К 2014 ГОДУ ХОЛДИНГ "ЭР-ТЕЛЕКОМ" РАССЧИТЫВАЕТ НА $1 МЛРД. ВЫРУЧКИ И НА 10 МЛН. АБОНЕНТОВ"
Пермский холдинг "ЭР-Телеком" (ему принадлежат брэнды "Дом.ру", Диван-ТВ", известные также и в Казани) принял решение развиваться самостоятельно, несмотря на то, что интерес к его покупке проявляли и "большая тройка" в лице Билайна, МТС и МегаФона, и Связьинвест. В компании разработана стратегия развития до 2014 года. К этому моменту ЭР-Телеком надеется занять 20% рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и кабельного телевидения по выручке – она должна составить миллиард долларов. О новой стратегии рассказывает гендиректор ЭР-Телекома Андрей Семериков.
РЕШИЛИ ЭНЕРГИЧНО РАЗВИВАТЬСЯ
- Как вы пережили кризисный 2009 год?
- В 2009 году мы впервые вышли на безубыточность по операционной прибыли. Рентабельность по чистой прибыли составила 25 процентов. В целом ни мы, ни рынок серьезного влияния кризиса не заметили, хотя темпы роста замедлились в первом полугодии, особенно в сфере платного ТВ. В 2009 году мы подключали в среднем 31 тысячу абонентов ШПД в месяц, что на девять процентов выше аналогичного показателя 2008 года. Кризис замедлил темпы роста. До кризиса нам удавалось расти на 150 – 250 процентов ежегодно. Теперь же, в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, темпы снизились в несколько раз. Мы показали рост значительно выше рынка, который, по нашим оценкам, увеличился лишь на 22 – 23 процента.
- Недавно компания завершила разработку пятилетней стратегии развития. Расскажите подробнее о ваших планах.
- На фоне благоприятной экономической ситуации в компании мы решили более энергично развиваться. Была разработана стратегия развития до 2014 года, которая предполагает, что компания займет к этому моменту 20 процентов рынка услуг доступа в Интернет и платного ТВ в России. Сейчас ЭР-Телеком занимает семь процентов в сегменте ШПД и восемь процентов на рынке кабельного ТВ. В первую очередь нас интересуют города с населением свыше 200 тысяч человек. Мы знаем рыночную ситуацию в 90 таких городах и следим за ними уже в течение трех лет. При этом ЭР-Телеком будет выходить лишь в те города, где есть возможность стать лидером в течение трех лет. В 2014 году мы планируем достичь капитализации в три – пять миллиардов долларов. Доля в 20 процентов обеспечит нам лидерство на рынке. Считаем, что объем рынка ШПД и кабельного ТВ к 2014 году достигнет пять миллиардов долларов. Таким образом, мы рассчитываем на один миллиард долларов выручки и на десять миллионов абонентов.
- Но "большая тройка" и Связьинвест объявляли о не менее амбициозных планах по развитию на этом рынке, планируя в том числе и покупку операторов…
- Мы считаем, что все серьезные слияния в телеком-отрасли закончились. Поэтому борьба за место на рынке будет вестись в основном органически.
СЕТИ С НУЛЯ В 17 ГОРОДАХ
- А сами покупать активы не собираетесь?
- До сих пор ЭР-Телеком развивался без поглощений и с нуля строил сети в 17 городах. В 12 из них сейчас мы являемся лидерами рынка КТВ и ШПД по выручке с долями 35 – 60 процентов. В ноябре прошлого года мы запустили пять новых проектов – Саратов, Барнаул, Липецк, Красноярск и Воронеж.
- Каков прогнозируемый объем инвестиций? Откуда планируете взять средства на реализацию стратегии?
- Инвестиции в развитие бизнеса в пяти новых городах в этом году планируются на уровне двух миллиардов рублей, к концу года мы намерены охватить сетью 900 тысяч домохозяйств. В существующие города будет вложено еще около миллиарда рублей. Стратегия развития будет профинансирована как за счет собственных, так и за счет привлеченных ресурсов. Дополнительно в течение пяти лет потребуется еще около 500 миллионов долларов. Для их привлечения акционер готов продать пакет акций. Контроль отдавать совершенно точно не хотим. Сейчас ЭР-Телеком уже серьезно продвинулся в переговорах с инвесторами.
В 2010 году мы планируем увеличить выручку на 40 процентов, до 6,4 миллиардов рублей. При этом возможны существенные изменения бюджета текущего года в связи с нашей стратегией – по мере географического расширения. Мы делаем ставку на предоставление услуг высокого качества и клиентский сервис, при этом, выходя на новые рынки, мы не демпингуем – часто наши цены превышают предложения конкурентов. Таким образом, ARPU как по кабельному ТВ, так и по Интернету либо выше, либо сравним с показателями местных игроков, включая федеральных операторов.
- Кто эти инвесторы? Когда планируется совершить сделку?
- Имена инвесторов пока мы не разглашаем. Это западные инвестфонды, имеющие опыт инвестирования в телекомы. Сделки будут проходить поэтапно, ведь все 500 миллионов долларов нам не нужны именно сейчас, единовременно. Привлеченные инвестиции будут растянуты во времени. Чем позже мы будем привлекать капитал, тем меньше поделимся с инвестором своей стоимостью. К 2014 году партнер, скорее всего, будет уже не один. Мы же не можем сразу войти во все 90 городов. К примеру, может банально не хватить оптоволокна. Первая сделка будет скорее всего в этом году. Пакет, который будет продан к 2014 году, будет меньше блокирующего.
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ
- В какую сумму инвесторы оценили вашу компанию?
- Оценки предполагают премию за рост, ведь мы привлекаем инвесторов, чтобы разделить как риски, так и будущий успех. У нас есть разные оценки – есть расчет по сопоставимым сделкам, по денежным потокам, есть даже расчет ликвидационной стоимости. Поэтому я не назову вам стоимость нашей компании – однозначной оценки нет. Наша задача – привлечь 500 миллионов долларов, и пока точно неизвестно, сколько акций для этого потребуется. Возможно, что скоро нас можно будет оценить и в 2 - 2,5 миллиарда долларов, то есть может хватить и 20 процентов акций. Мы считаем, что нам на финансирование всей стратегии на пять лет 25 процентов хватит.
- Есть ли у вас планы по выходу на биржу?
- IPO стоит в одном ряду с другими способами привлечения инвестиций. Мы рассматриваем возможность IPO, но сроки выхода и площадка пока не определены.
- Аналитики называют преимуществом федеральных операторов наличие собственной магистральной сети. Планируете ли вы строить собственные магистральные сети?
- Рентабельность услуг ШПД гораздо выше, чем у услуг транзита трафика. Бизнес, связанный с магистральным провайдингом и розницей, – разный бизнес. Тут совершенно разные подходы к продажам, бизнес-процессам, различные уровни технического и клиентского сервиса. Я не вижу, как гармонично соединить эти виды бизнеса, создав универсальную компанию. Любой розничной компании, которая работает на нескольких рынках, магистральный бизнес может только помешать. К примеру, если оператор имеет сестринскую магистральную компанию, он вынужден пользоваться только ее услугами и находится в менее выгодном положении, чем мы. Как он работает, успел ли расширить канал, "падал" ли его канал — в отношениях с "сестрой" это никого не интересует. Мы же каждый месяц можем свободно выбирать между магистральными провайдерами.
САМЫЙ КРУПНЫЙ РЫНОК – МОСКВА
- Каков ваш прогноз по развитию рынка ШПД на 2010 год?
- По нашим прогнозам, в 2010 году рынок ШПД вырастет на 23 процента – темпы роста замедляются в связи с постепенным насыщением, а проникновение в городах-миллионниках уже перешагнуло за 70 процентов. Поэтому основной прирост в 2010 году придется на города с населением 500 тысяч человек и ниже. Платежеспособный спрос в этих городах ниже, чем в миллионниках, отсюда и замедление темпов роста. В миллионниках же число реальных новых абонентов неуклонно сокращается. К примеру, в Новосибирске у нас только 60 процентов подключений – новые абоненты, а остальное – переток.
- Не рассматриваете ли возможность выйти на столичный рынок?
- Конечно, рассматриваем. Москва – самый крупный рынок, но при этом и самый высококонкурентный, который требует очень больших вложений. Лидирующие позиции нам в Москве занять за три-четыре года будет довольно трудно. Главный потенциал российского рынка сейчас в регионах, поэтому наша стратегия и ориентирована на крупные российские города, кроме Москвы. В России достаточно городов для развития. Чтобы у нас был миллиард долларов выручки через пять лет, достаточно расти по 50 процентов, а не по 150 процентов, как нам удавалось ранее.
- По неофициальной информации, к покупке ЭР-Телекома проявляли интерес компании "большой тройки" и Связьинвест. Раз вы сделали ставку на портфельного инвестора, переговоры со стратегами ничем не завершились?
- Все чаще приходится читать, что кто-то нас хочет купить. Но мы ведем деятельность исходя из долгосрочной стратегии, ЭР-Телеком – стратегический игрок в отрасли. И наши планы по доле рынка в 20 процентов в 2014 году, надеюсь, исключат спекуляции по поводу наших слияний с кем-либо из крупных игроков. Тем не менее ЭР-Телеком не уклоняется от переговоров с участниками рынка.
По материалу РБК daily
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.