В конце 2013 в Бизнес Онлайн была анонсирована интересная тема. Я посылал свои ответы, но к сожалению не успели напечатать. Как профессионал в области маркетинга я дал свое видение проблем в республике. Кракто, кто не любит "многабуков": отсутствие четкой стратегии, системы, гибкости, брэндов, ориентации на потребителя и отсутствует работа с талантливыми и просто молодыми кадрами.

В «ЛИХИЕ 90-Е» БИЗНЕС В ТАТАРСТАНЕ ПЕРЕШЕЛ В ФАЗУ «ДИКОЙ СКАЧКИ» ЗА БЫСТРОЙ ПРИБЫЛЬЮ

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Мне, как человеку, далекому от политики, но близкому к молодому поколению, бизнесу и прогрессу видна данная, особая «модель Татарстана», возможно, с иного ракурса, нежели тем, кто рулил в 90-е. Были ли в «модели Татарстана» сильные отличия? Давайте разберемся. В «лихие 90-е» бизнес в Татарстане перешел в фазу «дикой скачки» за быстрой прибылью, также как и по всей России. Многие уходили из производственного сектора в сектор «купи-продай». Это даже не назвать торговлей. Это именно «купи-продай». С местных предприятий, благодаря знакомствам, тоннами вывозили продукцию в Москву, а оттуда, также тоннами, везли другую продукцию. И так было почти во всем. Такая модель «дружеского капитализма» привела многие предприятия в тяжелое положение (тот же «Нэфис», пока его не выкупила сильная команда управленцев).

Так где же «модель Татарстана» себя показала? Наиболее ярко данная модель себя показала в тех сферах бизнеса, который был интересен непосредственно руководству республики, – это нефтехимический комплекс и сельское хозяйство. Ручное управление данными секторами экономики, безусловно, помогло их сохранить и развивать. Но то, что отлично для нефтехимии, не очень подходит для сельского хозяйства (известная история с ОАО «Вамин-Татарстан»), а тем более для других, более гибких видов бизнеса. Стоит также отметить, что «модель Татарстана» в политике не особо отличается от моделей других регионов, где на все ответственные места ставили «своих». Правда в Татарстане «своими» чаще всего ставили брата, сына, свата, зятя и так далее. Но есть и отличные примеры «дружеской кооперации». Например тот же «Нэфис», где сильная, образованная и умная команда управленцев вывела предприятие на международный рынок уровень (занимают до 40% по России и СНГ) . Начали в 90-е, как и все, теперь дают бой мировым брендам.

 

И «СИНГАПУРИЗАЦИЯ», И «ОТУРЕЧИВАНИЕ», И «ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ», И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Как сильную сторону можно отметить активность нашего нынешнего руководства. Все попытки по развитию региона «по мировым» стандартам – это отлично. Тут и «сингапуризация», и «отуречивание», и «европейский опыт», и развитие туризма. Но при всем при этом в Татарстане практически отсутствуют брэнды, глобальные брэнды. Стоит отметить, что в республике все-таки есть сильные брэнды и торговые марки на федеральном уровне, это «Татнефть»и «ТАИФ», шины «Кама», «Камаз», «Нэфис» (включая «Mr.Ricco»), «ICL», «Ак Барс», «Махеевъ», и «Вамин», «ТТС» и «КАН-авто» как представители автомобильной индустрии и некоторые другие. Это то, что сразу вспоминается лично у меня в голове.

Но отсутствие брендов – это полбеды. Ручное управление всех сфер производства и торговли, насаживание «своих» с пришествием новой команды не пропало (хотя стоит отметить, команда нынешнего президента РТ Рустема Нургалиевича Минниханова очень сильна и многообразна). В 90-х, в переходный период, подобная система еще могла выжить, сейчас нет. Сейчас мир меняется с невероятной скоростью. А «свои» во всех сферах, отсутствие ориентации на потребителя невероятно сильно снижают гибкость предприятий республики. В конце концов, «Татнефть» всю жизнь кормить республику не сможет. Для примера успешного брендинга и успешной работы в нефтяной отрасли можно привести пример «Лукойла». Каждый день наблюдаю очереди на заправках. А все потому, что высокое качество, сервис, правильный фокус на потребителя, активная социальная работа создали бренд. Ответ на вопрос, где лучший бензин, сразу понятен. Кстати мелочи, типа перелива на 10-20 копеек при заправке на «Лукойле», не менее важны, чем высокое качество самого бензина.

Подводя итог. В республике не умеют создавать то, что хочет потребитель. Работа по старинке, с учетом превалирующего мнения управляющего состава (которые зачастую были видными комсомольцами и членами КПСС), а не профессионалов своей отрасли, которые ориентируют бизнес на потребителя, убивает весь потенциал республики. И никакие технопарки с высосанными из пальцев идеями тут не помогут.

«Узкое горлышко» тут же: консервативные, неповоротливые управленцы, с раздутыми армиями помощников, невероятная бюрократия и «свои» люди вынуждают талантливых людей уезжать из республики в Москву или на Запад, где они будут оценены не по фамилии и родителям, а по таланту, работоспособности и амбициям. Отсутствует системность, гибкость и прямое общение (даже между сотрудниками и руководством во многих компаниях).

 

ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ ПРО IT, КАК ПАНАЦЕЮ ОТО ВСЕХ БЕД

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Деньги и опыт пока есть. Их и надо использовать. Надо активно заниматься развитием медицины, биотехнологической промышленности, сельским хозяйством нового времени (благо площади земель позволяют), развитием кибернетики и робототехники. Проблема руководства в том, что оно «следует» за мировыми трендами 10-летней давности. Пузырь докомов в области IT был в начале 2000-х. Сейчас руководство республики и топ-менеджмент (которые работают вместе) постоянно говорят про IT, как панацею ото всех бед. Но не стоит забывать, что IT в республике – это никак не создание компьютеров и гаджетов, это софт и сопутствующие услуги. Это всего лишь обслуживание других бизнесов. И акцентировать внимание только на IT – неправильно.

Чтобы использовать весь потенциал республики, стоит не догонять тренды прошлого века, а перепрыгнуть. Но для этого руководству придется принять тяжелое для себя решение – дать дорогу молодым талантам. Дать свободу развитию малым и средним предприятиям и их кооперативам. Гибкость и скорость в экономике – это секрет выживания любой компании. Также стоит не забывать, что Татарстан – часть России, и отдельно от России мы не можем развиваться. Будущее России и нашей республики – в сильном внутреннем рынке. Ресурсы есть, люди есть, деньги есть, видимо желания только не хватает. В технологическом плане будущее России не отличается от будущего всего мира. Это альтернативные, воспроизводимые источники энергии, продление жизни, медицина высшего порядка, покорение космических пространств, роботизация и сильное влияние биотехнологий. Именно в этом ключе стоит развиваться республике. Отдельно стоило бы уделить вниманию развитию сельского хозяйства, про которое забыли. Ведь во время любого кризиса человек может отказаться от чего угодно, кроме продовольственных товаров. К тому же продукты сельского хозяйства сейчас все чаще используются как альтернативные источники энергии.

 

«ХВАЛА БЕЗУМЦАМ. БУНТАРЯМ. СМУТЬЯНАМ. НЕУДАЧНИКАМ. ТЕМ, КТО ВСЕГДА НЕКСТАТИ И НЕВПОПАД. ТЕМ, КТО ВИДИТ МИР ИНАЧЕ»

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5-10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Прежде всего, стоит учитывать, что стоимость углеводородного сырья будет снижаться. И это негативно скажется на доходах, как республики, так и страны. Проблема нашей республики и страны не в деньгах, которые всегда можно найти/занять/сэкономить, в крайнем случае - напечатать, а в отсутствии работы с кадрами, как я писал выше. У нас не только не любят «выскочек» и «бунтарей», особенно в Республике Татарстан. У нас не заботятся даже об обычных кадрах. Стандартный ответ: «никто вас здесь не держит». Но давайте вспомним знаменитый рекламный слоган от Apple 1997 года (второе рождение компании после прихода Стива Джобса): «Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Неудачникам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они смеются над устоями. Их можно цитировать, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их – невозможно. Ведь они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то говорит: безумцы, мы говорим: гении. Ведь лишь безумец верит, что он в состоянии изменить мир, - и потому меняет его».

Так республика и теряет таланты. Остаются либо отчаянные патриоты, которых ценят только перед Новым годом, выдавая 13 зарплату, либо простые исполнители. Ведь многие работодатели в Татарстане до сих пор думают, что они выбирают сотрудников, когда как в 21 веке все поменялось. Именно это и есть главная угроза. Дары природы в виде сырья ничего не стоят по сравнению с человеком. Сейчас, если нет нефти, добывают альтернативные источники энергии. Если мало земли, то некоторые научились рационально использовать каждый квадратный метр, как в Израиле, Нидерландах, Канаде, Бельгии или Норвегии. Но если нет мотивации, если нет кадров, сколько вузов ни строй, сколько Универсиад ни проводи, - пока не будут созданы условия, кадры надолго задерживаться не будут.

Как снизить негативный эффект? Шаги к этому делаются. Создаются профессиональные кластеры. Это сильный шаг, но это делается слишком медленно. Скорость нашим чиновникам не присуща. Стоит отметить, что руководство делает ставку на такие проекты, как «Иннополис», но при этом совсем забывает, что творческих людей тяжело загнать в рамки города-спутники. Талантливые творческие люди и программисты могут работать, лежа на золотых пляжах Мальдивских островов или путешествуя по миру. Не стоит этого забывать. Никто не хочет жить и работать в резервациях, далеко от общества. Технопарки и бизнес-инкубаторы много лет назад показали, что свою низкую эффективность, если они не находятся в центре города и всех событий.

Также, на словах декларируя развитие малого бизнеса и самозанятости, на деле делается очень немногое. Бизнес-парк «Идея» за многолетнее существование так толчком и не стал, в то время как талантливые люди из республики зачастую пробиваются без участия государства. Если посмотреть списки предпринимателей Татарстана – это зачастую либо бывшие партийные деятели (КПСС), либо комсомольцы, либо их дети. Это очень тревожный звонок. Неужели это и есть «модель Татарстана»? Видя это, мало у кого останется желание работать в республике, так как его карьерный рост будет ограничен желанием детей руководителей встать на пост заместителя, начальника подразделения или сразу директором.

Самое полезное, что могло бы сделать государство, это не мешать многим молодым предприятиям и выдавать льготные кредиты. А то получается замкнутый круг. Государство выделяет миллиарды на строительство технопарков, которые зачастую не нужны 95% предпринимателям и компаниям, а на субсидии тем, кому это требуется, денег нет.

Также руководству республики и собственникам предприятий пора уже отойти от политики кумовства. Именно она и губит на корню многие инициативы (стоит отметить, что в любом крупном проекте на самых главных местах сидят родственники или дети). Пора начинать ценить и воспитывать собственные сильные кадры, один раз не купить новый мерседес, а помочь молодым. Пора создавать научные кластеры и перестать фокусироваться только на IT-технологиях, которые в начале 2000-х дали сильнейший финансовый пузырь.

Еще раз повторю, что пора перестать быть догоняющими. Сейчас мы смотрим на опыт США и Европы 10-летней давности, пытаемся повторить то, что стало не актуально. Я думаю, не стоит бояться открывать что-то новое, ходить по неизведанным путям, строить то, что еще никто не строил, перестать быть догоняющими и перепрыгнуть через всех. Именно это и есть инновации.

 

ЭПОХА ТРОЕЧНИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОШЛА

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Сначала нужно понять, что мы подразумеваем под словом «элита»? Это те, кто обладают более высоким интеллектом, талантами, способностями или знаниями и компетенцией? Или это те, кто просто стоит у власти и не допускает до управления людей не из своего круга? В Татарстане под «элитой» подразумевается больше же второй вариант. И это начало, а может и развитие, тяжелого социального кризиса.

Мир давно перерос такую систему. Начальник нынче – это в первую очередь лидер, тренер и вдохновитель. Перед начальниками и руководителями 21 века стоит главная задача – всегда самосовершенствоваться, мотивировать сотрудников и позволять сотрудникам самореализовываться. Начальник должен своим примером показывать сотрудникам как себя вести, чего от них ждет компания и куда надо стремиться. А многие наши нынешние «начальники» обычно декларируют себя, как самые умные, и катастрофически боятся давать реализовать себя своим сотрудникам. Подчеркиваю – это декларируется, но зачастую не подтверждается.  В этом и заключается одна из главных проблем нашей республики. Пора это признать. Пока нынешняя «элита» не преобразуется в настоящую «элиту», в хорошую сторону ничего не изменится.

Однако стоит отметить, что в ближайшие 5-10 лет возможны сдвиги, как и во всей России. Если вы откроете список молодых предпринимателей, до 30-35 лет, вы увидите большое количество бывших ботаников, выскочек и творческих людей. Заметьте, я имею в виду именно предпринимателей, а не менеджмент. Эпоха троечников-предпринимателей, которые знают нужных людей, прошла. Поэтому, думаю, под давлением изнутри общества и в конкурентной борьбе «элита» трансформируется. Потому что уже сейчас видны сдвиги – все больше приходят молодых в правительство. Ну а если «элита» и сама республика в конкурентной борьбе не будет изменяться, то ничем хорошим это не закончится.

Я искренне надеюсь и мечтаю о том времени, когда работодатели начнут борьбу за каждого сотрудника, студента и просто талантливого человека. Только так наша экономика сможет стать передовой не только внутри России, но и на мировой арене.

Артем Артюков

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции