«ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЦЕНТРОМ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ»

— Юсуп Диганшеевич, как вы считаете, сегодня есть понимание у федераций, у спортсменов, у команд, какая «жемчужина» в Татарстане существует — Поволжская академия спорта? Иметь столько спортивных объектов мирового уровня для учебного процесса!

— Я думаю, что понимание приходит. Студенты у нас особенные — дисциплинированные и ответственные. Они много трудятся, доказывая каждый день себе и окружающим, что они лучшие. Спортивная психология тоже во многом формирует личность. Они гордятся тем, что учатся в академии.

Мы чувствуем свою востребованность. Все предложения о развитии академии поддерживаются нашим учредителем — министерством спорта РФ. Министром Виталием Мутко утверждена в 2013 году концепция развития академии на 2013 - 2020 годы. Поволжская академия спорта — единственный спортивный вуз, имеющий такую программу. Мы стали федеральной экспериментальной площадкой. Всего их в России 9, но из вузов мы единственные. Для системы спорта России разрабатываем тему «Интеграция науки, образования и спортивной подготовки». Согласно регламентирующим документам, 80 процентов наших студентов учатся на спортивных направлениях и только 20 — студенты других направлений: туризм, сервис, гостиничное дело, менеджмент.

Юсуп Якубов: «Все объекты загружены, везде ходят люди. Такой эффект дала Универсиада» 

В послании прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что мы должны стать центром подготовки сборных команд России. Сегодня два наших спортивных объекта — центр гимнастики и гребной канал — имеют этот статус, на очереди Дворец водных видов спорта. На наших объектах за прошлый год проведено более 60 учебно-тренировочных сборов и соревнований различного уровня. Кстати, чемпионат Европы по бадминтону 2014 года тоже пройдет на нашем объекте, надеюсь, и с участием наших студентов-бадминтонистов. Сегодня наша студенческая сборная по бадминтону сильнейшая не только в республике. На прошлогоднем чемпионате Европы среди студентов в Швеции она была второй. Многие наши студенты позиционируют себя на российском и мировом уровне.

academ-03.jpg
 Поволжская академия спорта должна стать центром подготовки сборных команд России

«ГОТОВИМ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

— А сколько сейчас в Поволжской академии спорта студентов?

— В Казани сейчас учатся 1084 студента, еще 1,2 тысячи проходят обучение в филиале академии в Набережных Челнах. Только среди «казанских» три заслуженных мастера спорта, 16 мастеров спорта международного класса, 128 мастеров спорта России и не менее 168 кандидатов в мастера спорта. Это достаточно высокий спортивный показатель. Действующий норматив о наличии в вузе кандидатов и членов сборных команд России в 2,5 процента от общего числа студентов мы перекрываем сегодня практически втрое.

— Сколько у вас бюджетных мест?

— Подавляющее большинство студентов учится на бюджетной основе, человек 170 — на коммерческих местах. В 2014 году у нас будет еще 481 бюджетное место. Это один из самых больших наборов среди 14 спортивных вузов РФ.

— Из каких регионов приезжают к вам учиться?

— Треть наших студентов представляют 35 регионов Российской Федерации. Также есть ребята из Казахстана, Узбекистана, Южной Осетии, Беларуси, Украины. Чуть больше трети — представители районов и городов Республики Татарстан, остальные казанские.

— У вас же даже из Кении есть студенты!

— Четверо легкоатлетов из Кении пока учатся на подготовительном отделении. Если благополучно подготовятся, то с 1 сентября могут стать студентами. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали из-за пределов республики.

  

— Что будет написано у вашего выпускника в дипломе?

— Будет написано: бакалавр или магистр по направлению подготовки «физическая культура». То есть специалист в области физической культуры и спорта, который может работать и тренером в детско-юношеской спортивной школе, и учителем физкультуры в общеобразовательной школе. Это базовые возможности, а спектр применения полученных знаний гораздо шире.

СТУДЕНТАМ ДОСТУПНА ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

— Ваши студенты участвуют в соревнованиях, выезжают на командные сборы. А как же занятия в академии?

— Соревнования и сборы — уважительные причины для отсутствия студента на лекциях. Представители клубных команд «Рубин», «Ак Барс» и других учатся по индивидуальному графику в том случае, если участвуют с командой в чемпионатах России. Всех остальных мы обязываем ходить на занятия. Участию студентов-спортсменов в сборах тоже не препятствуем, если к нам есть официальное обращение, студент всегда этим правом пользуется. Мы уже прошли период, когда некоторые возмущались тем, что их заставляют учиться, что «автоматом» им зачеты не ставят.

Сейчас все наши студенты имеют доступ к дистанционной форме обучения. Технически эти вопросы в вузе решены. Преподаватели обязаны выставлять на сайт лекционные материалы и презентации. Многие студенты этой возможностью пользуются. Как-то разговаривал с гребцом Антоном Курановым — мастером спорта, призером чемпионата России. Он в «дистанционке» все зачеты «автоматом» получил. 

 

— А чему учиться, если студент — уже чемпион? Он уже сам может лекции читать преподавателям...

— Это не совсем так. Есть общие для всех дисциплины, например, анатомия. Программа для бакалавров очень насыщенная, а среди магистрантов много студентов, которые сначала окончили непрофильные вузы: КХТИ, КАИ или университет.

— Бывает ли в вашем вузе День открытых дверей? Хотелось бы посетить все ваши спортивные объекты. (Ильгизар).

— Дни открытых дверей мы проводим регулярно. Но вы всегда можете стать посетителем любого спортивного объекта, они ежедневно доступны для населения. Или задать свои вопросы по телефону нашей приемной комиссии, которая теперь располагается в главном корпусе по адресу: Деревня Универсиады, 35.

«ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И БИОЛОГИИ»

— Планирую поступать в ваш вуз. Когда начинается прием документов в академию? Какой конкурс бывает? Какие экзамены надо сдавать дополнительно к ЕГЭ? (Сергеев)

— В системе высшего образования сейчас меняются требования. Но в этом году обязательными при поступлении на физкультурное направление для абитуриентов остаются ЕГЭ по русскому языку, биологии и нормативы физической подготовки. Биология — достаточно специфический предмет, к тому же он в 11-м классе не входит в перечень обязательных экзаменов, и на ЕГЭ его надо заявлять отдельно. А у нас оценка за экзамен по биологии всегда была обязательной. Часто сталкиваемся с тем, что мастер или кандидат в мастера спорта приходит к нам поступать, интересен нам как студент, но биологию в школе не сдавал.

— Что делали в таких случаях?

— Приходится отказывать в поступлении, советуя приходить на следующий год с экзаменом по биологии, либо рекомендовать другие направления, чтобы впоследствии перевестись.

— У вас большой конкурс?

— На сервис, туризм, гостиничное дело конкурс ежегодно высокий, в прошлом году на бюджетные места — один к шестнадцати. На физкультурные направления контрольные цифры набора мы выполняем. Здесь для нас стоит вопрос не в количестве, а в качестве обучающихся, в их спортивных достижениях.

18 СТУДЕНТОВ СТАЛИ ПРИЗЕРАМИ УНИВЕРСИАДЫ

— Юсуп Диганшеевич, многие наши читатели интересуются, какое влияние оказала казанская Универсиада на Поволжскую академию спорта, как ваш вуз участвовал в этих студенческих играх? Начну с такого вопроса: «Как участвовала академия в организации и проведении Универсиады? И есть ли проекты с объектами Универсиады теперь?» (Ильнур)

 

— В Универсиаде была задействована вся инфраструктура академии. Ко времени открытия студенческих Игр мы практически полностью сформировались: коллективы на 7 наших спортивных объектах за короткое время были созданы и обучены, преподавательский и административно-управленческий состав набран. Более 600 наших сотрудников и почти 200 студентов-волонтеров в том или ином качестве работали на Универсиаде, получая практический опыт проведения и обслуживания соревнований.

Учебный год мы начали в главном здании Универсиады — в международном информационном центре, который после Игр стал главным корпусом академии. Для нас это большое событие, потому что весь учебный процесс сконцентрировался в одном месте.

— А студенты академии выступали на Универсиаде как спортсмены?

— 19 наших студентов стали членами сборной России на Универсиаде, 18 из них завоевали награды. Практически все они учатся на втором-третьем курсе академии в Казани.

сулейманов-крайний-справа.jpg
Габдыжалил Сулейманов — бронзовый призер Универсиады-2013 и чемпион мира по борьбе на поясах (крайний справа)

— По каким видам спорта ваши студенты боролись за медали?

— Золотыми медалистами стали наши хоккеисты на траве, сразу три «золота» в групповых упражнениях на счету ЗМС Елены Романченко, получившей в 2014 году за свой успех стипендию президента РТ, еще одну абсолютную победу в борьбе «корэш» завоевал Ренат Ахметшин. Серебряную медаль в составе сборной России по теннису завоевала Екатерина Яшина, Расул Ишмухамедов в соревнованиях на байдарках и каноэ стал вторым в составе четверки, Оксана Очкалова — серебряный призер Универсиады в составе команды по хоккею на траве. Бронзовую медаль завоевал Габдыжалил Сулейманов в борьбе на поясах. Думаю, наши студенты достойно представили республику и академию.

IMG_2726.jpg
 

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И РЯД НОВЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

— Что-то изменилось в учебном процессе академии спорта после Универсиады? Например, поменяли учебные планы, расширили или уменьшили прием, открыли новые направления обучения? (Александр Смирнов)

— В этом учебном году у нас появилась заочная форма обучения, открыли набор бакалавров по направлению «рекреация и спортивный оздоровительный туризм», впервые набрали студентов на специализации «теннис», «академическая гребля» и «гребля на байдарках и каноэ».

Эти виды спорта добавились к тем, что мы уже культивировали у себя, ориентируясь на наличие спортивных объектов. Подготовка специалистов определяется наличием в первую очередь материальной базы. Имея такие объекты, как Дворец водных видов спорта и бассейн «Буревестник», мы ориентированы на плавание, водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду. На базе академии тенниса развиваем теннис и бадминтон. Специализации по художественной и спортивной гимнастике базируются в центре гимнастики, а гребцы — в центре гребных видов спорта. В ледовом комплексе «Зилант» ведется подготовка хоккеистов.

«Дворец водных видов спорта, согласно плану, должен заработать 46 миллионов рублей в год. Такой план есть у каждого из наших объектов. Все учатся зарабатывать. Задача директоров — обеспечивать их содержание и развитие»

— После Универсиады вы почувствовали какой-то всплеск интереса к вашему вузу?

— Безусловно, интерес абитуриентов есть. Он определяется условиями проживания в Деревне Универсиады, технической оснащенностью вуза, его спортивной инфраструктурой. Все это дает возможность качественной подготовки специалистов, в том числе на практике. Многие наши студенты не только учатся, тренируются, но и работают на наших объектах администраторами, тренерами, спортинструкторами, лаборантами на кафедрах. Помогают в организации мероприятий и соревнований, что тоже приучает к профессии.

— Что делается вашим вузом для культивирования новых олимпийских дисциплин: слопстайл, могул, хафпайп? (Наиль)

— Мы никого не ограничиваем, но ориентируемся на базовые виды спорта, которые определены минспорта России для развития в Татарстане. Это 26 олимпийских дисциплин и 6 паралимпийских. А поступать к нам можно, занимаясь любым видом спорта.

 

— А борьба — это базовый для Татарстана вид спорта?

— Да. У нас учатся порядка 60 борцов — представителей самых разных видов борьбы: дзюдо, греко-римская, на поясах, национальная, вольная. Студенты-борцы успешно выступают на всероссийских и межвузовских соревнованиях, побеждая и занимая призовые места.

«70 ПРОЦЕНТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИМЕЮТ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ»

— Кадры решают все! А преподавательские кадры, я думаю, решают еще и будущее студентов, определяя их судьбу как профессионалов. В связи с этим вопрос: как развивается сам преподавательский состав академии спорта в качественном и количественном смысле? (Хуснутдинов А. И.)

