Молодежь в Египте не нуждается в образовании субкультур как контекста, в котором она может реализовать свои интересы. Молодые египтяне чувствуют себя самодостаточными в поле традиционной культуры. 

egypt_2005.1119786240.jpg
 

НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ - НЕТ СУБКУЛЬТУР?

В Египте практически отсутствуют молодежные субкультуры. Здесь нет панков, рэперов, эмо, готов, ролевиков, отаку, фурри и прочая, и прочая… Не потому, что на государственном уровне запрещено, как это некогда было в СССР. Не потому, что информация, связанная с этими субкультурами, недоступна египетской молодежи. Подрастающее поколение так же, как и во всем мире, каждый день припадает к компьютеру и исследует просторы bнтернета. Сидит на Facebook и других многочисленных соцсетях, смотрит иностранные фильмы, слушает западную музыку. Однако «городских племен» и «тусовок» здесь просто нет, но на то, конечно, имеются свои причины.

Между тем, субкультуры во множестве процветают в традиционных по типу ментальности восточных обществах, например, в Азии – Японии, Корее, Китае. Таким образом, молодежные контрсообщества не являются атрибутом именно западной цивилизации. Так почему же их практически нет на Ближнем Востоке? Мы не говорим о Саудовской Аравии, конечно, мы говорим о Египте, стране куда более открытой, нежели нефтяная монархия. Да и не в свободе дело. Как показывает история, даже в СССР за железным занавесом возникали субкультуры битников и стиляг, рокеров и панков, несмотря на любые запреты, облавы и общественное порицание.

Волей неволей приходишь к выводу, что молодежь в Египте просто не нуждается в образовании субкультур как контекста, в котором она может реализовать свои интересы. Почему вообще возникают субкультуры? Социологи не пришли к единому выводу, на этот счет существует несколько теорий. Чаще всего принято говорить, что новое поколение собирается в «городские племена», чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить повое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию. Наверно, такое толкование соответствует причинам появления субкультур в СССР: государственная идеология утрачивает поддержку общества, показывает свою несостоятельность, а одобренная партией заскорузлая массовая культура приобретает мумифицированные черты. Возникают подвальные сообщества, как способ реализации альтернативы - творческой,

730045be132d.jpg
 

политической, социальной.

ЕГИПТЯНЕ ЖИВУТ СРАЗУ В НЕСКОЛЬКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПЛАСТАХ

Идеологическое ядро египетского общества - культ семьи и религия - монументально. Основная культура доминирует безнасильственным путем, любима и разделяема всеми. Большое значение имеет развитый механизм преемственности:  верность традициям, народному творчеству является обязательной частью воспитания молодых египтян. В таком обществе появление контрсообществ, стремящихся обособиться от основной культуры, очень трудно себе представить. Идеологические и культурные противоречия в обществе приводят к образованию субкультур, социально-экономические – революций. Видимо, с первым пунктом у жителей страны пирамид все в порядке.

В культурном пространстве египтян сосуществуют сразу несколько идейно-временных пластов. Это древний мир с его архитектурой, праздниками, сохранившимися со времен фараонов; общеарабская культура, примером которой может служить танец живота или танец дервишей и суфиев «танура»; исламская культура; современное идейное пространство, сформированное под влиянием Запада. В жизни человека все эти пласты могут присутствовать одновременно. Представьте себе молодого египтянина. Утром он пьет кофе, глядя на пирамиды, которые видны из окон его квартиры в Гизе, днем с удовольствием слушает азан, вечером идет на свадьбу к другу, где, как и тысячу лет назад, танцуют народные танцы живота и юбок, а ночью вполне может завернуть в какое-нибудь заведение с электронной музыкой. Египтяне живут в атмосфере культурного плюрализма, где контрсообщества западного типа, как мне кажется, просто избыточны.

10.jpg
 

«БЫТЬ НЕФОРМАЛОМ СТЫДНО…»

Молодежь в Египте, как и повсюду, разная: образованная и безграмотная, бедная и богатая, религиозная и не очень. А вот субкультур как таковых нет. О причинах отсутствия этого заметного элемента современного общества я расспросила молодого каирца. Вот наш диалог:

- Почему у вас нет контрсообществ? Ну, например, панков, рэперов? (про эмо и готов даже не стала спрашивать, уже понимая, что первые как-то несовместимы с арабским менталитетом, а вторые, скорее всего, будут приравнены к слугам шайтана).

- Есть те, кто слушает панк-рок или рэп, речь об этом?

- Нет, этого недостаточно. Они должны образовывать «тусовку», сообщество, иметь какие-то общие мероприятия, сайты в интернете, ритуалы, сленг, стиль одежды, образ жизни…

- Такого нет вообще. Музыка как часть жизни присутствует в жизни каждого египтянина, если это западная музыка, то ее просто слушают, не более того. Вокруг нее не строятся сообщества.

- Ну, музыка - это только атрибут. Хорошо, что делает молодой человек, если он, например, чувствует конфликт со всем миром, как он проявляет это? Я не  имею в виду какие-то уголовные действия, как это выражается на уровне его пристрастий? В какие стаи такие сбиваются?

- Такие юноши становятся футбольными фанатами. Совсем отмороженные - «ультрас», которые постоянно участвуют в беспорядках со времен революции 2011 года.

 - Ну а творческий протест? Неужели совсем нет «скандальных» направлений в музыке?

- Каких-то отклонений нет. Есть фольк-музыка, ее можно услышать на свадьбах, например, есть поп – все, что крутят по музыкальным каналам и радио. Разной степени качества. Хотя, постой, в последние два года набирает популярность примитивный стиль в музыке – «шааби». Это дикая безвкусная «электронщина», с небольшим набором выкрикиваемых слов, никакого связного текста. Сначала ее подхватили водители автобусов и «тук-туков», потом она даже попала на радио. Сейчас ей увлекаются многие.

 - А как общество к этому относится? Есть какие-нибудь телепередачи, где всеми уважаемые деятели культуры изо всех сил эту «тук-тук-музыку» критикуют?

 - Да, многие обсуждают, говорят, что это просто музыка фриков. В этом стиле популярны две группы, в одной из них солист осветил себе волосы. Многие находят это смешным.

- А если парень хочет выделиться, например, покрасить волосы, надеть странную одежду? Есть у вас такие модники-неформалы, например, в студенческой среде?

 - 99,9 процента парней этого не сделают, потому что им будем стыдно ходить в таком виде по улицам. Люди будут показывать пальцами и смеяться. Семья будет порицать. То же относится к татуировкам и пирсингу. Вообще, в Египте ты найдешь очень много «усредненных» людей. Нам не свойственны крайности. Многим безразлична мода. Если кто-то выделяется своим внешним видом, то он, скорее всего, следует примеру пророка Мухаммеда, подворачивая штаны и отпуская бороду, нежели образу какого-нибудь панка, надевая косуху и ставя ирокез.

...Вот такой получился скудный субкультурный набор. Хочется думать об этом в таком ключе: раз нет тех, кто «в контрах», молодые египтяне чувствуют себя самодостаточными в поле традиционной культуры, а значит, она успешна в настоящем и будущем. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции