, только более глубокая, пролонгированная. Хотя, конечно же, верующие видят в ней намного больше, чем просто душевный релакс. Это одна из форм ибадата — служения Богу. В Татарстане благодаря настоящим подвижникам духа практика итикафа постепенно возвращается в религиозную жизнь мечетей.
Итикаф в мечети в Джелалабаде (Афганистан) |
«ТЫ ИСТОЧНИК»
Благословенный Пророк, как говорится в канонических сводах, последние 10 дней каждого Рамадана проводил в уединении, а в год своей смерти он уединялся 20 дней. Поэтому подобное уединение вошло в ислам как одна из важнейших (муаккада) традиций (сунна), заложенных самим Пророком. При этом данное предписание носит коллективный характер (кифайа). Это значит, что во всей мусульманской общине его должен исполнить хотя бы один человек с тем, чтобы в День воскрешения данной общине не оказаться среди лишенных заступничества Пророка.
Конечно, никто не вправе запретить человеку ехать в Тибет или еще куда-нибудь в поисках просветления и внутреннего прозрения. Туристический бизнес, полагаю, только рад подобной новоявленной моде. Впрочем, с тем же успехом можно деньги кидать на ветер и другим способом, например, заказать себе бриллиантовые четки.
Однако кто понял главное, тот не кидается за всей этой внешней мишурой, не грезит мыслью, что «заграница нам поможет». Он глубже изучает и практикует собственную религиозную традицию, а также чаще вспоминает слова Джалаладдина Руми: «Ты — источник молока, перестань доить других».
первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.