— Сегодня в Казани у нас 102 штатные единицы преподавателей. 70 процентов имеют ученые степени, из них 11 профессоров, докторов наук. Одним из условий при наборе штата мы ставили владение современными информационными технологиями. Коллектив эту задачу выполняет. При поступлении к нам преподаватели обучаются работе в системе дистанционного образования. Ежегодно они становятся обладателями грантов по программе «Алгарыш», а специальная программа обязывает каждого раз в три года повышать свою квалификацию.

IMG_8629.jpg
 

— Мне 62 года, раньше преподавал экономику в вузах Казани. Очень хотел бы работать в вашем вузе. Преподают ли у вас люди пенсионного возраста? (Ташир Хасабеевич)

— Средний возраст преподавательского состава академии — 42,5 года. На сегодняшний день мы все вакансии закрыли, но если очень ценный специалист, то мы можем рассмотреть кандидатуру. Тем более что вместе с ростом числа студентов штат преподавателей тоже будет расти.

— Почему в филиале вуза в Челнах зарплата преподавателей в разы меньше, чем в головном вузе? В ПФУ совсем другая картина — там с уважением относятся к коллегам, где бы они ни работали. (Нина)

— Согласно требованиям, зарплата преподавателя вуза должна быть не менее средней зарплаты по экономике региона. Этот показатель мы выдерживаем. Средняя зарплата по вузу в целом — 34 тысячи рублей, в Челнах − 26,8 тысячи.

— Это конкурентоспособно по казанским меркам?

— Думаю, да.

«СОЗДАЛИ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА»

— Вы говорили, что в перспективе на базе вашей академии будет создан научно-исследовательский институт подготовки спортивного резерва. Удалось ли достичь запланированного? Есть ли уже успехи на этом поприще? (Валеев Тимур Юнусович)

— Мы создали учебно-научный центр подготовки спортивного резерва, продолжаем приобретать оборудование. Определились с руководителем направления — это доктор наук, известный в России генетик, автор монографий Ильдус Ахметов. Он окончил казанский медуниверситет, работал в Питере и Москве, специализируясь на спорте.

Научно-исследовательский институт у нас в перспективе. Пока работа ведется в рамках пяти лабораторий, где спортсмены-сборники проходят обследования, видят динамику тренировок, получают рекомендации и могут совершенствовать свое мастерство. Студенты, как спортсмены и будущие тренеры, тоже привлекаются к этой работе, осваивают технологии. Мы понимаем, что спортивный вуз без научной составляющей не будет полноценным.

Вот сейчас решаем вопрос о приеме на работу доктора биологических наук из Голландии, бывшего нашего соотечественника. Он активно публикуется в престижных международных научных журналах, ведет исследовательскую работу. Думаю, будет нам полезен.

IMG_8713.jpg
 

— В буклете академии среди «наших преимуществ» написано о «сотрудничестве с ведущими мировыми спортивными организациями». Поясните, пожалуйста, в чем заключается это сотрудничество? (Светлана Борисова)

— Международные связи позволили нам осуществить целый цикл видеолекций с участием студентов и преподавателей британского университета Центрального Ланкашира. Сотрудничество продолжится в этом году стажировкой наших студентов, которые отправятся в Великобританию в марте. Англичане приедут к нам чуть позже с ответным визитом.

В рамках международной ассоциации университетов физической культуры и спорта, членами которой мы являемся, к нам для обмена опытом приезжали коллеги из Ташкента и Алма-Аты. Совместно с ассоциацией мы начали издание научного журнала «Наука и спорт. Современные тенденции». Будущим летом проведем летний международный научный лагерь с участием молодых ученых и аспирантов 42-х вузов — членов ассоциации. Продолжается работа с университетом Сиднея (Австралия), Нови Сад (Сербия), Тартусским университетом (Эстония), университетом Восточного Лондона и целым рядом других зарубежных вузов.

— А как ваш вуз оснащен технически?

— Технически вуз хорошо оснащен, но процесс продолжается. Еще в 2010 году совместно с ICL мы начали разработку программы информатизации вуза, а министерство спорта РФ предусмотрело по нашей заявке финансирование на решение этой задачи. Сегодня продолжаем работу с компанией IBS.

IMG_8694.jpg
 

— Объясните, что значит информатизация вуза?

— Во-первых, техническая оснащенность аудиторного фонда — это проекторы, электронные доски, доступ в интернет, Wi-Fi на объектах, возможность работать с партнерами в режиме видео-конференцсвязи, приглашать преподавателей на чтение оnline лекций. С выполнением этой программы мы получим большие возможности и преимущества. Кроме того, информатизация — это множество электронных сервисов в различных проектах. Один из них — «Электронный студенческий билет». Над этим мы сейчас и работаем.

«КЛУБЫ ПОНИМАЮТ, ЧТО ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ ДЛЯ СЕБЯ ИГРОКОВ»

— С какой профессиональной командой по игровым видам спорта у вас сейчас наиболее интенсивный контакт?

— Вместе с федерацией волейбола республики мы создали студенческую мужскую волейбольную команду, которая играет в высшей лиге В чемпионата России. Она называется «Академия-Казань» и тренируется на нашей базе.

— Это вы резерв для «Зенита» готовите?

— Да, в составе студенческой команды есть игроки очень высокого уровня, например, наш первокурсник Виктор Полетаев. Мы его часто видим и среди игроков первого состава суперлиги, когда игры идут. Конечно, первая команда смотрит на нашу студенческую сборную как на своих потенциальных игроков. Очень важно, чтобы это состоялось.

Еще одна волейбольная команда, только женская, создана из наших студенток совместно с волейбольной женской командой «Динамо-Казань». Девушки играют в первой лиге чемпионата России. Клуб понимает, что должен готовить для себя игроков, подбирает нам перспективных абитуриентов, ведет их, готовит как свой резерв. Мы благодарны федерации, ее вице-президенту Олегу Брызгалову, с которым академия активно сотрудничает.

 

— А помимо волейбола?

— Успешно взаимодействуем с федерацией художественной гимнастики, федерацией бадминтона, легкой атлетики, баскетбольная федерация активизировалась. На базе вуза созданы баскетбольные команды, с которыми работают специалисты УНИКСа. Созданная совместно с федерацией хоккея республики студенческая команда недавно вернулась из Твери, выиграв зональный тур Всероссийской зимней универсиады. Профинансировало поездку минспорта республики. Это пример сотрудничества, которое дает результаты.

Российская федерация академической гребли «прописала» в Казани молодежный состав сборной России. Она же помогает нам технически оснащать объект необходимым для тренировок тренажерным оборудованием. Большой проект реализуем с федерацией тенниса во главе с Шамилем Тарпищевым: его специалисты и теоретический курс читают, и тренируют на нашей базе членов сборной РТ по теннису, наших студентов. Только такие отношения позволяют студентам, преподавателям и тренерскому составу быть в форме. Вместе с федерациями мы работаем на развитие.

— Не секрет, что тренерский состав нашего спорта возрастной. Опыт — это хорошо, но спортивные методики и технологии ушли далеко вперед. Можно ли на базе академии спорта повышать квалификацию тренеров и учителей физкультуры? Как налажен этот процесс? Обязывают ли тренеров и учителей повышать квалификацию или только по их пожеланию? (Ирина Т.)

— Этой работой с сентября 2012 года занимается наш центр повышения квалификации. Различные курсы (их более 30), организованные в том числе совместно с минспорта республики и федерациями прошли около 1,2 тысячи специалистов отрасли: тренеры, руководители спортивных объектов, директора спортшкол из республики и 27 регионов страны. Это большая работа, организованная в короткие сроки и на высоком уровне.

центр.jpg
Команда академии — победители фестиваля «Ночная хоккейная лига» в Сочи в дивизионе «Лига Студент» 

СПОРТОБЪЕКТЫ АКАДЕМИИ ДОСТУПНЫ ВСЕМ

— Доступны ли спортивные объекты Универсиады, перешедшие к академии, для занятий простым гражданам? Сколько это стоит? Есть ли время для бесплатного посещения? (Альфия) Почему посещение спортивных объектов в Казани дорогое? Как при этом можно говорить об интересе к спорту у населения? (Семен)

— После проведения Универсиады у людей появился огромный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Они приводят детей, занимаются сами. Это не только мы отмечаем. Все объекты загружены, везде ходят люди. Такой эффект дала Универсиада.

Например, в бассейне «Буревестник» в прошлом году занимались 250 детей, а сейчас — 560.

