Меня часто спрашивают, где я работаю: на «Нэфис Косметикс» или на «Казанском жировом комбинате»?  Хочется внести ясность – в группу компаний «НЭФИС», которая является одним из крупнейших в России производителей товаров массового повседневного спроса, входят 4 предприятия.  Их курирует наш PR-отдел (в рамках своих полномочий, конечно): 

1.jpg

ОАО «Нэфис Косметикс» - производитель химической продукции: бытовой химии и продукции технического назначения. Компании принадлежат известные бренды и торговые марки «AOS», «BiMax», «Sorti», «Биолан», «Love», «Лесная полянка», «Целебные травы», «Я родился», «Завод бр. Крестовниковыхъ». Всего предприятием выпускается более 300 наименований продукции.

В настоящее время ОАО «Нэфис Косметикс» занимает лидирующие позиции во всех ключевых сегментах рынка бытовой химии и продукции технического назначения. Компания занимает вторую позицию на российском рынке средств для мытья посуды и третью на рынках стиральных порошков и порошкообразных чистящих средств.

Дмитрий Владимирович Хайбуллин - генеральный директор ОАО «Нэфис Косметикс»

 

2.jpg

ОАО «Казанский жировой комбинат» - современный производственный комплекс по выпуску масложировой продукции: майонезов, бутилированного растительного масла, соусов и кетчупов. Продукция предприятия под брендами "Mr.Ricco", "Ласка", "Томаччо" реализуется через дистрибьюторскую сеть, охватывающую все регионы РФ и страны СНГ. 

Дмитрий Анатольевич  Самаренкин -  председатель совета директоров ОАО "Казанский Жировой Комбинат"

Дмитрий Ринатович Зиннуров –  генеральный директор ОАО "Казанский Жировой Комбинат"

 

 

3.png

ОАО «НЭФИС – БИОПРОДУКТ» - крупнейший завод в Восточной Европе, ориентированный на производство различных видов пищевой продукции в прозрачной ПЭТ-упаковке.   Работает в едином технологическом комплексе с  «Казанским жировым комбинатом»  и «Казанским маслоэкстракционным заводом».  Главное конкурентное преимущество завода – принципиальная новая ПЭТ-упаковка, обладающая высокими потребительскими свойствами. По сравнению с традиционными аналогами она более удобна, экологична, эстетична, а также обеспечивает более длительный срок хранения. Выпускает  майонезы, кетчупы и соусы,  в перспективе планируется освоить производство новых  категорий продуктов – овощных заправок, горчицы, аджики, сиропов и других.

Наталья Ивановна Дорохова – генеральный директор ОАО «НЭФИС-БИОРОДУКТ»

 

4.jpg

ОАО «Казанский МЭЗ» является одним из крупнейших переработчиков масличных культур в России, отличительной особенностью которого является его универсальность – завод способен перерабатывать как рапс, так и подсолнечник. Основной вид продукции - подсолнечное и рапсовое масло, которое в свою очередь используются в производстве как масложировой, так и химической продукции.

Михаил Федорович Сыровацкий – генеральный директор ОАО «Казанский Маслоэкстракционный Завод»

По итогам 2012 года Группа Компаний «НЭФИС» занимает  1 место по отрасли и 10 в общем рейтинге в ТОП-100 самых динамичных потребительских компаний России. Выручка от реализации готовой продукции в 2012 году составила 20 миллиардов рублей.

Но так было далеко не всегда. Сравнительно недавно, в 90-ых годах «Нэфис» был фактически банкротом и, пережив столетнюю историю, «Нэфис» так бы и почил в бозе, если бы не команда топ-менеджеров, которая возглавляет Группу Компаний сейчас. В те годы многие предприятия, как вы помните, закрывались, захлебнувшись в волнах рыночной экономики.  Однако у «Нэфиса» оказалось не только эффективное молодое руководство, но и крепкие корни.

Меня впечатлила история компании, она опубликована на сайте www.nefco.ru, но мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми деталями, которые, как мне кажется, мистическим образом влияют и на день сегодняшний. Впрочем, долой экзальтацию, вот только факты.

 

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ

6.jpg

Свечи для VIP

Открытие первой в Казани фабрики – стеариново-свечного завода Крестовниковых, состоялось 28 декабря 1855 года при большом стечении народа с проведением молебна и освящением.

 Первая партия свечей была выпущена в январе 1856 года. Николай Крестовников не преминул показать их губернатору: «Помню, я повез их в роскошном бархатном футляре. Футляр изнутри был отделан темно-синим атласом и свечи, и без того белые, казались еще белее от синего фона. Губернатор с женой были удивлены качеством свечей и их белизной. Спустя некоторое время губернатор посетил завод», - пишет он в мемуарах.

 

5.jpg

Мощная научная база

150 лет бурного развития «Нэфис Косметикс» едва ли были бы возможны без прочного научного фундамента. Знаменитая казанская химическая школа постоянно помогала компании совершенствовать продукцию и повышать эффективность производства. В 1868 году завод пригласили известного казанского ученого-химика Константина Зайцева создать и возглавить на заводе собственную лабораторию. Учитель Зайцева – крупнейший ученый Александр Бутлеров, посещая завод в 1873 году, отметил, что «он возник на совершенно рациональных началах науки».

 Именно опыты Зайцева заложили основу крупного ноу-хау, впервые в мире внедренного на казанском предприятии, –  каталитической гидрогенизации растительных жиров.

Мощная научная база стоит за достижениями «Нэфис Косметикс» и сейчас. Одно из ярких достижений – разработка формулы моющего средства AOS, которое занесено в Книгу рекордов России. Не удивительно – ведь одной бутылкой средства, разработанного казанскими учеными, на глазах у множества зрителей удалось отмыть 9664 тарелки! 

Мыло как побочный бизнес

Поначалу завод ориентировался исключительно на производство свечей, самого востребованного тогда товара. Но часть свечного сала и олеиновая кислота от его переработки,  оставались незадействованными. Выбрасывать было жаль, поэтому Крестовниковы решили делать у себя на фабрике еще и мыло.  Самым дорогим считалось «мраморное» мыло, в рецептуре которого использовался «американский гарпиус», то есть канифоль. Медленно охлаждая смесь, мыловары получали красивый рисунок, действительно похожий на мрамор.

Дальше – больше. В мыле стали использовать яйца. Точнее, желтки шли в мыло, а белки – в свечи. В 1890 году  завод впервые выпустил мыло, которое стало в России ноу-хау – оно могло стирать даже в холодной воде. 

Но производство мыла не было для завода Крестовниковых  ключевым направлением. Так, в 1900 году  из 2260 работников только 88 было занято мыловарением, тогда как в свечном цехе работали 923 человека. Тем не менее, к 1914 году на долю фабрики приходилось двенадцатая часть всего российского производства мыла (по свечам – половина).

7.jpg
8.jpg

Иосиф и Валентин Крестовниковы

Официальный поставщик мыла для императорского двора

 Свою первую награду завод получил в 1861 году. Это была большая золотая медаль от Экономического общества России. Далее – в том же году – серебряную медаль от Министерства финансов России. В том же году, участвуя в Санкт-Петербургской мануфактурной выставке, Крестовниковы впервые получили право использовать на выставках и изделиях изображение Государственного герба России, как официальные поставщики мыла для императорского двора. 

Топ-менеджеры Крестовниковы

 Революционный 1905 год не обошел стороной Казань и ее промышленные предприятия. В то время как пролетарии с других казанских предприятий требовали улучшений условий труда, для рабочих завода Крестовниковых вся революция вылилась в просьбу об увеличении зарплаты. С 1 февраля Крестовниковы подняли плату во всех отделениях на 5-10 процентов, и это решило проблему - протесты смолкли.

Причина тому – огромный авторитет Крестовниковых среди работников, и их отеческое отношение к ним. Яркий пример патриархального духа, царившего на предприятии, – знаменитое завещание Крестовникова. Один из основателей завода Иван Крестовников умер в 1904 году, когда никакой революцией еще и не пахло. 100 тысяч рублей из своего капитала – огромные по тем временам деньги – он завещал своим рабочим. Эти деньги были переданы заводу с тем условием, что проценты с них регулярно будут идти на помощь работникам. Их использовали для выплаты «наградных» рабочим, имеющим большой и безупречный стаж работы на заводе. Значительная часть денег шла также на пенсионное обеспечение.

Крестовниковы были чрезвычайно умными и дальновидными предпринимателями, которые понимали, что трата денег на улучшение жизни работников на самом деле инвестиции в стабильность бизнеса. Их расчеты оправдывались. Так, в июле 1905 года многие рабочие Казани поддержали стачку на текстильной фабрике Алафузовых, требовавших восьмичасового рабочего дня, отмены штрафов и т.д. Рабочие Крестовниковых участвовать в ней не стали.   

Завод выделяет …  чистый кислород

Первое десятилетие двадцатого века для завода Крестовниковых прошло под знаком внедрения инновации мирового масштаба. Впервые была найдена возможность для промышленного расщепления растительных жиров и получения салонина для свечей и мыла без использования самого сала.

 Первая заводская установка для гидрогенизации жиров имела высоту в 2,8 метра, диаметр 0,8 метров, а вместимость 800 литров. Это был прообраз современных автоклавов, занимающих ныне по два этажа. На это ноу-хау был получен патент Российской империи №60276, и уже в 1909 году процесс был полностью освоен и принят в эксплуатацию. А в 1911 году под гидрогенизацию жиров был построен целый завод на 20 электролизеров.

 Любопытной особенностью нового производственного процесса стало образование в ходе него побочного продукта в виде… чистого кислорода. В дальнейшем производстве он применения не находит, поэтому, предприятие до сих пор обогащает им атмосферу. 

Первый в России аспирин

Первая мировая война отрезала Россию от поставок важнейших товаров. Самая катастрофическая потеря – многие лекарства, которые в основном поставлялись как раз из Германии. Помочь делу взялись казанские химики. В кратчайшие сроки они наладили на заводе Крестовниковых первое в России производство аспирина.  Уже вскоре производство аспирина самого высшего качества было доведено до 1 пуда (16 кг) в день. Более того, казанский аспирин высоко оценили фармацевты и медики во всем мире. Все признавали, что по лечебным свойствам он не уступает немецкому препарату, а по чистоте превосходит и его, и швейцарский, и американский аспирин. Это производство просуществовало до 1919 года, и впоследствии разработанные в Казани технологии были использованы другими фармацевтическими заводами страны.

Братья Крестовниковы эмигрировали и в 1919 году завод  перешел к организации под названием Центрожир  и стал называться «Государственный мыловаренный и свечной завод №1 бывших Крестовниковых».

Эпоха  частного капитала в России закончилась.   К чему это привело – читайте в следующем «выпуске».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции