Одним из главных экономический событий в мире на этой неделе стал саммит БРИКС в Южной Африке.
Все говорят, что мы в месте…
Виктор Цой
КВАЗИЕДИНСТВО
И снова в фокусе внимания саммит весьма значимых сторон. На сей раз надежд на значимые результаты было куда больше, ведь встречались не болтуны вроде G8 или G20, а группа ведущих развивающихся стран БРИКС, состоящая из Бразилии, России, Индии, Китая и недавно присоединившейся ЮАР.
Сам термин БРИК (тогда еще без ЮАР) был предложен в 2001 году ведущим аналитиком американского инвестбанка Goldman Sachs Джимом О'Нилом. Акроним очень быстро приобрел известность и популярность; пришелся он по душе и самим странам, которые ранее не особо помышляли о единстве подходов (не считая некоторых мессианских-маргинальных воззрений в России конца 1990-х годов о создании треугольника Россия-Индия-Китай в противовес Западу), поскольку являлся, фактически, их признанием со стороны этого самого Запада. Страны начали общаться более плотно и уже совместно, а не на двухсторонней основе, но первый саммит прошел лишь в 2009 году в Екатеринбурге. ЮАР же официально присоединилась к организации в феврале 2011 года.
В теории, конечно, все замечательно. Каждая из стран-участниц группы обладает определенными преимуществами в той или иной экономической сфере деятельности. Россия богата энергоносителями и вообще полезными ископаемыми, Китай – редкоземельными металлами и недорогой рабочей силой (впрочем, стабильно дорожающей), Индия предоставляет всему миру интеллектуальные ресурсы, Бразилия экспортирует продовольствие (что вполне логично для страны, находящейся, фактически, в экваториальной зоне), наконец, природные ресурсы ЮАР также весьма велики и разнообразны. Пять стран группы БРИКС могут, действуя единой структурой, весьма эффективно делать политику в планетарном масштабе. Увы, от теории до реальности огромная дистанция, что и показал только что завершившийся в южноафриканском Дурбине V саммит БРИКС.
ТУРБУЛЕТНОСТЬ НА РЫНКАХ
Итогом саммита, который так и не отошел от диалогов и не перерос в "полноформатный механизм стратегического взаимодействия" стал, как это водится, пакет документов. Подписаны были итоговая декларация, Этеквинский план действий (по названию района Дурбана, где проходил саммит, декларация также носит это имя), многостороннее соглашение о софинансировании инфраструктурных проектов в Африке, декларация о создании делового совета БРИКС и декларация об учреждении консорциума экспертных центров БРИКС.
Наиболее значимым здесь следует считать создание Делового совета; от России в него вошли глава ВЭБ Владимир Дмитриев, глава РФПИ Кирилл Дмитриев, глава Ростехологий Сергей Чемезов и глава РЖД Владимир Якунин. Можно надеяться на то, что его работа интенсифицирует торговые взаимодействия между странами; Владимир Путин выразил надежду, что принятые на форуме документы "помогут преодолеть турбулентность на мировых рынках", что, с нашей точки зрения, все же сомнительно, впрочем, об этом ниже. Аналогично позитивно высказался и новый глава КНР Си Цзиньпин, заявивший, что "Потенциал развития БРИКС воистину безграничен", но вместе с тем отметивший, что "настоящий потенциал сотрудничества еще предстоит осознать".
РИТУАЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Главный негативный итог саммита – не удалось достигнуть договоренностей по созданию общего банка БРИКС, Банка развития, который по определению должен бы быть рабочей структурой, а не говорильней. Изначально предполагалось, что его уставной капитал составит $10 миллиардов, по $2 миллиарда с каждой страны-участницы, но внезапно выяснилось, что продавить выделение таких сумм через парламенты стран будет затруднительно. Выяснилось также, что у Китая есть идея увеличить капитал до $50 миллиардов, с соответствующим увеличением взносов. Разногласия также были и в вопросе управления: Китай настаивал на квотном распределении голосов, когда страны-участники получают количество голосов в зависимости от размера взноса в уставный капитал, но это не встретило понимания у других стран. Еще одним камнем преткновения стал вопрос о месте расположения штаб-квартиры этого банка. Идея продолжает считаться перспективной, но до ее реализации еще очень далеко.
Также не было достигнуто договоренностей о создании валютного резерва для использования в чрезвычайных обстоятельствах. После прошлогоднего саммита главы государств поручили министрам финансов и главам ЦБ изучить возможность создания такого механизма, те предсказуемо заявили что да, ввести его в действие будет хорошо и полезно, но и только. Подводных камней здесь еще больше, чем в вопросе с общим банком, но опять же – идея признана правильной.
Разумеется, не обошлось и без ритуальных заявлений о текущих опасностях и рисках. Так, страны БРИКС признали Палестину как государство, поддержали исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике, а не решений ЛАГ, признали центральную роль в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, признали право Ирана на мирное использование атомной энергии.
Но основные громы и молнии все же были в экономической сфере. В итоговом документе было отмечено, что "некоторые из предпринимаемых действий ведут к "переливу" негативных последствий в другие экономики мира. Сохраняются значительные риски, и функционирование мировой экономики все еще не отвечает нашим ожиданиям". Продолжился он замечанием: "Мы подчеркиваем необходимость того, чтобы развитые экономики предприняли соответствующие шаги с целью возвращения доверия, поощрения роста и обеспечения уверенного восстановления экономики". Было высказано недовольство "нестандартными мерами в области денежно-кредитной политики, которые привели к наращиванию ликвидных средств в мире". Завершился он указанием, что "крупнейшим центральным банкам следует избегать непреднамеренных последствий таких мер, выражающихся в увеличении волатильности потоков капитала, валют и цен на сырьевые товары, что может иметь негативные последствия для роста других экономик, в особенности развивающихся стран". Досталось также и МВФ: "Мы по-прежнему озабочены медленным темпом реформы МВФ. Мы осознаем настоятельную необходимость осуществить, как это было согласовано, реформу системы управления и квот МВФ".
Похоже, это и есть ключевая проблема БРИКС. Конечно, можно прыгать и радоваться тому, что в странах БРИКС средний рост за 2012 год составил 4% против 0,5 - 0,8% в развитых странах. Но, по всей видимости, не учитывается то, что этот рост обусловлен возможностью стран БРИКС экспортировать товары именно что в развитые страны и что эти две группы плотно связаны между собой экономически. Даже Китай, который в последние годы предпринимает совершенно титанические усилия по переориентированю производств на внутренний рынок, находится еще только в самом начале этого пути, другим странам БРИКС и до этого далеко, впрочем, и рынки Бразилии, России и ЮАР не настолько емкие.
Собственно, все эти большие, относительно БРИКС, западные долги и обратились в конечном итоге в расширение потребительского спроса, включая спрос на товары и услуги из развивающихся стран. Иными словами, якобы безответственная денежно-кредитная политика Запада дает жить самим развивающимся странам. О том же свидетельствует прошлогодний доклад ВТО, в котором были проанализированы итоги 2011 года и дан прогноз развития мировой торговли на будущее. Прогноз на 2012 год был весьма пессимистичен (и, разумеется, оправдался), но дело в том, что в этом докладе была поставлена под сомнение сама концепция декаплинга.
Основная идея декаплинга заключается в том, что развивающиеся страны в состоянии в долгосрочной перспективе обеспечивать высокий экономический рост самостоятельно, независимо от того, что происходит в экономике развитых стран (самым наглядным проявлением декаплинга считалось сохранение высоких темпов роста Китаем в 2008 - 2009 годах). Но в докладе было показано, что экономическая ситуация в развивающихся странах в долгосрочном плане существенно зависит от спроса в развитых, и поэтому замедление роста в последних рано или поздно приведет к замедлению в первых.
Думаю, в обозримом будущем мы это увидим.
ПЯТЬ ЗВЕРЕЙ
Вместе с тем, саммит саммитом, но и свои личные дела тоже надо делать. В Дурбине Китай сепаратно договорился с Бразилией о создании своп-линии для взаимных выплат в торговле между этими двумя странами, объем составит $30 миллиардов – это примерно 40% торгового оборота этих стран. Россия же провела переговоры с ЮАР, достигнуты договоренности в атомной сфере, также было подписано рамочное соглашение о создании объединения для регулирования рынка платины.
Запомнился также этот саммит отвратительной организацией, а кроме того, странными случаями, которые в прессе политкорректно были названы "казусами". Путин помянул "большую пятерку" африканских зверей (слон, носорог, буйвол, леопард, лев), сказав, что стран в БРИКС тоже пять, предоставив всем догадываться кто есть кто. Охрана Путина чуть не подралась с охранниками на саммите, поскольку они хотели поставить на рентген секретные чемоданы. Это было снято телекомпанией Russia Today; видимо, нехватка роста у агрессивного негра была скомпенсирована стволом в кобуре; как сообщают, охранников Путина в итоге провели через черный ход. По территории саммита, по сообщениям, шастать мог практически кто угодно, но перед пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым и главой МИДа Сергеем Лавровым регулярно закрывали двери, причем охрана безразлично смотрела на попытки проникновения на территорию через другие двери – национальный менталитет, не иначе. Наконец, на финальной речи президента ЮАР в зале на несколько десятков секунд погас свет, и обесточен оказался не только зал, но вообще весь комплекс, где проходил саммит.
Так и хочется прокомментировать это словами поручика Ржевского из известного анекдота: "Дикари-с"!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.