 

В академии тенниса число тренирующихся увеличилось со 190 до 300 детей. В центре гимнастики 180 девчонок занимаются в школе художественной гимнастики «Приволжанка», еще 120 воспитанников в ДЮСШ по спортивной гимнастике. На базе центра гребных видов спорта в ДЮСШ занимаются более 400 юных гребцов, столько же начинающих хоккеистов тренируются в ДЮСШ на базе ледового комплекса «Зилант». В муниципальные школы, расположенные на наших объектах, почти 1,5 тысячи детей ходят бесплатно. Это социальная нагрузка академии, и эти расходы нам никто не компенсирует: ни родители, ни муниципалитет.

Еще порядка 1,8 тысячи детей занимаются на наших объектах в спортивно-оздоровительных группах на платной основе. Для жителей, которые не могут позволить себе заниматься платно, мы сохранили бесплатное посещение бассейнов в рамках городской программы «Пятилетка здоровья». По записи еженедельно только в бассейне «Буревестник» бывают до 300 человек. Есть возможность записаться поплавать бесплатно и во Дворце водных видов спорта. Время — до обеда в воскресный день.

— А остальное время платное?

— Сегодня с детьми и взрослыми на платной основе на наших объектах работают 46 приглашенных академией тренеров. От квалификации тренера зависит его собственный доход, а часть средств идет на содержание объекта. Показателен пример Дворца водных видов спорта, который начал работать с населением только в октябре прошлого года. Сейчас здесь организовано более 100 групп, 860 детей занимаются плаванием, водным поло, синхронным плаванием, прыжками в воду. А еще сюда ходят взрослые, студенты и молодежь по абонементам. Но резерв еще есть: у этого объекта очень высокая пропускная способность — 2,6 тысячи человек в день.

В центре гимнастики совместно с федерацией гимнастики России мы открыли школу олимпийской чемпионки по художественной гимнастике Юлии Барсуковой. Туда записались 360 детей. Причем пришло много мальчиков, и для них организовали группы спортивной гимнастики. «Зилант» загружен полностью. Свободного льда для желающих заниматься спортом не хватает. В академии тенниса помимо теннисистов бесплатно тренируются еще около 200 бадминтонистов. Если бы мы им дали больше времени, они и его заполнили бы.

— То есть получается, что в Казани недостаточно спортивных объектов? Можно еще строить?

— Насколько я помню, Казань только на 51 процент обеспечена спортивными сооружениями, если взять федеральные нормативы.

— А по ценам как? Почему говорят, что дорого?

— Стоимость варьируется в зависимости от количества занятий в неделю. В бассейне «Буревестник» месячный абонемент для детей и пенсионеров на двухразовое посещение в неделю стоит 840 рублей, взрослый — 1,2 тысячи рублей. Посещение с 6 утра до 16 часов. Вечернее время для взрослых на 400 рублей дороже. Студенты утром платят 500 рублей, а вечером — 1 тысячу рублей в месяц. Причем по времени нахождения в бассейне не ограничиваем. «Безлимитка» для взрослых стоит 2,4 тысячи рублей. Стоимость месячного абонемента по теннису на часовые занятия два раза в неделю — 2,4 тысячи рублей. 

 

— Летом для детей что-то наподобие лагерей проводите?

— Пока мы имеем опыт организации дневного лагеря в академии тенниса. Но собираемся расширять эту практику на других объектах.

50% СТОИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТЫ ДОЛЖНЫ ЗАРАБОТАТЬ САМИ

— Ваши объекты финансирует федеральный центр?

— Мы получаем федеральные средства, обеспечивающие образовательную деятельность и частичное содержание спортсооружений. Чтобы закрыть существующий дефицит бюджета — до 50 процентов стоимости содержания объектов, мы должны зарабатывать. Это касается всей инфраструктуры.

— Получается, академия спорта — один из крупнейших игроков на рынке Казани в области спортивных услуг. У вас, наверное, должна быть управляющая компания, соответственно подготовленный менеджмент?

— Это очень специфический рынок, на который мы со своими объектами только-только заходим. Например, Дворец водных видов спорта, согласно плану, должен заработать 46 миллионов рублей в год. Такой план есть у каждого из наших объектов. Все учатся зарабатывать. Задача директоров — обеспечивать их содержание и развитие.

— Но модель управления найдена?

— Когда в 2010 году было принято решение о переводе вуза в Казань, мы понимали, что у нас есть время до Универсиады сформировать всю инфраструктуру, определиться со схемой эксплуатации. Я считаю, что мы этим временем правильно воспользовались. У нас работают квалифицированные кадры. Сегодня наши специалисты знают, как действует система, умеют оказывать услуги населению и обеспечивать проведение соревнований на достойном уровне.

— Наши дети (возраст от 4 лет и старше) обучаются в казанской академии тенниса, где температура в холодные дни в залах на уровне 15 градусов. Дети занимаются в шапках и теплых костюмах, но все равно очень мерзнут и, соответственно, заболевают. Администрация о проблеме знает, но сделать ничего не может. Якобы проблема существует не первый год, решить ее нет возможности. Что же делать? (Галямова Эльмира)

— Проблема такая была, и мы приняли соответствующие меры своими силами, хотя там строительный брак. Но сегодня температурный режим там нормальный.

— Строители будут ликвидировать свой брак?

— Конечно, мы к ним уже обратились.

«В РОССИЙСКИЙ СПОРТ СЕГОДНЯ МНОГО ВЛОЖЕНО»

— Помогают ли ваши студенты на соревнованиях в Сочи? И как они будут закрывать свои долги по учебе? (Евгений Соколов)

— В рамках соглашения академии с оргкомитетом Игр по реализации волонтерской программы в прошлом году три группы наших студентов выезжали в Сочи работать на тестовых соревнованиях — чемпионатах мира по фристайлу, сноуборду и хоккею среди юношей. Они прошли предварительную стажировку, хорошо знают объекты, поэтому 37 студентов академии получили предложение о сотрудничестве и стали волонтерами Олимпийских и Паралимпийских игр. Двое студентов были приглашены работать в качестве временного персонала. Большинство из этих ребят хорошо учатся, мы дали им возможность закрыть сессию досрочно.

— Кстати, а вы сами ездили в Сочи, спортивные объекты смотрели?

— Да, я был в Сочи. Масштаб впечатляет! Но наши объекты не хуже. Это действительно достояние республики и Казани. Считаю, в российский спорт сегодня много вложено, проведена очень большая работа. Министерство спорта РФ очень системно подходит к развитию физической культуры и спорта в стране и в законодательном плане, и в развитии инфраструктуры. Многое строится, уделяется большое внимание подготовке специалистов, требования к подготовке кадров для спорта растут. То, что сделано в ходе подготовки к Олимпийским играм, в любом случае будет работать на развитие спорта, пропаганду здорового образа жизни. Но главное — в конечном итоге все это работает на каждого из нас.

— Юсуп Диганшеевич, спасибо за интересный разговор. Надеемся, что у российского спорта хорошее будущее, раз подготовке спортсменов и тренеров стали уделять столь пристальное внимание. Успехов вам!

z=z=z

Справка

Якубов Юсуп Диганшеевич родился 14 апреля 1960 года в селе Татарская Голышевка Карсунского района Ульяновской области. По окончании школы работал учителем истории в средней школе №3 в Целиноградской области Казахской ССР. Окончил исторический факультет КГУ по специальности «историк, преподаватель истории и обществоведения» (1983). Кандидат политических наук. Заслуженный работник физической культуры и спорта РТ.

1983 - 1985 — служба в Советской армии.

1985 - 1987 — секретарь комсомольской организации ремонтно-инструментального завода КАМАЗа.

1987 - 1991 — второй, первый секретарь Горкома ВЛКСМ Набережных Челнов.

1991 - 2000 — вице-мэр Набережных Челнов по вопросам развития спорта, делам молодежи и охраны общественного порядка.

2000 - 2004 — депутат Государственного совета РТ.

2004 - 2010 — первый заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

С июня 2010 года — и. о. ректора Камской академии физкультуры, спорта и туризма.

В ноябре 2010 года избран ректором Поволжской государственной академии спорта и туризма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции